|
ОглавлениеГлава 1. Человек в мире культуры Понятие морали. Сущность, социальные функции и структура морали Понятие духовности. Духовность и гуманизм Искусство, его роль в жизни общества и человека. Специфика искусства Религия, ее сущность и социальные функции. Философия, ее место в духовной культуре общества Роль науки в общественной жизни Глава 3. Общество. Понятие общества Цивилизация и общество. Понятие и типы цивилизаций Современность: инновационная модель развития общества Социальная эволюция как форма развития общества Социальная революция как форма социальных изменений Социальные движения как фактор социальных изменений Великие личности как агенты социальных изменений Особенности и перспективы современного мира Глобальные проблемы современности Глава 4. Социальные отношения. Общество как сложная социальная система Социальная структура общества, ее элементы Социальный статус и социальные роли личности Социальное неравенство и дифференциация Социальная стратификация и социальная мобильность Социальные нормы и социальный контроль Социально-этнические общности. Межнациональные отношения Поколения. Молодежь как социальная группа Глава 5. Федерализм и межэтнические отношения в Российской Федерации Новые независимые государства на территории бывшего Советского Союза Глава 6. Экономика: наука и хозяйство, теория и практика Экономическая деятельность и процесс производства Экономическое содержание собственности и ее формы Государственное регулирование экономики Деньги и денежное обращение. Инфляция Позитивные сдвиги в жизни населения Глава 7. Политика. Политическая система современной России Государство как политический институт Система органов государственной власти Российской Федерации Федеративное устройство Российской Федерации Избирательная система Российской Федерации Партии, движения, группы давления Глава 8. Государство: теории происхождения, признаки, функции Система права и систематизация нормативных правовых актов Правонарушение и юридическая ответственность Права и свободы человека и гражданина Органы государственной власти в Российской Федерации Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуПознание в жизни человека1. Как человек познает мир?В философии, начиная с античности и вплоть до XIX в. было два подхода к вопросу о том, как человек познает окружающий мир: одни философы считали, что мы познаем мир чувствами, другие — разумом. Первые иногда назывались сенсуалистами (от слова sense — чувство) или эмпириками, вторые — рационалистами. Сенсуалисты считали, что чувства — единственный достоверный источник наших знаний. Чувства нас никогда не обманывают, дают нам самую точную информацию. Уж если я взялся рукой за горячий утюг, то точно буду знать, что это такое. А вот когда мы начинаем размышлять, то тут кроется источник ошибки. Основной лозунг сенсуалистов: чтобы знать — надо видеть! Видеть в широком смысле слова: видеть, слышать, обонять, ощущать и т. д. Основные формы чувственного познания — ощущение (когда мы воспринимаем какое-то отдельное качество: теплое, тяжелое, синее и т. д.), восприятие (когда мы воспринимаем целостный образ предмета — видим, например, яблоко, человека) и представление (когда мы можем представить себе наглядно и конкретно предмет, который сейчас не видим и не ощущаем). Рационалисты, напротив, полагали, что чувства наши очень слабы и недостоверны. Чувствам не дана сущность вещей, не дано прошлое, не дано будущее. Зато все это доступно разуму. Еще Платон утверждал, что наши чувства недостоверны и обманчивы. Нельзя что-нибудь одновременно знать и не знать: либо я знаю, либо я не знаю. Но можно одновременно видеть и не видеть, закрыв рукой один глаз. У рационалистов свой лозунг: чтобы видеть — надо знать. Поскольку мой глаз не вооружен мыслью, знанием, я и не увижу того, что мне нужно. Допустим, я открываю заднюю крышку телевизора — если я никогда не изучал электроники и электротехники, я там ничего не увижу, кроме бессмысленного переплетения проводов, схем и т. д. Внимание! Авторские права на книгу "Обществознание в вопросах и ответах" (Под ред. Безбородова А.Б.) охраняются законодательством! |