|
ОглавлениеГлава 1. Человек в мире культуры Понятие морали. Сущность, социальные функции и структура морали Понятие духовности. Духовность и гуманизм Искусство, его роль в жизни общества и человека. Специфика искусства Религия, ее сущность и социальные функции. Философия, ее место в духовной культуре общества Роль науки в общественной жизни Глава 3. Общество. Понятие общества Цивилизация и общество. Понятие и типы цивилизаций Современность: инновационная модель развития общества Социальная эволюция как форма развития общества Социальная революция как форма социальных изменений Социальные движения как фактор социальных изменений Великие личности как агенты социальных изменений Особенности и перспективы современного мира Глобальные проблемы современности Глава 4. Социальные отношения. Общество как сложная социальная система Социальная структура общества, ее элементы Социальный статус и социальные роли личности Социальное неравенство и дифференциация Социальная стратификация и социальная мобильность Социальные нормы и социальный контроль Социально-этнические общности. Межнациональные отношения Поколения. Молодежь как социальная группа Глава 5. Федерализм и межэтнические отношения в Российской Федерации Новые независимые государства на территории бывшего Советского Союза Глава 6. Экономика: наука и хозяйство, теория и практика Экономическая деятельность и процесс производства Экономическое содержание собственности и ее формы Государственное регулирование экономики Деньги и денежное обращение. Инфляция Позитивные сдвиги в жизни населения Глава 7. Политика. Политическая система современной России Государство как политический институт Система органов государственной власти Российской Федерации Федеративное устройство Российской Федерации Избирательная система Российской Федерации Партии, движения, группы давления Глава 8. Государство: теории происхождения, признаки, функции Система права и систематизация нормативных правовых актов Правонарушение и юридическая ответственность Права и свободы человека и гражданина Органы государственной власти в Российской Федерации Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуГлава 2. ЧЕЛОВЕК И МИР1. Когда и как возник человек?Происхождение человека до сих пор является проблемой для науки. В настоящий момент можно сказать, что в определенный момент эволюции животных произошел уникальный прорыв, сравнимый с возникновением материи, с зарождением жизни, с первым появлением живого существа. Это событие смогло произойти, когда в ходе эволюции действие перестало определяться преимущественно инстинктом, когда природная адаптация потеряла принудительный характер, когда действие уже перестало быть закрепленным наследственно передаваемыми механизмами. «Когда животное, — писал американский философ Эрих Фромм, — возвысилось над природой и, преодолевая чисто пассивную роль “твари”, стало (с точки зрения биологии) самым беспомощным животным, — произошло рождение человека». Физическое рождение отдельного человека отнюдь не является таким решающим и исключительным событием, каким кажется. Конечно, оно знаменует собой важный переход от внутриутробного существования к жизни вне утробы матери, но во многих отношениях ребенок и после рождения остается таким же, каким был до него: он не может различать окружающие его предметы, не может сам есть; он полностью зависит от матери и без ее помощи погиб бы. По существу, процесс рождения продолжается. Ребенок начинает узнавать предметы внешнего мира, эмоционально реагировать на внешние воздействия, брать в руки вещи, координировать свои движения, ходить. Но этим еще не заканчивается процесс рождения. Ребенок учится говорить, пользоваться вещами, познает их назначение, учится вступать в отношения с другими людьми, избегать наказания и заслуживать расположение и похвалу, понемногу учится любить, развивать свое мышление, объективно смотреть на мир. Таким образом, рождение — в общепринятом значении этого слова — всего лишь начало рождения в более широком смысле. Вся жизнь индивида есть не что иное, как процесс рождения самого себя. 2. Как различаются индивид и личность?Индивид — это часть общества, некий человек вообще, научная абстракция. Можно сказать, что индивид — это просто один человек, такой же, как и все люди, его окружающие. Но когда мы говорим об индивидуальности, то мы имеем в виду то, чем один человек отличается от всех остальных. Человек с ярко выраженной индивидуальностью — это личность. Человек является загадкой, может быть, величайшей загадкой, но не как животное, не как социальное существо, а как личность. Именно сознание личности в человеке говорит о его высшей природе и высшем призвании. Если бы человек не был личностью, он был бы подобен другим вещам мира, и в нем не было бы ничего необычного. Однако появление личности свидетельствует о том, что мир не самодостаточен, что он может быть преодолен и превзойден. Когда личность вступает в мир, то мировой процесс, полагал русский мыслитель Н. Бердяев, прерывается и вынужден изменить свой ход, хотя внешне это и незаметно. Личность — вовсе не элемент и не этап в эволюции мира или общества, как пытаются доказать биология и социология. Человек не есть дитя мира, и это делает его загадкой. Человек — не часть мира, а целостный мир, микрокосм. Личность не порождается родовым космическим процессом, не рождается от отца и матери, а рождается от Бога. Об этом свидетельствует такой удивительный факт, что личность не детерминирована наследственностью, в ней есть много родового, исторического, социального, но все это не «личное» в личности. Кровь, наследственность, раса имеют, писал Бердяев в работе «О рабстве и свободе человека», лишь внешнее значение, а дух, свобода, творчество отражают его сущность. Личность — существо не только разумное, но и свободное. Личность вообще не есть готовая данность, это задание, идеал человека. Личность — это никогда не осуществляющееся до конца стремление быть человеком. Она вырабатывается длительным процессом, вытеснением того, что в человеке не есть его «я». Проблема личности — это проблема иного порядка, чем отношение души и тела. Личность — не душа, а целостный образ человека, в котором духовное начало овладевает всеми душевными и телесными силами человека. Даже форма человеческого тела — не явление физического мира, она насквозь пронизана духовными стихиями. Человеческое лицо — это вершина космического процесса, это самое изумительное явление в мировой жизни, через него просвечивает другой мир. Внимание! Авторские права на книгу "Обществознание в вопросах и ответах" (Под ред. Безбородова А.Б.) охраняются законодательством! |