Наука Маркова А.Н. Культурология. Учебное пособие

Культурология. Учебное пособие

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Наука
Издательство: Проспект
Дата размещения: 09.10.2013
ISBN: 9785392133512
Язык:
Объем текста: 485 стр.
Формат:
epub

Оглавление

ЧИТАТЕЛЮ

Вводная часть

Раздел I. Культура первобытного общества

Раздел II. Культура эпохи Древности

Культура древневосточной цивилизации

Культура античной цивилизации

Раздел III. Культура эпохи Средневековья. Европейская культура в Средние века

Западноевропейская культура эпохи Возрождения

Раздел IV. Культура Нового времени. Европейская культура XVII в.

Западноевропейская культура эпохи Просвещения (XVIII в.)

Раздел V. Культура Новейшего времени. Западноевропейская культура XIX в.

Культура США в XIX в.

Западноевропейская культура XX — начала XXI в.

Художественная культура США в XX — начале XXI в.

Раздел VI. История культуры России

Культура Киевской Руси (IX—XII вв.)

Культура русских княжеств (XII—XIII вв.)

Культура Московской Руси (XIV—XV вв.)

Русская культура (XVI в.)

Культура России XVIII в.

Золотой и Серебряный век культуры России (XIX — начало XX в.)

Культура СССР и России постсоветского периода



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Раздел III. Культура эпохи Средневековья



Европейская культура в Средние века


В соответствии с принятой общеисторической периодизацией Средневековье включает 1200 лет, с V по XVII вв. В этих хронологических рамках эпоха Средних веков подразделяется на три этапа: ранее Средневековье V—X вв.; классическое Средневековье — XI—XV вв.; позднее Средневековье – XV-XVII вв. Нижней границей Средних веков традиционно считается V в. н. э. — падение Западной Римской империи, а верхней – XVII в., когда в Англии произошла буржуазная революция.


В эту эпоху происходят события и процессы, определяющие содержание, направления, виды культуры и особенности ее развития. В их числе исключительную роль играла христианская религия, которая все более и более становилась универсальной, охватывая огромные массы людей, занимавших различное социальное положение. Происходили изменения в самом христианстве как религиозном направлении.


В эту эпоху происходят коммунальные революции. Создаются централизованные государства, возникают первые парламенты, воплощается принцип разделения властей, закладываются основы современной науки и системы образования, складывается городская культура. В развитии самой культуры Средневековья выделяется особый период, получивший название Возрождение (Ренессанс), представляющий собой переходный этап от средневековой культуры к культуре Нового времени. Он охватил частично классическое Средневековье и позднее (XIV—XVII вв.).


Наряду с Возрождением огромное воздействие на умонастроение европейцев имела Реформация (XVI в.).


В период позднего Средневековья оформляется важнейшая идея Запада: активное отношение к жизни, стремление познать окружающий мир и убежденность в том, что он может быть познан с помощью разума, желание преобразовывать мир в интересах человека. Таким образом, в позднее Средневековье в Европе сложилось новое мировоззрение, основанное на гуманизме.



1. Какое влияние оказывала религия на развитие культуры?


В Средние века вся культурная жизнь европейского общества в значительной степени определялась христианством, которое в Риме уже в IV в. стало государственной религией.


Воздействие церкви на феодальное общество было огромным, хотя и неодинаковым в разных странах. Если в Византии христианская церковь существенно зависела от сильной императорской власти, то на Западе церковь не подчинялась государству и заняла особое положение. Уже с IV в. римские епископы именовались папами и присвоили себе важные политические функции.


Уже в раннее Средневековье между Западной и Восточной церковью обозначились противоречия, которые постепенно углублялись, принимая все более принципиальный характер. Так, в середине IX в. они вели спор о филиокве (filioque), т. е. об исхождении Духа Святого: позиция Восточной церкви — от Бога Отца, позиция Западной церкви — от Бога Отца и Бога Сына. В XI в. (1054 г.) в классическое Средневековье между ними произошел окончательный разрыв, они провозгласили независимость друг от друга, хотя каждая из них претендовала на роль Вселенской церкви. С этого времени Западная церковь называет себя римско-католической, а Восточная — греко-кафолической, т. е. православной (ортодоксальной, правоверной).


Католическая церковь, папство применяло инквизицию (от лат. inquisition — розыск). В XIII в., т. е. в период классического Средневековья, инквизиция действовала как регулярный церковный суд. Вольнодумцы, ведьмы, колдуны, знахари, ясновидцы, предсказатели судьбы карались наравне с еретиками. Всех их церковь обвиняла в связях с нечистой силой. Пособничество дьяволу каралось вынесением смертного приговора. Было распространено сжигание на костре.


Уже с раннего Средневековья огромную роль стало играть монашество, причем и на Западе и на Востоке. Несмотря на то что монахи брали на себя обязательства «ухода из мира», безбрачия, отказа от имущества, уже в VI в. многие монастыри стали богатыми, владельцами движимого и недвижимого имущества. А в классическое Средневековье члены, например, католического духовно-нравственного ордена тамплиеров занимались ростовщичеством. Он был основан в XII в., их деятельность была активной и успешной. Их не смущало нарушение своего духовного девиза: «Бедность и милосердие».


Имелись монастыри, которые стали центрами образования и культуры. Такой монастырь был на северо-востоке Англии. В нем в конце VII — начале VIII в. жил Беда Достопочтенный — один из наиболее образованных людей того времени. Он – автор первого крупного сочинения по английской истории.


В классическое Средневековье, с середины XII в., в городах образовывались так называемые нищенствующие ордена (доминиканский, францисканский и др.). В них сосредоточивалась наиболее подвижная и образованная часть населения, которая тяготела к духовной пище. Членов таких орденов называли не монахами, а братьями. Существовали они за счет милостыни. Основная их деятельность — пастырское служение, проповедь и исповедь. Их привлекало миссионерство, они вели непримиримую борьбу с ересями. В XIII в. доминиканцы и францисканцы возглавили инквизицию в Европе.


Из их среды вышли крупнейшие теологи Средневековья — Альберт Великий (ок. 1193—1280) и Фома Аквинский (1225/26—1274). Альберт Великий – немецкий философ и теолог, представитель схоластики, доминиканец. На базе аристотелизма начал перестройку и энциклопедическую систематизацию католического богословия. Преподавал в Париже, Кельне. Фома Аквинский — ученик Альберта Великого, христианский богослов и философ. Завершил начатую учителем энциклопедическую систематизацию католического богословия. Основные сочинения «Сумма теологии», «Сумма против язычников». Преподавал в Парижском университете, в Риме и Неаполе.




Культурология. Учебное пособие

Учебное пособие в кратком объеме рассматривает историю мировой культуры, раскрывает основные понятия культуры. Материал систематизирован по общепринятым историческим периодам и ключевым странам. Наибольшее внимание в книге уделяется истории художественной культуры: литературе, живописи, скульптуре, архитектуре. Изложение материала в форме вопросов и ответов позволит читателю быстро найти нужную информацию и проверить собственное знание предмета.<br> Пособие адресовано студентам, изучающим культурологию, а также всем интересующимся историей мировой культуры. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/kulturologiya_uchebnoe_posobie/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

249
Наука Маркова А.Н. Культурология. Учебное пособие

Наука Маркова А.Н. Культурология. Учебное пособие

Наука Маркова А.Н. Культурология. Учебное пособие

Учебное пособие в кратком объеме рассматривает историю мировой культуры, раскрывает основные понятия культуры. Материал систематизирован по общепринятым историческим периодам и ключевым странам. Наибольшее внимание в книге уделяется истории художественной культуры: литературе, живописи, скульптуре, архитектуре. Изложение материала в форме вопросов и ответов позволит читателю быстро найти нужную информацию и проверить собственное знание предмета.<br> Пособие адресовано студентам, изучающим культурологию, а также всем интересующимся историей мировой культуры. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/kulturologiya_uchebnoe_posobie/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

Внимание! Авторские права на книгу "Культурология. Учебное пособие" (Маркова А.Н.) охраняются законодательством!