|
ОглавлениеГлава 1. Человек в мире культуры Понятие морали. Сущность, социальные функции и структура морали Понятие духовности. Духовность и гуманизм Искусство, его роль в жизни общества и человека. Специфика искусства Религия, ее сущность и социальные функции. Философия, ее место в духовной культуре общества Роль науки в общественной жизни Глава 3. Общество. Понятие общества Цивилизация и общество. Понятие и типы цивилизаций Современность: инновационная модель развития общества Социальная эволюция как форма развития общества Социальная революция как форма социальных изменений Социальные движения как фактор социальных изменений Великие личности как агенты социальных изменений Особенности и перспективы современного мира Глобальные проблемы современности Глава 4. Социальные отношения. Общество как сложная социальная система Социальная структура общества, ее элементы Социальный статус и социальные роли личности Социальное неравенство и дифференциация Социальная стратификация и социальная мобильность Социальные нормы и социальный контроль Социально-этнические общности. Межнациональные отношения Поколения. Молодежь как социальная группа Глава 5. Федерализм и межэтнические отношения в Российской Федерации Новые независимые государства на территории бывшего Советского Союза Глава 6. Экономика: наука и хозяйство, теория и практика Экономическая деятельность и процесс производства Экономическое содержание собственности и ее формы Государственное регулирование экономики Деньги и денежное обращение. Инфляция Позитивные сдвиги в жизни населения Глава 7. Политика. Политическая система современной России Государство как политический институт Система органов государственной власти Российской Федерации Федеративное устройство Российской Федерации Избирательная система Российской Федерации Партии, движения, группы давления Глава 8. Государство: теории происхождения, признаки, функции Система права и систематизация нормативных правовых актов Правонарушение и юридическая ответственность Права и свободы человека и гражданина Органы государственной власти в Российской Федерации Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуПонятие морали. Сущность, социальные функции и структура морали1. Как различаются мораль и нравственность?Человек — существо, умеющее себя ограничивать. Мы живем в мире сплошных ограничений: этого делать нельзя, тот поступок является некрасивым или злым. Для животного все можно. Человек и человеческое общество возникли тогда, когда человек научился себя ограничивать. Первыми законами были законы, запрещающие браки между родственниками — между родителями и детьми, между братьями и сестрами, вообще между ближними родственниками. Люди заметили, что подобные браки ведут к кровосмешению и вырождению. У животных таких ограничений нет. Потом появились законы, запрещающие убийство, воровство, насилие. Это не означает, что в обществе больше нет подобных явлений, — сколько угодно убийств, насилия, унижения человеческого достоинства, воровства, предательства. Но людьми все эти вещи осуждаются, и любой самый последний негодяй знает, что он поступает плохо, и боится этого осуждения. Без подобных ограничений человеческая жизнь была бы невозможна. Человек, следовательно, возникает вместе с появлением морали. Мораль — это совокупность норм, правил поведения, моральных законов, обычаев, которым люди, как правило, добровольно подчиняются и с позиций которых в каждом обществе можно почти о любом поступке сказать, хороший он или плохой, добрый или злой. Мораль требует от человека быть человеком, не опускаться до животного состояния, уважать других людей, делать добро, руководствоваться в своих поступках любовью, а не злобой, помогать друг другу, чтить своих предков и т. д. и т. п. В каждом обществе, даже очень древнем, было и есть право — совокупность законов, нарушение которых преследуется наказанием — уголовным или административным. Под юрисдикцию права подпадают только некоторые поступки людей, прежде всего те, которые несут опасность человеку или обществу в целом. К сфере морали же относятся все поступки, поскольку все могут быть морально оценены. Нарушение юридических законов карается обществом или государством, нарушение моральных норм или законов карается моральным осуждением. И часто моральное осуждение для человека страшнее уголовного преследования. Представьте себе: кто-то знает, что все окружающие считают его негодяем или подлецом, предателем или мерзавцем. Он наверняка бы решил, что лучше отсидеть срок в тюрьме, чем подвергнуться всеобщему остракизму. Презрение людей страшнее тюремного заключения. Мораль, в отличие от права, не имеет степенных градаций. Согласно нормам права если человек украл деньги, его осуждают по одной статье, а если он убил другого человека — по другой, и наказание во втором случае неизмеримо больше. Согласно нормам морали украсть и убить одинаково безнравственно, мораль одинаково осуждает и вора, и убийцу. Слово «мораль» происходит от латинского mos (мн. ч. mores) — нравы. Другие значения слова mos — закон, правило, обычай, образ действий. Наряду с моралью употребляют слово «нравственность». Одни исследователи полагают, что мораль и нравственность — это синонимы, другие видят между ними определенную разницу, полагая, что нравы — это массовое поведение, имеющее моральное значение, например добрые нравы, преступные нравы и т. д. У некоторых народностей при встрече принято плеваться друг в друга, а у других — улыбаться и пожимать руки; в Индии люди сжигали и сжигают своих мертвых, а в Персии это считалось величайшим кощунством. Исследователь архаических обществ М. Элиаде писал, что первобытные земледельцы, понимая свою ответственность за процветание растительного мира, подвергали мучениям жертвы, приносимые богам для увеличения урожая, предавались сексуальным оргиям и каннибализму, охотились за головами врагов. Человек обречен убивать и работать, чтобы иметь возможность прокормить себя. Но это обязывает его принять жестокость и убийство как неотъемлемую составную часть его существования. Таковы были нравы архаического общества, и никакое моральное осуждение этих нравов было неуместно. Внимание! Авторские права на книгу "Обществознание в вопросах и ответах" (Под ред. Безбородова А.Б.) охраняются законодательством! |