Философия Ветошкин А.П., Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия. Учебник

Философия. Учебник

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 13.09.2015
ISBN: 9785392199846
Язык:
Объем текста: 700 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Раздел I. Введение в философию. Глава 1. Что изучает философия?

Глава 2. Философия в жизни общества и человека

Раздел II. Исторические типы философии. Глава 3. Философия Древнего мира

Глава 4. Античная философия. Формирование древнегреческой философии

Глава 5. Средневековая философия

Глава 6. Философия эпохи Возрождения

Глава 7. Рационализм и эмпиризм философии Нового времени

Глава 8. Немецкая классическая философия

Глава 9. Неклассическая философия

Глава 10. Феномен русской философии

Раздел III. Основы теоретической философии. Бытие. Сознание. Познание. Глава 11. Философское понимание мира и человека

Глава 12. Вопросы диалектики и теории познания в философии

Раздел IV. Основы социальной философии и философии истории. Глава 13. Общество как предмет философского анализа

Глава 14. Философия экономики

Глава 15. Социальная сфера общественной жизни

Глава 16. Философия политики

Глава 17. Духовная жизнь общества и человека

Глава 18. Личность и общество

Глава 19. Человек в мире культуры и цивилизации

Глава 20. О смысле истории и жизни человека

Заключение: философия в духовном самоопределении человека



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



РАЗДЕЛ III.
ОСНОВЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ. БЫТИЕ. СОЗНАНИЕ. ПОЗНАНИЕ


Глава 11.
ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ МИРА И ЧЕЛОВЕКА


1. Актуальность и смысл философского постижения бытия


2. Проблема субстанции в философии


3. Материя. Движение, пространство и время как способы и формы бытия


4. Научная картина мира


5. Феномен и природа сознания в философии


6. Специфика и социокультурная определенность сознания и мышления человека


7. Образ человека в философии: проблема сущности, целостности и смысла


8. Проблема человека в русской философии


1. Актуальность и смысл философского постижения бытия


Изучение философии как науки в ее современном и системном виде, в форме методологического и теоретического знания предполагает предметное определение ее проблемного поля в онтологических основаниях и гносеологических позициях, в ценностных ориентациях, выверенных способах и формах духовно-практического освоения мира человеком и постижения мира самого человека. Изучение историко-философского раздела курса философии убеждает нас в том, что при всей много полярности и разнообразии философских учений в подавляющем большинстве философских систем можно выделить жесткое ядро, составляющее содержательное и смысловое единство предмета философии, ее основное направление и круг ключевых проблем.


Последовательность, системность и целостность построения теоретического курса философии определяется узловым вопросом философского осмысления — взаимоотношениями человека и мира. Специфика предмета философии как феномена духовной жизни заключается в изучении (осознании и понимании) взаимоотношений человека и мира через призму всеобщих, предельных и универсальных оснований, принципов и законов, постановку и решение смысложизненных проблем. Философское осмысление взаимоотношения «человек — мир» диктует и самую логику построения содержания теоретико-методологической части философского курса и порядок его изучения. В серьезных философских системах основных исторических типов и разных направлений понятие и сам феномен бытия имеют фундаментальное значение. Без философского осмысления и постижения бытия невозможно выстроить картину мироздания, Вселенной, Космоса, Универсума в целом. Понимание бытия является отправной точкой в формировании мировоззрения и жизненной позиции человека, в поиске сокровенных ответов на судьбоносные для него вопросы. И каждый из людей способен их ставить, особенно в моменты высочайшего напряжения своих духовно-нравственных сил. Другое дело, что можно по-разному понимать бытие, вкладывать в него различный смысл, представлять его иерархию и наполнение.


Вопрос, имеющий полное право быть самым первым, — писал великий немецкий философ и математик Готфрид Вильгельм Лейбниц, — таков: почему существует нечто, а не ничто? Ответ мыслителю виделся в предустановленной Богом гармонии. В разработанной им монадологии он доказывает, что сотворенный мир является лучшим из возможных миров.


Я дивлюсь существованию мира. Как поразительно, что что-то существует. Просто невероятно, что мир существует. Еще более поразительно то, что данное суждение принадлежит одному из основоположников логического неопозитивизма Людвигу Витгенштейну (1889–1951). По его мнению, мир состоит из совокупности фактов, логически взаимосвязанных между собой.


Но еще более удивительно то, что он (мир) познаваем, — к такому выводу приходил создатель неоклассической теории относительности Альберт Эйнштейн (1879–195).


Итак, можно зафиксировать факт реального существования многообразия материальных проявлений вещных, физических, природных, предметных социальных проявлений и духовных состояний мыслительных, эмоционально-чувственных, сознательных и бессознательных, идеальных состояний. Мир в собственно философском смысле есть связная совокупность множественности бытия. И уже в первом приближении следует заметить, что для большинства людей нет сомнений в существовании мира видимого, чувственно (в том числе опытно-экспериментально) воспринимаемого. Но даже если взять мир только в натуралистическом, физическом плане, в нем есть многие фрагменты (скажем, световые волны, радиочастоты, атомы, субэлементные структуры вещества, полей, вакуума, плазмы и т. д.), которые мы не в состоянии увидеть, воспринять чувствами. Скажем точнее: если знать только чувственные восприятия, это значит ничего не знать.


Однако необходимо признать существование мира невидимого, мира духовной реальности, мира умопостигаемого (и не только на уровне субъективного проявления, но и как мира объективного духа). Задолго до претенциозной новой онтологии К. Поппера (1902–1994) были высказаны содержательные идеи о многомирности и множественности бытия (Платон, В. С. Соловьев), его структуре и иерархичности. В Символе Веры, принятом Никейским Вселенским собором в 325 г., бытие (как всеохватывающая реальность) глубоко и сокровенно характеризуется через истину веры во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.


В своем познании и практической жизнедеятельности человек изначально вовлечен в мир как таковой, во взаимосвязи и взаимоотношения с необозримым многообразием реально существующих материальных и духовных явлений. И никакая сказочная шапка-невидимка не даст укрыться от мира как реальности, в его целостности и всеединстве, неисчерпаемости и различии вещей, предметов, процессов и явлений, обладающих собственной логикой существования и развития. Выражаясь философским языком, все бытийствует, хотя и по-своему. И с этим человеку приходится считаться, это нужно осваивать, осмысливать не только на досуге, но, как говорится, на каждом шагу.


Поэтому философское понимание бытия близко к обыденному восприятию таких непременных явлений как «быть», «есть», «существовать», «присутствовать», «находиться в наличности» и т. п. Однако по своему смыслу и значению философская категория бытия глубже и полнее. Она выражает устремленность человека на поиск и обретение непреходящего, вечного и неизменного, единого и истинно сущего, находящегося за миром чувственно воспринимаемых вещей и явлений. Бытие в самом широком смысле есть всеохватывающая реальность, воспринимаемая в предельно общем понятии о существовании, о сущем вообще. Стремление найти, выделить и обосновать единое, сущее в многообразии и изменчивости процессов, событий и явлений, выйти на понимание Абсолюта, первопричин, предельных и конечных оснований бытия как всеохватывающей реальности с позиций целостности, всеобщности и конкретности, смысла и ценностно-целевых полаганий, диалектического постижения — так можно выразить сущность человеческой драмы в ее философском измерении.


Вполне резонно встает вопрос: мир существует в единстве и целостности как уникальное образование или в неисчислимом множестве? Судите сами. Есть мир физический и мир метафизический; мир божественный и мир человеческий; мир идеальный и мир реальный; мир экономический, социальный, политический, культурный, мир красоты, истины, добра, любви и даже мир абсурда. И такое членение можно продолжать до бесконечности — в зависимости от оснований и принципов классификации бытия. Но спрашивается: есть ли необходимость в удвоении, утроении… существующего мира?


С Аристотеля складывается познавательная установка на то, что умножение сущностей и принципов не эвристично. Достаточно для нас и одного мира, в котором мы живем со всеми его радостями и бедами, тревогами и надеждами. Есть все основания полагать, что мир один в своей целостности и единстве, но бесконечен и неисчерпаем в разнообразии сфер, аспектов и граней своего проявления. На реальность единства и целостности мира указывают современные достижения голографической науки. В соответствии с ней Вселенная представляет собой своеобразную голограмму, каждый элемент и даже мельчайшая частица которой является микрокосмом, содержащим информацию о всей материальной структуре физического мира.


По образному выражению А. Пуанкаре, Вселенная издана в одном экземпляре и охватывает все. Зададимся вопросом о том, возможно ли охватить мир в его целостности и полноте на основе какого-то общего, объединительного и безусловного признака для всех явлений окружающего мира, их общности и со родственности всего всему? А для этого придется мысленно отвлечься, абстрагироваться от всего отдельного, единичного, конкретного и специфического в бесконечном богатстве их проявления. При таком абстрагировании мы имеем, по Гегелю, вместо абсолютной полноты абсолютную пустоту, бытие в его стерильной чистоте. Но чистое бытие, лишенное всякой определенности, тождественное, по сути, ничто, таит в себе и начало всего, в нем коренится возможность, потенция, зародыш возникновения и становления нечто. Причем начало всегда содержит в себе и определенную возможность конца, завершенности.


В числе величайших прозрений и заслуг философской мысли является открытие уже в глубокой древности такого фундаментального положения, как идея всепроникающего единства и взаимосвязи в бесконечном многообразии вещей, явлений и процессов. Она выражена основополагающим философским принципом «Все во всем». Говоря простыми словами, нельзя пошевелить мизинцем, чтобы не затронуть нитей мироздания. Все взаимодействует прямо или опосредованно со всем. Мир буквально выткан из паутинок неисчислимых связей и отношений. Антропологический аспект всеединства, целостности и взаимосвязи можно выразить так: человечество — это океан, тронь в одном месте — в другом отзовется. Чужого горя не бывает. Пули, что в мире пролетали, всегда мне в сердце попадали. Идея всепроникающего мирового всеединства, по признанию Н. О. Лосского, его буквально осенила и пронзила. Она дала ответы на все мучавшие его вопросы, стала руководящей мыслью, привела в метафизике (онтологии) к органическому мировоззрению, а в гносеологии — к интуитивизму.


Сама интуиция (прямое знание, усмотрение истины непосредственно) возможна благодаря тому, что мир есть органическое целое, органическая целостность субъекта и объекта, своеобразного тождества бытия и мышления. Поэтому все элементы мира некоторою своей стороной сращены друг с другом. И познающее «я» может наблюдать непосредственно не только свои переживания, но и заглядывать прямо в сами недра бытия. Лосский убедительно доказывает изначальную сочетанность, сращенность всякого субъекта со всеми объектами мировой целостности. Причем такая сочетанность субъекта с объектом есть не просто физическая близость, а специфическое единство духовного типа, сверх пространственное и сверх временное. И в этом он усматривает безусловное условие всякой интуиции, ее возможности. В известной мере способность интуиции присуща каждому из нас.


Наверное, и вы сами можете привести свои примеры некоего озарения, откровения, прозрения и прямого усмотрения истины. Благодаря интуиции мы способны познавать предметы на любом расстоянии от себя, в любом отдалении во времени от наличного акта умозрения, обсуждения, припоминания и т. п.


Особенности духовной реальности таковы, что без напускной таинственности, туманности, свойственной эзотеризму и герметике (учение, хранимое в тайне, закрытое для непосвященных) можно проникнуть и постичь философски и религиозно, художественно, теоретически и практически специфические качества духовного бытия, бытия духовного.


И если посмотреть глазами великих классиков философии, то можно отчетливо зафиксировать стремление выхода за пределы физических и психических процессов, неукротимого прорыва в сферу духовного.


Русская философия, вся русская культура сориентированы в постижении бытия на вольное единство с миром, на принятие бытия как со — бытия, а не напротив — бытия, как напряженного противостояния миру.


Есть две установки по отношению к бытию. Одна из них акцентирует очевидное различие между субъектом и объектом, доводя его до противоположности, до полного равнодушия и враждебности мира к человеку, уподобления человеческого существования своеобразной круговерти подобно белке в колесе, или сизифову труду, с его напряженными, но тщетными усилиями в чуждом мире и вечно чреватыми срывами.


Вторая установка, разделяемая в основном русской философией, заключается в том, что цельный человек обретает достойное существование только в целостном мире. Ощущение человеком себя со родственной частицей безбрежного океана бытия, слияния с миром, открытость человека миру и любовь к миру образно и поэтически вдохновенно выражены в русской литературе.


Таким образом, с онтологических позиций как предельных оснований и структурной иерархии бытия мир предстает как единство многообразного и единого, абсолютного и относительного, вечного и временного.


2. Проблема субстанции в философии


Важнейшим философским аспектом понимания бытия является осмысление его основы, сущего, а также его состава, наполнения как своеобразного строительного материала. Ответы на эти онтологические вопросы даются в философии с помощью категорий субстанции и субстрата. В поисках основания всего сущего как той реальности, которая лежит в фундаменте внутреннего единства и многообразия явлений природы, общества и человека, сознания и духа, серьезную разработку в философии получило понятие субстанции. Субстанция — это сущность, нечто лежащее в основе, как то предельное основание материального или духовного порядка, позволяющее сводить все предметное многообразие различных явлений к чему-то постоянному, относительно устойчивому, причине самой себя, саморазвивающейся и самодвижущейся. Понятие субстрат (в буквальном переводе с латинского — «подстилка») помогает разобраться в том, из чего состоит, чем наполнен мир, как он устроен, насколько глубоко и широко мы можем заглянуть в его недра. Неутолимо и неистребимо стремление человека понять, уединясь, Вселенной внутреннюю связь, постичь все сущее в основе, как говорит гетевский «Фауст». И он же вынужден признать устами своего героя: Мир бесконечности мне недоступен. Развитие философии изначально шло в двух направлениях понимания субстанции. В качестве субстанции принимался дух или бралась материя. Субстанция в виде материи или в форме духовного начала обретала черты определенности и конкретности, позволяла значительно углубить и расширить представления о бытии мира и человека, пролагала путь к пониманию универсальных законов, связующих все в мире в единое целое.


Учения, объясняющие единство мира из одной субстанции, относятся к философии монизма (от греч. «один, единственный»). Исторически сложились и оформились материалистический монизм (Фалес, Гераклит, Спиноза, Гельвеций, Маркс, Плеханов) и монизм идеалистический (Парменид, Платон, Гегель, Соловьев).


Монизму противостоят дуалистическая или плюралистическая трактовки мира. В соответствии с дуализмом (Аристотель, Декарт) мир образован двумя исходными началами — материальным и духовным. Плюрализм вообще исходит из принципа множественности субстанции (Лейбниц, Лосский). Материалистический монизм рассматривает бытие во всех его проявлениях с позиций материальности, под углом зрения материального единства. Фундаментальное значение при этом имеет философское понятие самой материи. Поиск материального первоначала (архэ) мучил уже древних мыслителей. На роль праматерии выдвигались природные стихии: вода, воздух, огонь, вплоть до более универсальных и предельных первоэлементов в виде апейрона и атома. Преобладало при этом вещественное, физическое, природное, чувственно-наглядное представление о материи. Впоследствии категория материи осмысливалась философски в русле достижений науки, процесса познания и практики.


1. В последовательном, научном, диалектико-материалистическом подходе материя определяется через ее противопоставление сознанию, духу как единственно отличительному от материи свойству. При этом дух понимается не как абсолютная и самостоятельная субстанция, а в качестве особого свойства материи. Причем данное свойство присуще не всем, а только высшим уровням и формам организации материальных существ, в частности человеку и его мозгу. Получается, по Энгельсу, что дух есть высший цвет материи. Начиная с Маркса материализм был перенесен на понимание и общественной жизни.


2. Материя была возведена в статус своеобразного и всеобъемлющего абсолюта. В субстанциональном смысле и субстратном плане она стала рассматриваться как всеохватывающая мир объективная реальность, т. е. как порождающая причина, несущая основа, содержание и носитель всего многообразия мира. Именно материи стали приписываться бесчисленные свойства, наиболее кардинальные из которых — объективность существования, несотворимость (вспомним спинозовское causa si), неуничтожимость, неисчерпаемость, вездесущность, структурность и многоуровневость, абсолютность движения и относительность покоя как способа ее существования, бесконечность протяженности и бесконечность длительности как ее пространственно-временной аспект, свойство отражения и способность к порождению сознания на определенной ступени ее высшей самоорганизации.


3. Дух — философское понятие явления, означающего невещественное, нефизическое, вне пространственное начало в отличие от природного, материального. В соотношении духа и материи, сознания и бытия заключается основной вопрос философии. В материализме утверждается первичность материи, вторичным и производным от которой выступает дух. По определению Ф. Энгельса, дух есть высший цвет материи, высокоорганизованной, мыслящей материи, каковой выступает человеческий мозг. В марксистской философии понятия духа и души были признаны как религиозно-идеалистические и заменены в рационалистической традиции категориями психики, сознания и мышления.


4. Современный позитивизм вообще ликвидирует проблему духа и души как метафизическую проблему, стоящую вне сферы научного исследования. Им отводится место лишь на обыденно-бытовом уровне.


5. Признание духа первоначалом мира, его бытийной и субстанциональной основой всего сущего составляет содержание идеализма.


6. В рационализме определяющей стороной духа является мышление, сознание, понятие, логика. Гегель выстроил философию мирового духа в русле панлогизма, науки логики, в системе развивающихся логических категорий.


7. В иррационализме приоритет отдается вне мыслительным аспектам духа — воле, чувству, интуиции, воображению, инстинкту. В теизме и религиозном персонализме дух рассматривается как Бог-Творец, личность, единое начало. Непостижимая божественная бесконечность является субстанциональной основой бытия, пронизывает собой весь мир.




Философия. Учебник

Настоящий учебник предназначен для студентов технических и экономических специальностей. В доступной форме дается систематизированное изложение философии в структурной целостности ее истории и теории. Проблемное поле и ценностные ориентации философского постижения мира и человека осмыслены в духе русской традиции, конкретизированы применительно к хозяйственно-экономической жизнедеятельности общества, образования и воспитания личности.<br /> Учебник написан в соответствии с требованиями общеобразовательного государственного стандарта и рассчитан на студентов, аспирантов и преподавателей.

139
Философия Ветошкин А.П., Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия. Учебник

Философия Ветошкин А.П., Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия. Учебник

Философия Ветошкин А.П., Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия. Учебник

Настоящий учебник предназначен для студентов технических и экономических специальностей. В доступной форме дается систематизированное изложение философии в структурной целостности ее истории и теории. Проблемное поле и ценностные ориентации философского постижения мира и человека осмыслены в духе русской традиции, конкретизированы применительно к хозяйственно-экономической жизнедеятельности общества, образования и воспитания личности.<br /> Учебник написан в соответствии с требованиями общеобразовательного государственного стандарта и рассчитан на студентов, аспирантов и преподавателей.

Внимание! Авторские права на книгу "Философия. Учебник" (Ветошкин А.П., Некрасов С.И., Некрасова Н.А.) охраняются законодательством!