Философия Ветошкин А.П., Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия. Учебник

Философия. Учебник

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 13.09.2015
ISBN: 9785392199846
Язык:
Объем текста: 700 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Раздел I. Введение в философию. Глава 1. Что изучает философия?

Глава 2. Философия в жизни общества и человека

Раздел II. Исторические типы философии. Глава 3. Философия Древнего мира

Глава 4. Античная философия. Формирование древнегреческой философии

Глава 5. Средневековая философия

Глава 6. Философия эпохи Возрождения

Глава 7. Рационализм и эмпиризм философии Нового времени

Глава 8. Немецкая классическая философия

Глава 9. Неклассическая философия

Глава 10. Феномен русской философии

Раздел III. Основы теоретической философии. Бытие. Сознание. Познание. Глава 11. Философское понимание мира и человека

Глава 12. Вопросы диалектики и теории познания в философии

Раздел IV. Основы социальной философии и философии истории. Глава 13. Общество как предмет философского анализа

Глава 14. Философия экономики

Глава 15. Социальная сфера общественной жизни

Глава 16. Философия политики

Глава 17. Духовная жизнь общества и человека

Глава 18. Личность и общество

Глава 19. Человек в мире культуры и цивилизации

Глава 20. О смысле истории и жизни человека

Заключение: философия в духовном самоопределении человека



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



РАЗДЕЛ I.
ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ


Глава 1.
ЧТО ИЗУЧАЕТ ФИЛОСОФИЯ?


1. Философия как любовь к мудрости или мудрость любви


2. Философия — путь духовного восхождения человека


3. Специфика предмета философии и ее характерные черты


4. Соотношение духовного и материального в философии: идеализм и материализм


1. Философия как любовь к мудрости или мудрость любви


Мир удивительных открытий и сокровенных мыслей уготован каждому, кто приступает к изучению философии — самой древней и увлекательнейшей науки. Но любую науку невозможно навязать человеку. Давно замечено, что никто и ничего не делает хорошего, если это против его воли. А вот полюбить философию, сродниться с ней, проникнуться интересом к ее вечно волнующим вопросам о смысле жизни, тогда действительно можно испытать состояние, выраженное вдохновенными пушкинскими строками: Духовной жаждою томим… Поистине, такая сверхзадача изначально стояла перед философским познанием, ибо любовь есть единственный удовлетворительный и достойный способ не просто существования, а самого бытия человека в его подлинном понимании и значении.


В буквальном переводе с древнегреческого языка философия означает любовь к мудрости (pfileo — «люблю», sopfia — «мудрость»). Что понимать под мудростью, какое знание считать мудростью и как его приложить к повседневной жизни человека, об этом пойдет ниже предметный разговор. Даже в самой этимологии слова (этимология — происхождение и выявление истинного значения и смысла слова) имманентно (имманентное — внутренне присущее тому или иному предмету, явлению или процессу свойство, закономерность) заложен смысл любви. А философия определяется через любовь, самое высокое и светлое чувство, которое окрыляет, преобразует и возвышает человека. Такое определение, данное мудрыми греками, в частности Пифагором (VI в. до н. э.), двадцать пять веков назад, выдержало историческую проверку временем. Предназначение философии и ее смысл для человека в принципе не претерпели изменения. Хотя круг ее проблем и спектр ценностных ориентаций исторически подвижен. В современной классификации чрезвычайно разросшегося древа научного познания науковеды насчитывают до трех тысяч наук о мире, природе, обществе и человеке. И только филология ввиду ее особой близости и родственности с философией содержит в своем определении любовь к слову. В широком смысле филология изучает историю и сущность духовной культуры, выраженную в языке, литературном и народном творчестве. И это особо сближает и роднит ее с философией.


В качестве практического задания можно предложить своеобразный тест: сделайте подборку слов-понятий, в содержании которых имеется указание на любовь (например, «филофония», «филумения», «филокартия», «филателия», «филантроп» или «славянофил», «русофил»). Можно привести и примеры слов, содержащих обратный смысл («некрофил»).


Следует оттенить и другую важную смысловую грань философии, наиболее ярко выраженную в русском языке. Философия — это не только любовь к мудрости и простое любомудрие. В русском понимании философия предстает как мудрость любви, как побудительная сила духовного восхождения к истине, правде — справедливости и праведности. Сошлемся на понимание смысла любви классиком русской философии В. С. Соловьевым (1853–1900), изложенное им в работе «Смысл любви». Любовь характеризуется здесь не только лишь как субъективно-человеческое чувство и притяжение полов. Она есть космическое явление, сверх природное, божественное начало, проявляющееся во взаимоотношении мужчины и женщины, в любви родительской и сыновней, братской, отеческой и общечеловеческой, в стремлении к благу, истине и красоте. Только через деятельную любовь к ближнему и Богу человек открывает и познает безусловное достоинство личности не только своей, но и другой в качестве такого же абсолютного центра, каким он представляется себе. В. С. Соловьев выражает философско-антропологический и социально-философский смысл любви такими словами: «Истина, как живая сила, овладевающая внутренним существом человека и действительно выводящая его из ложного самоутверждения, называется любовью. Любовь, как действительное упразднение эгоизма, есть действительное оправдание и спасение индивидуальности. Любовь больше, чем разумное сознание, но без него она не могла бы действовать как внутренняя спасительная сила, возвышающая, а не упраздняющая индивидуальность. Только благодаря разумному сознанию (или, что то же, сознанию истины) человек может различать самого себя, т. е. свою истинную индивидуальность, от своего эгоизма, а потому, жертвуя этим эгоизмом, отдаваясь сам любви, он находит в ней не только живую, но и животворящую силу и не теряет вместе со своим эгоизмом и свое индивидуальное существо, а, напротив, увековечивает его».


Истинная любовь стремится к совершеннейшему предмету любви — к Богу, воспитывая через искреннюю, самоотверженную и деятельную любовь к ближним. Ложное самолюбие услаждается своим чувством и собой, готовое все окружающее принести в жертву себе, своему желанию. И в заключение процитируем слова святого Апостола, жившего, говорившего и дышавшего царственной добродетелью мудрости: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви — то я ничто. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится… А теперь пребывают сия три: вера, надежда, любовь; но любовь из них важнее». Лучше не скажешь. Действительно, только любовь, положенная в качестве нравственного закона (максимы) в основу мышления и поведения превращает человеческое сознание в духовный акт.


В известном смысле и прямом назначении философия, в отличие от других наук, наиболее близка человеку. В центре ее внимания находится сам человек с его неистребимой потребностью духовного восхождения и постижения совершенного. Совершенное вдохновляло великих мыслителей. Юность бывает особенно одержима жаждой пытливой мысли, стремлением заглянуть за недосягаемый горизонт, понять самих себя, глубины внутреннего мира в своем сознании и самосознании. И, конечно же, люди вдохновляются местами о великом и светлом будущем, утопающем в лучах разума и свободы, счастья и любви. Вот уже почти две тысячи лет звучит бессмертный призыв Христа-Спасителя «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный!». Совершенное выступает абсолютной категорией духа и жизни. Оно познается совершенным же чувством — любовью. Философию следует рассматривать как теоретическую рефлексию духовной жизни человека и общества (рефлексия — обращенность сознания на самого себя, размышления над своим мышлением, умение помыслить самую мысль). По характеристике В. В. Зеньковского, философия есть там, где есть искание духовной жизни на путях ее рационализации.


2. Философия — путь духовного восхождения человека


Как войти в беспредельно глубокий мир философии? Д. И. Менделеев приглашал входить в науку с парадного входа, а не с черного. Отправной точкой входа в проблемное поле философии, духовного постижения ее основополагающих вопросов и достойным путем выхода из них является сам человек, понятый в единстве, целостности и смысле своей жизни во всех ее проявлениях. Первому греческому мудрецу Хилону (VII в. до н. э.) приписывают мудрое изречение: Познай самого себя, познай себя в мире и в себе познай Вселенную. Такая мечта и даже постановка задачи создания единой и всеохватывающей науки, обнимающей все отрасли знания и в центре которой в качестве главного предмета познания находился бы сам человек, идет от Сократа (469–399 гг. до н. э.).


Но единого определения человека в современной науке, в том числе и философской, до сих пор не существует. Безгранично и непомерно глубоко жизненное проявление человеческой сущности. Каковы специфические свойства и качества человека в бесчисленном ряду всех других неодушевленных и одушевленных тел, предметов, вещей и объектов мира как онтологической реальности? (Онтология — философское учение о сущем и бытии как всеохватывающей реальности). Человек — природное, телесное, чувствующее, страдающее, мыслящее, разумное, общественное, социально-деятельное, экономическое, политическое, семейное, правовое, культурное, духовно-нравственное и верующее существо. В философском постижении человека как созидающего и стремящегося к свободе существа, важны и нерасторжимо связаны все грани его бытийствования. И мы должны понимать, принимать и чтить все стороны жизнедеятельности человека. В зависимости от того, какая сторона его природы признается доминантной и определяющей, фиксируется философами в различных, порой взаимоисключающих направлениях и дефинициях. В качестве иллюстрации приведем лишь два примера с разных философских полюсов. Человек — есть его вера, — утверждал И. В. Киреевский (1806–1856) — один из ведущих теоретиков славянофильства, обосновавший положение о цельности познания в единстве всех его духовных сил и способностей. Скажи мне, за что ты хотел бы отдать жизнь, а я скажу тебе, во что ты веришь. Ибо вера ставит каждого из нас перед высшей ценностью жизни, перед последним вопросом бытия, перед нашим существованием в целом: когда смерть вопрошает душу, то душа вопрошает верою, — так ставит вопрос о сущности человека И. А. Ильин.


Бытует и такое упрощенное, физиологическое представление: «Человек есть то, что он ест». В своем дальнейшем изложении мы будем исходить из понимания, что главное в человеке — его дух, его духовное состояние. Наиболее динамичной стороной мудрости и духовной зоркости человека выступают его разум и совесть. Мыслительные способности в философии, культуре мышления имеют особое значение. Мысль способна мгновенно, превышая все предельные скорости, преодолевать пространство и время. Ее можно нацелить на прошлое и будущее и, конечно же, на настоящее. Ведь есть настоящее и у прошлого и будущего, тем более очевидно настоящее настоящего! Несмотря на исключительную подвижность процессов сознания, скрытость от внешнего наблюдения характера и содержания самой мысли, человек научился анализировать свое собственное самосознание, сам познавательный акт. Этот процесс получил в философии понятие рефлексия, что означает обращенность сознания на самого себя, размышления над своим мышлением, оценивание собственного психического состояния.


Лучшие умы человечества в своих философско-религиозных исканиях обращались к проблеме духа и души. Под ними подразумевались высшие и непосредственные способности мыслить, чувствовать, переживать, оценивать. Они раскрываются в совокупности актов любви и ненависти, восторга и безразличия, отчаяния и равнодушия, радости и боли, во многих других душевных и духовных состояниях. Изначально и этимологически в понимание души вкладывалось явление дыхания, вдоха и выдоха, как своеобразного животворящего начала. Уже в древности складывалось представление о многосоставности души, наличии ее элементов в растительном, животном и человеческом мире. Платон в «Государстве» различает три части человеческой души: рациональную, эмоционально-гневливую и похотливую. У Аристотеля в трактате «О душе» душа понимается как общее учение о жизни и ее формах. Он считал, что по всем причинам исследованию «о душе следует отвести одно из первых мест. Думается, что познание души много способствует познанию всякой истины, особенно же пониманию природы. Ведь душа есть как бы начало живых существ». Глубокая и многогранная аргументация феномена души, ее специфики и бессмертия дается Плотином (204–270) в его «Эннеадах». Фома Аквинский (1225–1274) приводит до десяти тысяч доказательств бессмертия души. Блез Паскаль (1623–1662) в своих удивительных «Мыслях» высказывает сожаление, что люди не уделяют должного внимания самым главным, самым важным вопросам своего бытия — спасению души, бессмертию, вечности, а все их усилия концентрируются вокруг второстепенных и сиюминутных вопросов: «В этом мире атеист ничего не выигрывает от своего неверия, а верующий ничего не проигрывает оттого, что не верит. Зато за чертой смерти верующий все выигрывает, а атеист все проигрывает». Нельзя не согласиться с известным всем со школьной скамьи мыслителем, который тонко подметил, что опасное дело — убедить человека, что он во всем подобен животному, не показав одновременно его величия. Но не менее опасно убедить его в величии, умолчав о низменности. Неслучайно, образ человека часто представляется в виде некоего кентавра, в котором духовное и человеческое сочетается со звериным и животным. (Блез Паскаль — французский математик, физик, религиозный философ. Основное философское сочинение Паскаля «Мысли» можно рассматривать как предвосхищение религиозного экзистенциализма.) Русским Паскалем по праву называют гениального российского писателя-мыслителя Н. В. Гоголя (1809–1852). Свое религиозно-философское кредо он ясно выразил в таких словах: Дело мое — душа, а душа — дело жизни.




Философия. Учебник

Настоящий учебник предназначен для студентов технических и экономических специальностей. В доступной форме дается систематизированное изложение философии в структурной целостности ее истории и теории. Проблемное поле и ценностные ориентации философского постижения мира и человека осмыслены в духе русской традиции, конкретизированы применительно к хозяйственно-экономической жизнедеятельности общества, образования и воспитания личности.<br /> Учебник написан в соответствии с требованиями общеобразовательного государственного стандарта и рассчитан на студентов, аспирантов и преподавателей.

139
Философия Ветошкин А.П., Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия. Учебник

Философия Ветошкин А.П., Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия. Учебник

Философия Ветошкин А.П., Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия. Учебник

Настоящий учебник предназначен для студентов технических и экономических специальностей. В доступной форме дается систематизированное изложение философии в структурной целостности ее истории и теории. Проблемное поле и ценностные ориентации философского постижения мира и человека осмыслены в духе русской традиции, конкретизированы применительно к хозяйственно-экономической жизнедеятельности общества, образования и воспитания личности.<br /> Учебник написан в соответствии с требованиями общеобразовательного государственного стандарта и рассчитан на студентов, аспирантов и преподавателей.

Внимание! Авторские права на книгу "Философия. Учебник" (Ветошкин А.П., Некрасов С.И., Некрасова Н.А.) охраняются законодательством!