|
ОглавлениеРаздел I. Культура первобытного общества Раздел II. Культура эпохи Древности Культура древневосточной цивилизации Раздел III. Культура эпохи Средневековья. Европейская культура в Средние века Западноевропейская культура эпохи Возрождения Раздел IV. Культура Нового времени. Европейская культура XVII в. Западноевропейская культура эпохи Просвещения (XVIII в.) Раздел V. Культура Новейшего времени. Западноевропейская культура XIX в. Западноевропейская культура XX — начала XXI в. Художественная культура США в XX — начале XXI в. Раздел VI. История культуры России Культура Киевской Руси (IX—XII вв.) Культура русских княжеств (XII—XIII вв.) Культура Московской Руси (XIV—XV вв.) Золотой и Серебряный век культуры России (XIX — начало XX в.) Культура СССР и России постсоветского периода Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуРаздел I. Культура первобытного обществаВся история человечества по данным современной науки оценивается (исчисляется) примерно в пять миллионов лет. За это время человечество в своем развитии прошло несколько качественно различных эпох. Самой продолжительной была эпоха первобытности, которая является и начальной стадией, т. е. первой. Ее считают детством человечества. Точного представления об отправной точке эволюции человека современная наука, в том числе и антропология, не дает, хотя понятно (очевидно), что человек прошел в своем биологическом и социальном развитии долгий и непростой путь. Период первобытности длился много сотен тысяч лет. Самые древние орудия человека датируются 2 млн лет назад. История первобытного мира делится археологами по материалам, из которых люди изготавливали орудия, на каменный (палеолит), медный (энеолит), бронзовый и железный века. Каменный век делится на древний (2 млн – XII тыс. до н. э.), мезолит (средний (от XII тыс. до VII тыс. до н. э.), неолит (новый каменный век) (от VIII тыс. до IV тыс. до н. э.). В свою очередь древний каменный век (палеолит) подразделяется на нижний (ранний), средний и верхний (поздний). 1. Как и какие жилища строили первобытные люди?Уже на ранних этапах развития наши далекие предки проявляли разум. Примечательно, что палеолитические стоянки располагались при выходе оврагов в ту или иную широкую долину. Объяснялось это тем, что пересеченная местность была удобнее для загонной охоты на крупных животных. В этом случае успех охоты обеспечивался сложной тактикой загонщиков, а не совершенством орудия. Проявил человек свой разум и когда наступила приледниковая эпоха. Люди научились строить жилища, защищающие человека от суровых холодов и ветра. Постепенно множились строительные материалы, их виды; менялись типы жилищ, разнообразились постройки. Первым и основным жилищем пралюдей были пещеры и круглые ямы. Рано появились землянки и полуземлянки, а также шалаши. Шалаши являлись летними жилищами, а землянки и полуземлянки представляли собой зимние общинные жилища. Охотники палеолита приледниковой зоны сооружали долговременные общинные жилища в долине рек. Для строительства часто использовали кости крупных животных. Зимние постройки углублялись в землю на 1/3 куполообразных построек, поэтому имели вид низких. Строились жилища с длинным, туннелеобразным входом, обязательным элементом жилья были очаги. Позже объемы наземных жилищ увеличились, они имели круглый или овальный план, в них жили члены всей общины. Увеличилось количество очагов в таких жилищах – оно доходило до десяти. Кроме того, жилища имели ямы-хранилища, а также ямы для запекания пищи. Для поддержания кровли устанавливали столбы. Небольшие жилые землянки и дополнительные ямы-хранилища могли находиться с внешней стороны такого общинного жилья. В период неолита и раннего бронзового века в альпийских областях Европы получили распространение свайные постройки – террамары (от лат. terra marna – жирная земля). Для таких построек строительным материалом был мергель (вид ракушечника). Кроме жилых домов на сваях строили амбары, сараи, помещения для сушки хлеба. На этом этапе распространились одноочажные хижины, предназначаемые отдельным семьям. 2. Что представляли собой мегалитические постройки?Мегалитические постройки, мегалиты (от греч. megas — большой и lithos — камень) представляют собой сооружения, составленные из одного или нескольких блоков дикого или грубо оббитого камня. К мегалитам относятся дольмены, гробницы с галереями, крытые галереи, каменные аллеи, каменные ящики, менгиры, кромлехи. К ним относят также циклопические постройки — крепости, жилища и другие сооружения из каменных глыб или плит сухой кладки. Мегалитические постройки в условиях ручного труда соорудить было весьма сложно, это было поистине инженерной задачей. Вес покровных плит достигал 300 тонн, поэтому для возведения таких сооружений требовалось объединение большой массы людей. Подобные постройки широко распространены в разных странах мира. Наибольшее их число находится во Франции и Англии. Величайшим мегалитическим сооружением является Стоунхендж в Англии. Появившись в конце неолита, в бронзовом веке они достигли наивысшего развития. Мегалитические постройки в Индии и Японии продолжали сооружать и в железном веке. Однако до сих пор неизвестно точное назначение таких построек. Предполагают, что они были предназначены для выполнения различных религиозных обрядов (например, погребальных), служили для почитания патриархальных божеств, солнца и других светил. Есть мнение, что они отражают сложившиеся у древних космологические представления и космическую мифологию. Дольмены (от бретон. dol – стол и men – камень) – древние погребальные сооружения из нескольких каменных глыб и плит огромного размера. Ставились такие плиты вертикально, их перекрывали массивной горизонтальной плитой. Плита, закрывавшая вход, в некоторых дольменах имеет большое круглое отверстие. Стены и потолки внутри дольменов иногда покрывались орнаментом. Как правило, дольмены были распространены в приморских областях. На территории России дольмены исчислялись сотнями на северо-западе Кавказа. Больше всего их было в Прикубанье. При погребении в землю трупа люди клали в могилу оружие, инвентарь, пищу. Отсюда следует, что они верили в загробную жизнь. Внимание! Авторские права на книгу "Культурология. Учебное пособие" (Маркова А.Н.) охраняются законодательством! |