|
ОглавлениеГлава 1. Человек в мире культуры Понятие морали. Сущность, социальные функции и структура морали Понятие духовности. Духовность и гуманизм Искусство, его роль в жизни общества и человека. Специфика искусства Религия, ее сущность и социальные функции. Философия, ее место в духовной культуре общества Роль науки в общественной жизни Глава 3. Общество. Понятие общества Цивилизация и общество. Понятие и типы цивилизаций Современность: инновационная модель развития общества Социальная эволюция как форма развития общества Социальная революция как форма социальных изменений Социальные движения как фактор социальных изменений Великие личности как агенты социальных изменений Особенности и перспективы современного мира Глобальные проблемы современности Глава 4. Социальные отношения. Общество как сложная социальная система Социальная структура общества, ее элементы Социальный статус и социальные роли личности Социальное неравенство и дифференциация Социальная стратификация и социальная мобильность Социальные нормы и социальный контроль Социально-этнические общности. Межнациональные отношения Поколения. Молодежь как социальная группа Глава 5. Федерализм и межэтнические отношения в Российской Федерации Новые независимые государства на территории бывшего Советского Союза Глава 6. Экономика: наука и хозяйство, теория и практика Экономическая деятельность и процесс производства Экономическое содержание собственности и ее формы Государственное регулирование экономики Деньги и денежное обращение. Инфляция Позитивные сдвиги в жизни населения Глава 7. Политика. Политическая система современной России Государство как политический институт Система органов государственной власти Российской Федерации Федеративное устройство Российской Федерации Избирательная система Российской Федерации Партии, движения, группы давления Глава 8. Государство: теории происхождения, признаки, функции Система права и систематизация нормативных правовых актов Правонарушение и юридическая ответственность Права и свободы человека и гражданина Органы государственной власти в Российской Федерации Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуПонятие духовности. Духовность и гуманизм1. Может ли гуманизм быть ложным?Гуманизм означает любовь к человеку, веру в то, что человек — венец развития природы. Гуманистические представления о человеке возникли со времени Ренессанса. По смыслу этих представлений назначение человека заключалось в том, чтобы быть самодержавным хозяином своей собственной жизни и верховным властителем мира. Согласно такой позиции, вера в Бога казалась неоправданной и духовно гибельной верой в начало, порабощающее человека, препятствующее его самоопределению и свободному творчеству, к которому он призван по своей собственной природе. Человек осознал себя земным богом. Утратив сознание Бога, человек заменил нераздельное двуединство своего богочеловеческого, боготварного существа какой-то смутной мешаниной обоих начал. Человек уверовал в свою способность и призвание покорять, усовершенствовать, одухотворять мир. Отсюда слепая, благодушно-оптимистическая вера в обеспеченность непрерывного умственного и нравственного прогресса, в легкую возможность осуществления царства Божия на земле, отсюда и бездуховный, плоско-рационалистический гуманизм, выдвигавший, как правило, голословные оптимистические лозунги типа того, что «человек добр по своей природе», т. е. осуществление нравственных ценностей совпадает с удовлетворением субъективных природных влечений. Но как быть, если стремление к добру и стремление к удовлетворению земных желаний, жажда власти и безграничной свободы не совпадают? Обожествление человека в его природном существе необходимо приводит к аморализму, нигилизму: человек как неограниченный самодержец есть хозяин и над своей моралью. Вера во всемогущество человека, в его доброе по природе естество была поколеблена еще в прошлые века. Первый удар был нанесен ей Французской революцией, когда царство свободы, равенства и братства быстро превратилось в царство разъяренной кровожадной черни. Еще более убедительное обличение несостоятельности этой веры принесло наше время, когда под тонкой оболочкой просвещенного европейца обнаруживаются неукрощенная звериная природа, демонические силы садизма и отвержения элементарных начал нравственности. Внимание! Авторские права на книгу "Обществознание в вопросах и ответах" (Под ред. Безбородова А.Б.) охраняются законодательством! |