Наука Маркова А.Н. Культурология. Учебное пособие

Культурология. Учебное пособие

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Наука
Издательство: Проспект
Дата размещения: 09.10.2013
ISBN: 9785392133512
Язык:
Объем текста: 485 стр.
Формат:
epub

Оглавление

ЧИТАТЕЛЮ

Вводная часть

Раздел I. Культура первобытного общества

Раздел II. Культура эпохи Древности

Культура древневосточной цивилизации

Культура античной цивилизации

Раздел III. Культура эпохи Средневековья. Европейская культура в Средние века

Западноевропейская культура эпохи Возрождения

Раздел IV. Культура Нового времени. Европейская культура XVII в.

Западноевропейская культура эпохи Просвещения (XVIII в.)

Раздел V. Культура Новейшего времени. Западноевропейская культура XIX в.

Культура США в XIX в.

Западноевропейская культура XX — начала XXI в.

Художественная культура США в XX — начале XXI в.

Раздел VI. История культуры России

Культура Киевской Руси (IX—XII вв.)

Культура русских княжеств (XII—XIII вв.)

Культура Московской Руси (XIV—XV вв.)

Русская культура (XVI в.)

Культура России XVIII в.

Золотой и Серебряный век культуры России (XIX — начало XX в.)

Культура СССР и России постсоветского периода



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Культура античной цивилизации



Культура Древней Греции


Древняя Греция относится к античной цивилизации. Понятие «античность» возникло в эпоху Возрождения. Итальянские гуманисты ввели этот термин для определения греко-римской культуры, которая в то время была древнейшей из известных. Вот в переводе с латинского antiques и означает «античность».


В развитии культуры Древней Греции выделяют следующие этапы: период древнейших цивилизаций (III—II тыс. до н. э.), гомеровский период (XI—IX вв. до н. э.), архаический период (VIII—VI вв. до н. э.), классический период (482—323 гг. до н. э.), эллинистический период (эпоха эллинизма) (323—327 гг. до н. э.).


К древнейшим цивилизациям на территории Греции относятся Минойская и Микенская (Ахейская) культуры.


Классический период подразделяют на эпоху расцвета (V в. до н. э.) и эпоху кризиса полиса (IV в. до н. э.).


Наибольшего расцвета греческая культура достигла в классический период.



1. Что являлось характерным для Минойской культуры?


Минойской культурой по археологической периодизации называют культуру бронзового века (III—II тыс. до н. э.) на острове Крит. Царем острова являлся легендарный царь Минос, по имени которого культуру назвали Минойской.


На рубеже III тыс. до н. э. на территории Греции повсеместно распространялись бронзовые орудия труда. На протяжении III тыс. до н. э. наиболее развитым считалось население Кикладских островов, находящихся в Эгейском море. От этого времени сохранились остатки крепостных стен, мраморные статуэтки, расписные сосуды. На рубеже III—II тыс. до н. э. на островах появились настоящие города. С этого времени центром этой древнейшей цивилизации стал остров Крит.


На Крите получило развитие строительство. Главным его объектом было сооружение дворцов. Они включали множество помещений, различающихся по отделке и назначению, но представляли собой единый архитектурный ансамбль. Этому способствовал большой прямоугольный двор, занимающий центральную часть дворца. Со временем дворцы перестраивали и они становились все более пышными.


Внутренние помещения, коридоры и портики украшались настенной росписью. На фресках изображались животные, цветы, а также сцены из жизни обитателей дворца, в частности «игры с быками». Такой там был ритуал, связанный с минойским культом – культом бога быка. В образе этого быка воплощались разрушительные силы. Центральной фигурой минойского пантеона богов была Великая богиня (владычица). Она была символом обновления природы, материнства, женственности.


В жизни Крита сложилась особая форма царской власти – теократия. Это управление, где светская и духовная власть находится в руках одного человека. Царский дворец выполнял универсальные функции – религиозные, административные, хозяйственные.


Из памятников ремесла и искусства критской цивилизации, дошедших до нас, отмечают прекрасные фрески, замечательные бронзовые статуэтки, оружие, великолепную красочную керамику.


Расцвет Минойской культуры наступил в XVI – первой половине XV в. до н. э. Но в середине XV в. произошла катастрофа – в результате извержения вулкана на острове Фера поблизости от Крита почти все поселения и дворцы острова были разрушены. Сказались и вторжения с материковой части Греции воинственных греков-ахейцев.


Эти обстоятельства предопределили перемещение центра цивилизации в материковую Грецию, где в это время достигла расцвета микенская (или ахейская) культура.



2. Что дошло до нас от микенской (ахейской) культуры?


Микенская (ахейская) культура сформировалась на рубеже XVIII— XVII вв. до н. э. На начальных этапах микенская культура подвергалась сильному влиянию минойской цивилизации. В то же время микенская цивилизация была тесно связана с древнейшими культурами материковой Греции. Поэтому микенская культура не повторяла критскую и была достаточно своеобразной.


Из ранних памятников ахейской культуры отмечают так называемые шахтные гробницы в Микенах. Они были открыты в 1876 г. известным немецким археологом Генрихом Шлиманом (1822-1900). Помимо костей умерших в гробницах найдены украшения, сосуды, оружие, золотые посмертные маски.


Микенская цивилизация достигла расцвета в XV-XIII вв. до н. э. Дворцы здесь, так же как и на Крите, были основными центрами. Самые значительные из них построены в Микенах, Тиринфе, Пилосе, Афинах, Иолке. Основное отличие ахейских дворцов от критских состояло в том, что они были укреплены, имели мощные стены, которые сооружались из огромных каменных глыб без связующего материала. Отличались микенские дворцы и от восточных. В них царит ясный порядок, строгая симметрия, обозримость форм. Вместо бесконечной вереницы покоев и бесконечных фризов восточных дворцов здесь выделены центральные точки, симметрическая группировка помещений вокруг них, т. е. признаки целостной композиции, которой не знало искусство Древнего Крита.


Третье отличие в том, что в живописи исчезают жизненность, свобода и непринужденность критских росписей. Фресковые украшения были здесь более воинственными, менее утонченными, чем микенской культуры, в них преобладали сцены войны и охоты.


В период расцвета этой культуры шахтные гробницы сменились новыми видами царской усыпальницы – толосом (купальная гробница). Самой большой из них была гробница Атрея в Микенах.


Захватив в XV в. Крит, ахейцы заимствовали у минойцев письменность (линейное слоговое письмо А) и приспособили ее для передачи своего языка (линейное слоговое письмо Б).


В конце XIII в. до н. э. опять произошла катастрофа. Она выразилась в том, что масса северобалканских варварских племен устремилась на юг. Ведущую роль в этом переселении народов сыграли дорийцы – греческие племена. Они имели большое преимущество перед ахейцами – обладали более совершенным, чем бронзовое, железным оружием. С приходом дорийцев в Греции начинается железный век, а крито-микенская цивилизация прекращает свое существование.



3. Что дала мировой культуре эпоха Гомера?


Период XI—IX вв. до н. э. греческой истории получил название по имени великого Гомера. Но употребляется еще одно — «темные века», так как сведений об этой эпохе сохранилось очень мало. Основным источником информации об этом времени являются поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Этот период для греческой культуры был временем упадка, но именно тогда вызревали предпосылки для дальнейшего стремительного подъема Греции. Кроме того, важную роль сыграла начавшаяся в Х в. до н. э. Великая греческая колонизация — расселение греков (в основном ионийцев) по западному побережью Малой Азии.


В поэмах Гомера отражена жизнь общества с гораздо более примитивной культурой, чем та, которая предстает перед нами в памятниках крито-микенской цивилизации. Герои Гомера – цари и представители знати – живут в окруженных частоколом деревянных домах, очень не похожих на дворцы крито-микенских царей.


Памятников гомеровского периода сохранилось немного. В качестве строительных материалов использовали древесину и необожженный кирпич. Дерево служило материалом и для монументальной скульптуры. Сохранилось множество небольших идолов начала I тыс. до н. э. Они крайне несложные и поражают наивностью своего выполнения.


Но искусствоведы обращают внимание на разнообразие этих статуэток, здесь отсутствует принятый раз и навсегда канон. Самые различные формы придавались фигурам человека (то конуса, то скрипки). Для мастеров той поры преувеличения были не карикатурой, а средством выразительной характеристики. Чрезмерно удлинялась их шея, руки вытягивались, ширина корпуса подчеркивалась. Эти идолы раскрашивались, были нарядны и пестры. Они в отличие от культовых статуэток Востока производят, скорее, веселое, забавное, чем устрашающее впечатление. Рядом с идолами выделывались мелкие глиняные статуэтки бытового характера.


От этого периода особенно хорошо сохранилась вазовая живопись. Изображения на вазах носили схематический характер, поэтому все направление назвали геометрическим стилем. Мастера его выработали своеобразный прием изображения людей, животных, предметов. Они выполняли огромные и сложные композиции, покрывавшие стенки больших глиняных сосудов. Здесь и многолюдные битвы, и веселые пиры, и хороводы, и танцы, и сцены на лодке с гребцами, и погребальные обряды. Здесь присутствует чувство ритма, способность охватить единым взглядом многолюдные сцены и дать их в четком расположении – все это делает геометрический стиль важной ступенью в развитии греческого искусства.



4. Какую трансформацию претерпела религия Древней Греции в архаический период?


Архаический период в развитии культуры Греции охватывает VIII—VI вв. до н. э. На этом этапе формируется полисный тип государственного устройства. В это время религия сыграла значительную объединяющую роль греческих полисов в единое целое. К этому времени произошло слияние древних местных культов, был создан единый пантеон богов, основным из которых стал культ олимпийских богов.


Эти тенденции обусловили возникновение общегреческих святилищ, которые стали важными центрами экономических, политических, культурных связей греческих полисов.


Для греческой религии, как и для древневосточной, был характерен политеизм, т. е. многобожие.


Становление пантеона олимпийских богов заняло три поколения. В соответствии с мифами полагают, что в самом начале был Хаос. Это означало пустоту, которую измерить не представлялось возможным. В то же время Хаос представлял собой сгущение всей материи, слитое в единое целое. Постепенно из этого Хаоса выделилась Гея (земля), которая породила Урана (небо). Они стали первым поколением богов. Родившиеся от Геи и Урана титаны стали вторым поколением богов. Они олицетворяли стихии природы, необузданные силы земли. Между богами началась борьба за верховенство. В результате Кронос (один из титанов) по совету Геи убил (оскопил) Урана и занял его место верховного бога. Появилось третье поколение богов – ими стали дети титанов. Их отличали гармония, мудрость космоса, они олицетворяли упорядоченный мир. В борьбе богов третьего и второго поколения победили боги нового поколения (дети титанов). Они воцарились в мире, поселились на самой высокой в Греции горе – Олимпе.


Олимпийские боги были общегреческими, бессмертными и всесильными. Верховным богом был Зевс. Он – сын Кроноса. Зевс сверг его в Тартар, стал владыкой богов и людей. Атрибутами Зевса были эгида (щит), скипетр, иногда орел. Он господствовал на небе, собирал тучи, посылал дождь, повелевал молнией и громом. Его священным деревом считался дуб.


Посейдон (брат Зевса) являлся владыкой моря, водных источников, повелителем землетрясений. Жил на дне моря, в своем дворце. Его непременный атрибут – трезубец.


Аид (Гадес, второй брат Зевса) – владыка подземного царства мертвых. Для того чтобы попасть в царство мертвых, надо было перевезти покойника через реку Ахеронт и пройти у ворот мимо Цербера – многоголового пса, который умерших пропускал, но выйти из этого царства не давал.


Гера (сестра и супруга Зевса) являлась верховной богиней. Она покровительствовала браку, наделяла даром прорицания животных и людей. Ей была посвящена корова, и Геру часто называли волоокой.


Деметра (сестра всех названных богов) – богиня плодородия и земледелия. Ее атрибут – колос пшеницы. Так как она связана с культом умирающей и воскресающей природы, то Деметра была одной из самых почитаемых богинь.


Афина – богиня мудрости и справедливой войны. Она была одной из главнейших фигур олимпийского пантеона. По значимости сопоставима с самим Зевсом. Культовыми животными Афины были змея и сова, священным деревом – олива. Ее полное боевое вооружение, так называемый палладий, по легенде упало на нее с неба, и богиню часто называли Паллада.


Аполлон – бог света. Покровительствовал пастухам, охранял стада, обладал даром прорицания и мог наделять им людей. С классической эпохи стал считаться богом гармонии, покровителем певцов и музыкантов. Его изображали в сопровождении муз – богинь творческой деятельности.


Артемида (сестра Аполлона) – богиня охоты и живой природы. Защитница целомудрия, покровительница рожениц. Ее культовые животные – лань и медведь.


Гермес – в классическое время бог торговли, мышления, хитрости, красноречия. Покровительствовал путешественникам, купцам, обманщикам. Изображали бога в шляпе и сандалиях. Был вестником богов, носил жезл, способный усыплять.


Из других богов наиболее известны Арес (Арей) – свирепый бог жестокой войны; Гефест – хромой бог огня и кузнечного ремесла; Афродита (жена Гефеста) – богиня любви и красоты, родилась из морской воды у берегов Крита.


Кроме этих почитаемых всеми богов в каждой области Греции почитались местные божества, населявшие леса, горы, источники, луга.


У греков были распространены всевозможные мифы – о богах, о начале мира, а также мифы о героях. Наиболее популярные мифы объединялись в циклы: о Троянской войне, о подвигах Геракла, Персея и других героях.


В отличие от Древнего Востока греческий культ отличался простотой и несложностью. Греки почитали своих предков-героев, наделяя их возвышенными чертами человечности. Почитание героев дополнялось почитанием определенных мест. Такие места окружались оградой, здесь устанавливались памятники, строились святилища. Культ мест и героев имел огромное государственное значение – он служил укреплению общин, выражая кровное единство их членов. При этом греческая религия не знала особой касты жрецов, посредников между людьми и богом.



5. В чем проявился такой элемент древнегреческой культуры, как агонистика?


В Древней Греции в системе воспитания дух состязательности, принцип противоборства признавались главными. На греческом языке его называли агонистика (борьба). Это означало, что каждый индивидуум стремился превзойти остальных, стать лучшим. Агонистика пронизывала все сферы деятельности древнегреческого общества.


Это нашло отражение в том, что в период архаики зародился культурный институт спортивных и музыкально-поэтических игр, посвящаемых греческим богам. Самые значительные из них, которые проводятся до настоящего времени в масштабе планеты, были Олимпийские игры: спортивные игры, посвященные в древности Зевсу, проходившие раз в четыре года в Олимпии. Первые игры состоялись в 776 г. до н. э.


Они включали состязания по бегу, борьбе, кулачному бою, конные соревнования. В играх могли участвовать только свободные мужчины, полноправные граждане полисов.


Олимпийские игры воспринимались символом единения и взаимного согласия полисов. Во время игр объвлялся священный мир. Проводились также Пифийские игры – спортивные и музыкальные состязания в честь Аполлона. Место их проведения – Дельфы, проводились они тоже раз в четыре года. В честь Посейдона проводились под Коринфом Истмийские игры; их режим – раз в два года. На больших праздниках помимо спортивных и смешанных соревнований проводились чисто музыкальные (агоны). Такие игры являлись важным фактором культурного развития Греции.



6. Какие науки зародились в эпоху архаики, каких высот достигла литература?


В это время новой формой умственной деятельности в Греции стала философия, которая развивалась не в тесной связи с религией, как на Востоке, а с наукой. В эту эпоху творили Пифагор и его последователи. В литературе начинает главенствовать лирическая поэзия, рождается жанр — басня во главе с Эзопом. В это время возник греческий театр.


Первая философская система Античности возникла в Ионии, она получила название «натурфилософия». Ее представители начали с самой первоосновы вещей, поставили основополагающие вопросы. Они говорили о бытии и мысли, материи и разуме, сущности и видимости явлений, единстве и множественности. Таким образом, в античной философии были заложены основы материализма.


Мир греческие философы воспринимали как единое материальное целое, пытались осмыслить его закономерности. Для Фалеса (626-546 гг. до н. э.) первоосновой всех вещей была вода; для Анаксимена (ок. 585-525 гг. до н. э.) – воздух, для Анаксимандра (ок. 611-546 гг. до н. э.) – апейрон (беспредельное). Первопричины мира изучались и другими философами архаической эпохи.


Значительный вклад в развитие науки (математики, астрономии и теории музыки) внес Пифагор (ок. 540-500 гг. до н. э.) и его последователи. Основой всего сущего они считали числа и числовые отношения. Первоосновой материи Гераклит Эфесский (ок. 554-483 гг. до н. э.) признавал огонь. Он полагал, что движение вечно и происходит оно и в обществе и в природе; также вечна борьба – все это ведет к постоянному изменению бытия. Заявила о себе элейская школа; она внесла значительный вклад в развитие философии. Наиболее ярким ее представителем был Парменид Элейский (ок. 540-480 гг. до н. э.). Он выдвинул принцип тождества мышления и бытия. Источником познания он признавал разум, а не ощущения.


К эпохе архаики в Греции уже был создан основательный фундамент для литературного творчества. Была развита его устная форма – это эпос, трудовые песни, басни и т. д. Были созданы гомеровские «Илиада» и «Одиссея» – первые греческие литературные произведения, которые до сих пор относятся к величайшим достижениям мировой литературы, а им уже XIII веков! К VIII-VII в. принадлежит творчество Гесиода. Это первый известный по имени древнегреческий поэт. Он создал дидактически-эпическую поэму «Труды и дни», где славит крестьянский труд, притеснителям крестьян грозит гневом богов. Его перу принадлежит поэма «Теогония» (т. е. родословная богов), где Гесиод рационалистически систематизирует греческие мифы.


В эпоху архаики ведущая роль эпоса в литературе переходит постепенно к лирической поэзии. Это значит, что на переднем плане – внимание к человеку и его внутреннему миру, к событиям современной жизни, любви. Авторы лирики: Архилох (2-я пол. XII в. до н. э.), Сафо (Сапфо) (ок. 610-580 гг. до н. э.), Алкей (рубеж VII-VI вв. до н. э.), Феогнид Мегарский (2-я пол. VI в. до н. э.), Анакреонт (2-я пол. VI в. до н. э.). В Греции было принято декламировать лирические стихи нараспев, в сопровождении игрой на лире.


К VI в. до н. э. в Греции сложился новый жанр литературы – басня. Ее возникновение связывают с именем Эзопа. Этой полулегендарной личности приписывают сюжеты почти всех известных в Античности басен («Эзоповы басни»), обрабатывавшиеся многими баснописцами последующих поколений – от Федра и Бабрия до Ж. Лафонтена и И. А. Крылова. В качестве примера можно назвать басни «Волк и ягненок», «Лисица и виноград», «Ворона и лисица». В нашу речь вошло понятие «эзопов язык» – что означает завуалированное высказывание.




Культурология. Учебное пособие

Учебное пособие в кратком объеме рассматривает историю мировой культуры, раскрывает основные понятия культуры. Материал систематизирован по общепринятым историческим периодам и ключевым странам. Наибольшее внимание в книге уделяется истории художественной культуры: литературе, живописи, скульптуре, архитектуре. Изложение материала в форме вопросов и ответов позволит читателю быстро найти нужную информацию и проверить собственное знание предмета.<br> Пособие адресовано студентам, изучающим культурологию, а также всем интересующимся историей мировой культуры. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/kulturologiya_uchebnoe_posobie/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

249
Наука Маркова А.Н. Культурология. Учебное пособие

Наука Маркова А.Н. Культурология. Учебное пособие

Наука Маркова А.Н. Культурология. Учебное пособие

Учебное пособие в кратком объеме рассматривает историю мировой культуры, раскрывает основные понятия культуры. Материал систематизирован по общепринятым историческим периодам и ключевым странам. Наибольшее внимание в книге уделяется истории художественной культуры: литературе, живописи, скульптуре, архитектуре. Изложение материала в форме вопросов и ответов позволит читателю быстро найти нужную информацию и проверить собственное знание предмета.<br> Пособие адресовано студентам, изучающим культурологию, а также всем интересующимся историей мировой культуры. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/kulturologiya_uchebnoe_posobie/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

Внимание! Авторские права на книгу "Культурология. Учебное пособие" (Маркова А.Н.) охраняются законодательством!