|
ОглавлениеГлава 1. Человек в мире культуры Понятие морали. Сущность, социальные функции и структура морали Понятие духовности. Духовность и гуманизм Искусство, его роль в жизни общества и человека. Специфика искусства Религия, ее сущность и социальные функции. Философия, ее место в духовной культуре общества Роль науки в общественной жизни Глава 3. Общество. Понятие общества Цивилизация и общество. Понятие и типы цивилизаций Современность: инновационная модель развития общества Социальная эволюция как форма развития общества Социальная революция как форма социальных изменений Социальные движения как фактор социальных изменений Великие личности как агенты социальных изменений Особенности и перспективы современного мира Глобальные проблемы современности Глава 4. Социальные отношения. Общество как сложная социальная система Социальная структура общества, ее элементы Социальный статус и социальные роли личности Социальное неравенство и дифференциация Социальная стратификация и социальная мобильность Социальные нормы и социальный контроль Социально-этнические общности. Межнациональные отношения Поколения. Молодежь как социальная группа Глава 5. Федерализм и межэтнические отношения в Российской Федерации Новые независимые государства на территории бывшего Советского Союза Глава 6. Экономика: наука и хозяйство, теория и практика Экономическая деятельность и процесс производства Экономическое содержание собственности и ее формы Государственное регулирование экономики Деньги и денежное обращение. Инфляция Позитивные сдвиги в жизни населения Глава 7. Политика. Политическая система современной России Государство как политический институт Система органов государственной власти Российской Федерации Федеративное устройство Российской Федерации Избирательная система Российской Федерации Партии, движения, группы давления Глава 8. Государство: теории происхождения, признаки, функции Система права и систематизация нормативных правовых актов Правонарушение и юридическая ответственность Права и свободы человека и гражданина Органы государственной власти в Российской Федерации Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуПолитическая власть1. Каковы трактовки политической власти в современной науке?В научной литературе зачастую осуществление власти отождествляют с осуществлением политики и наоборот. Хотя данная точка зрения представляется несколько однозначной, тем не менее взаимосвязь политики и властных отношений видится достаточно тесной и непосредственной. Отсюда столь значительное внимание политических мыслителей к проблемам власти и подчинения. Политической мыслью накоплено несколько концептуальных подходов к вопросу об источниках власти. Первый, наиболее древний, объясняет власть как явление космогоническое, теологическое. Так, согласно древнекитайской версии народ имеет отца, императора. Требование подчинения ему абсолютно, так как он — Сын Неба. Вся власть сосредоточена в императоре. Похожая трактовка власти существовала у древних евреев, где верховный законодатель — Бог, а чтение законов доступно лишь пророкам. Античное наследие также искало первопричину власти в сверхъестественных силах. Так, по Платону, умение управлять даруется людям свыше — из Космоса. Одно из начал, пронизывающих человека, — это разумное начало. Оно воплощено в философах, их мудрости и рассматривается как источник власти. Разумное начало умеряет другое начало в человеке — яростное, вожделеющее. Преобладание же яростного начала извращает власть и губит общество. В Новое время источник и назначение власти видятся уже в человеческой натуре, агрессивности и необходимости ее обуздать, в воле к власти. Так, по Ницше, все формы человеческого поведения маскируют извечное антропологическое свойство человека — его волю к власти. Разница лишь в характере и масштабе воли. У слабых это — воля к свободе, у более сильных — воля к большему, чем свобода, — справедливости, у самых сильных — любовь к человечеству и подавление чужой воли. В этот же период значительную популярность имели концепции, объясняющие власть социальным, природой общественного организма. Здесь параллельно развивались два направления. В одном из них специфика власти виделась в насилии. Другое направление акцентировало свое внимание на силе интереса, потребности в согласии. Сторонники первого направления (Николло Макиавелли, Томас Гоббс) видели в индивиде эгоиста и властолюбца. Поэтому требуется особая сила, власть над людьми, способная обеспечить порядок в обществе. Внимание! Авторские права на книгу "Обществознание в вопросах и ответах" (Под ред. Безбородова А.Б.) охраняются законодательством! |