Наука Маркова А.Н. Культурология. Учебное пособие

Культурология. Учебное пособие

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Наука
Издательство: Проспект
Дата размещения: 09.10.2013
ISBN: 9785392133512
Язык:
Объем текста: 485 стр.
Формат:
epub

Оглавление

ЧИТАТЕЛЮ

Вводная часть

Раздел I. Культура первобытного общества

Раздел II. Культура эпохи Древности

Культура древневосточной цивилизации

Культура античной цивилизации

Раздел III. Культура эпохи Средневековья. Европейская культура в Средние века

Западноевропейская культура эпохи Возрождения

Раздел IV. Культура Нового времени. Европейская культура XVII в.

Западноевропейская культура эпохи Просвещения (XVIII в.)

Раздел V. Культура Новейшего времени. Западноевропейская культура XIX в.

Культура США в XIX в.

Западноевропейская культура XX — начала XXI в.

Художественная культура США в XX — начале XXI в.

Раздел VI. История культуры России

Культура Киевской Руси (IX—XII вв.)

Культура русских княжеств (XII—XIII вв.)

Культура Московской Руси (XIV—XV вв.)

Русская культура (XVI в.)

Культура России XVIII в.

Золотой и Серебряный век культуры России (XIX — начало XX в.)

Культура СССР и России постсоветского периода



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Культура древневосточной цивилизации



Культура стран Месопотамии



1. Кто и когда изобрел письменность?


Первые города-государства образовались в Месопотамии (Двуречье) в IV—III тыс. до н. э. Их было много, наиболее крупные из них Шумер, Ур, Урук, Лагаш, Аккад, Вавилон и др. Большинство городов основали шумеры. Затем усилилось значение Аккада, народ которого воспринял культурное наследие шумеров. Поэтому древнейшую культуру Двуречья называют шумеро-аккадской культурой. Двойное название объясняется тем, что шумеры и жители Аккадского царства говорили на разных языках и имели разную письменность.


Письменность появилась в середине IV тыс. до н. э. Ее изобрел шумерский народ. Это одно из наиболее значительных достижений шумеров. Письменность позволила установить связи как между современниками, так и между людьми различных поколений, а кроме того, передать потомкам важнейшие достижения культуры.


Древние шумерские надписи обнаружены при раскопках Джем-дет-Наср и четвертого слоя Урука. Первоначально шумерийская письменность возникла из рисунков. Это значит, что шумеры слово, обозначавшее предмет или явление видимого мира, рисовали. Так, слово «вода» они обозначали волнистыми линиями (имитировали водную поверхность). Слово «звезда» изображалось схематическим рисунком . Этот знак встречается в различных древних системах письменности и сохранился до наших дней. Такая картинная письменность называлась пиктографией.


В то же время картинная письменность не давала возможности изображать сложные представления и отвлеченные понятия. Так, для написания слова «плакать» соединялись знаки «глаз» и «вода». Слово «дождь» следовало писать путем сочетания знаков «звезда» (небо) и «вода». Понятно, что такая письменность была громоздкой, сложной и неудобной. Постепенно изобразительный принцип стали заменять начертанием обозначений звуковой стороны слова (фонемы). Это увеличило в шумерийской письменности количество слоговых знаков и алфавитных, необходимых для передачи гласных звуков.


Жизненная необходимость ускорения написания (например, документов) обусловила со временем упрощение картинной письменности шумеров. Теперь они стали рисовать не весь предмет, а его характерную часть, превращая ее в линейную схему. Так, слово «бык» писали при помощи линейного знака, изображая только голову этого животного – . Знаки начертали на глиняных табличках, все больше их схематизируя, что привело к выработке системы клинописи. Выжимавшиеся на мягкой глине знаки теряли картинный облик. Они принимали форму различных сочетаний из вертикальных, горизонтальных и косых клиньев.


Шумерская клинопись была заимствована вавилонянами. Затем она получила широкое распространение по всей Передней Азии. Клинопись применялась в Ассирии, в Хеттском царстве, Урарту, Финикии, Древней Персии. Клинопись во II тыс. до н. э. стала международной дипломатической системой письменности. Даже египетские чиновники пользовались ею в переписке с царями Финикии и Сирии. Заимствовали и приспособили к своим нуждам клинопись и аккадцы, а затем жители Вавилона. В дальнейшем шла фонетизация знаков этой древнейшей на Земле письменности и создание словеснослогового письма. Наиболее поздние тексты шумеро-аккадской письменности относятся к I тыс. до н. э.



2. Какой еще вклад в мировую культуру внесли шумеры?


Большинство современных востоковедов считают, что шумеры — родоначальники всей вавилонской культуры. Они оказались первыми не только в появлении письменности, но и во многих других видах мирового культурного наследия.


Культурные достижения шумеров не только многообразны, но велики и бесспорны. Сохранилось много памятников шумерской литературы. Они записаны на глиняных табличках, и почти все из них удалось прочитать. Преобладают гимны богам, религиозные мифы и легенды.


Они – создатели древнейшей литературы, которая восходит к устному народному творчеству. Образцов народного творчества сохранилось мало. К ним относятся, например, пословицы, отражающие быт и житейскую мудрость земледельческих народов Двуречья.


Шумеры создали в человеческой истории первые поэмы. К ним относятся «Эмеш и Энтен», «Иннина выбирает земледельца», «О золотом веке» и др. В поэме «О золотом веке» рассказывается о том счастливом времени, когда «не было ни змеи, ни скорпиона, не было гиены, не было льва, не было ни дикой собаки, ни волка, не было страха, ни ужаса, у человека не было соперника».


Шумеры создали эпическую поэму о Гильгамеше. Она посвящена подвигу этого древнего героя. Поэма состоит из нескольких частей. Так, в тексте «Гильгамеш и страна жизни» рассказывается о том, как этот богатырь со своей дружиной из 50 добровольцев «без Ома и без матери» направился через семь горных хребтов в «страну жизни», чтобы «создать себе имя».


Помимо эпоса шумеры явились авторами первых драматических поэм («Нисхождение Иннины в подземный мир»), обрядовых песен («Вышла она на простор»).


Миру известна первая поэтесса – это дочь аккадского царя Саргона Энхедуанна. Она была возведена в ранг верховной жрицы, написала несколько гимнов в честь великих храмов и богов Земли.


Шумеры оказались первыми в составлении древнейших в мире медицинских книг, представлявших собой сборники рецептов. Необходимость лечить людей и животных подтолкнула к тому, чтобы в области ветеринарии и медицины постепенно накапливались знания. Уже в III тыс. до н. э. в Ниппуре было составлено руководство по изготовлению разнообразных лекарств из минеральных, растительных и других веществ.


Шумеры умели выполнять сложные операции, например удалять катаракту.


Шумеры разработали и составили первый календарь для зимы и лета. Здесь сказалось внимательное наблюдение за окружающей природой. Шумеры свои наблюдения пытались систематизировать и делали это с определенной практической целью. Составляя перечень животных, они объединяли в одну группу ослов, лошадей и верблюдов, так как их можно было использовать для перевозки грузов. В перечне растений выделяли особые группы деревьев – фруктовые, хлебные злаки и ароматические травы. В III тыс. до н. э. шумерийцы составили трактат по агрономии. В нем были обстоятельно рассмотрены свойства почв и описаны культурные растения.


Также практический характер носили и первые знания в области химии. Это было нужно «металлургам» для изготовления красок и цветных эмалей (фаянса, поливной глазури), искусственного лазурита и разнообразных лекарств.


Шумерам принадлежит первая глиняная географическая карта. У шумеров у первых появились такие музыкальные инструменты, как лира и арфа.


Шумеры оказались способными к математике. По сведениям историков, математика была развита в Междуречье значительно сильнее, чем в других древневосточных странах. До нас дошли математические тексты, написанные шумерами в XXII в. до н. э. В них содержатся таблицы для умножения, в которых шестидесятеричная система счисления сочетается с более ранней десятичной системой. В этих текстах упоминается возведение в степень, извлечение квадратных и кубических корней по особым формулам и даже вычисление объемов. Предполагают, что шумерам был известен принцип прогрессии. При расчетах применялись дроби, чаще всего с числителем, равным единице.


Успехи в математике способствовали развитию других отраслей научного знания. В Шумерском государстве большое внимание уделялось астрономическим наблюдениям. Древние шумеры умели предсказывать солнечные и лунные затмения, создали солнечно-лунный календарь.


В Шумерском государстве высокого уровня достигли научнотехнические знания. Об этом свидетельствует тот факт, что здесь в IV тыс. до н. э. был построен первый в истории человечества туннель. Причем он проходил под Евфратом; его длина равнялась одному километру. Достигли шумеры успехов в области металлургии. В числе этих успехов: получение из руды чистой меди путем высокотемпературного нагревания; открытие способа разливки серебра и золота в литейные формы; производство бронзы путем соединения в соответствующих пропорциях меди и олова. Бронза нашла широкое применение в хозяйстве шумеров – изготавливались шлемы, ножи, кинжалы; в числе предметов домашнего обихода – светильники и чаши, различные украшения.


Школы находились при храмах и дворцах. Они готовили детей из знатных и богатых семей к должности писцов, чиновников и жрецов. В школах давалось как общее, так и несколько повышенное специальное образование. Общее образование включало изучение письменности и языка, а также элементов арифметики, геометрии и астрономии. Будущих жрецов учили предсказывать по звездам (астрология) и гадать по печени. В систему специального образования входило изучение богословия, права, медицины и музыки.



3. Что характерно для архитектуры древних стран Междуречья?


Природные условия Передней Азии, ее просторы оказали свое влияние на архитектуру народов Месопотамии. Это проявилось в том, что население Междуречья стремилось к монументальным постройкам. Монументальность — одна из характерных черт строительного искусства древних обитателей Двуречья. Здесь сооружались храмы, высокие башни — зиккураты, двухэтажные дома для состоятельных горожан.


Основным строительным материалом здесь стал кирпич-сырец, высушенный на солнце. Кирпичные постройки менее долговечны по сравнению с камнем, они скорее разрушались. Разрушались постройки и потому, что частыми были вражеские нашествия. По этим причинам подлинных архитектурных сооружений Двуречья не сохранилось, и ученые судят о них по данным археологических раскопок с последующими реконструкциями, воссоздающими древние образцы.


О значительном влиянии религиозных верований на архитектурное искусство стран Двуречья говорит тот факт, что основным и наиболее важным было строительство храмов, посвященных богам. Храмы были культурными и хозяйственными центрами в городах Месопотамии. Храмы были собственниками земли, которая обрабатывалась крестьянами-общинниками, а также храмовыми рабами. Храмы могли осуществлять торговлю как внутри страны, так и с другими странами, заниматься операциями с недвижимостью. Они имели мастерские, архивы, библиотеки, школы.


На ранних этапах храмы представляли собой прямоугольные здания на невысокой платформе. По мере развития городов храмы становились более внушительными и величественными. Как правило, новые храмы воздвигались на месте старых (разрушенных). Из-за повторных построек объем платформ храмов с течением времени увеличивался.


Классической формой храма стал зиккурат. Это высокая многоступенчатая башня, опоясанная выступающими террасами. Число ступеней могло достигать пяти – семи. Объем уступов уменьшался по мере возвышения. Ступени зиккурата раскрашивали черной, белой, красной, синей краской. При этом нижние уступы делались более темными, верхние – более светлыми. Как правило, террасы озеленялись. Для подъема по ступеням пристраивались лестницы – иногда их было несколько с разных сторон храма. К верхней башне вела широкая лестница. Башня имела золотой купол, хотя не всегда зиккурат строился из кирпича, а стены его выкладывались глазурованным кирпичом. Самой знаменитой и известной башней была Вавилонская башня. Вавилонская башня – зиккурат, который являлся храмом бога Мардука в Вавилоне. (Мардук – бог-покровитель города Вавилона, верховное божество вавилонского пантеона). Террасы этой башни были озеленены Висячими садами Семирамиды. Эти террасные сады построил царь Навуходоносор для своей жены – мидянки. В общей сложности они занимали 15 тыс. квадратных метров. Сады поднимались выше дворцовых башен и считались одним из семи чудес света. Чередующиеся уступы и выступы на нижних мощных стенах создавали игру света и тени и увеличивали зрительно объем здания.


Главным помещением храмового комплекса являлось святилище. В нем размещалось ложе и золоченый стол, а также находилась статуя божества, являвшегося небесным покровителем конкретного города. В святилище под потолком размещались небольшие по размерам окна. Интерьер помещения был украшен перламутровыми фризами и мозаикой. Она слагалась из красных, черных и белых шляпок глиняных гвоздей, вбитых в кирпичные стены. В это помещение могли входить только жрецы. Башню жрецы использовали и для земных нужд – они вели оттуда астрономические наблюдения.


Зиккураты как важнейший архитектурный элемент сохранялись в Месопотамии очень долго, вплоть до конца I тыс. до н. э.


Непрочность строительного материала ограничивала возможности зодчих, принуждая к особому стилю зданий. Постройки Месопотамии отличались тяжеловесными стенами. Но вопреки этим трудностям древние зодчие явились создателями новых форм архитектуры, таких элементов ее, как купола, арки, сводчатые потолки, ритм горизонтальных и вертикальных сечений. Учитывая эти слагаемые архитектурного искусства Месопотамии, современные искусствоведы признали, что указанные достижения легли в основу строительного искусства Древнего Рима.



4. Что сохранилось из памятников изобразительного искусства?


До наших дней памятников изобразительного искусства Древней Месопотамии сохранилось немного. Их представляют главным образом настенные рельефы, скульптурные портреты, статуэтки и предметы домашнего обихода, найденные в гробницах.


Одним из самых ранних памятников, относящихся к IV тыс. до н. э., является скульптура головы богини из города Урук. Она выполнена из белого мрамора; у нее правильные, точно выверенные пропорции. Глаза богини в древности были сделаны из синих драгоценных камней, а волосы – из золота.


К III тыс. до н. э. относится широко известный медный рельеф из шумерского храма в Эль-Обеиде. На рельефе изображен орел с большими раскрытыми крыльями и львиной головой. На рельефе размещаются также два симметрично стоящих оленя с красивыми ветвистыми рогами – орел удерживает их острыми когтями.


Прославилась по технике исполнения относящаяся к тому же времени найденная в гробнице города Ур голова быка. Она выполнена из золота и лазурита. Вместе с найденной там же перламутровой пластиной голова быка украшала золотую арфу. На указанной пластине мастерски изображены люди и животные, наделенные человеческими чертами. Здесь осел, играющий на арфе, козлик с бокалами, танцующий медведь, лев, несущий в лапе чашу, собака с кинжалом на поясе. Искусствоведами признано, что все силуэты на пластине и общая композиция совершенны.


Древнейшие шумерские скульптуры изображают человека в неподвижной, как бы застывшей позе. Хотя в лице угадывается стремление ваятеля несколько свободнее передать натуру. Особенное внимание уделялось изображению глаз. Глаза отличались большой выразительностью благодаря инкрустации зрачка и отдельных частей глаза.


Искусствоведы признают прекрасным произведением искусства эпохи Саргонидов стелу «Победа Нарамоина». На ней изображен царь, подымающийся на гору во главе отряда воинов. Фигура царя изображена на стеле с большой для того времени свободой и смелостью. Перед фигурой царя падает наземь сраженный копьем воин неприятельской стороны. Фигуры расположены не только строго симметрично, но и с большой внутренней гармонией. Здесь искусно соединена художником массовая сцена (войско, поднимающееся в горы) с главным сюжетом – триумфом обожествленного царя над врагами. Эта стела хранится в парижском Лувре.


Для аккадцев был характерен высокий технический и художественный уровень бронзовой скульптуры. Пример – изображение головы царя Аккада.


Среди скульптурных произведений вавилонской эпохи выделяются два рельефных изображения Хаммурапи. На одном из них Хаммурапи с почтением стоит перед сидящим богом и принимает из его рук жезл и магическое кольцо – символ царской власти. Второй рельеф исполнен выразительно и тонко.


Для вавилонского изобразительного искусства было типичным исполнение зверей, особенно льва или быка.


Прославились вавилоняне как авторы мраморных статуэток из Тель-Асмара. На них изображена группа мужских фигур, каждая из которых размещена так, что зритель всегда встречал ее взгляд. Искусствоведы признают, что у этих статуэток более тонкая проработка деталей, большая реалистичность и живость изображения по сравнению со скульптурными памятниками из Египта. Особенно преуспели древние вавилоняне в технике изразца ярких цветов, который применяли для отделки скульптурного рельефа.


Одним из выдающихся творений вавилонян признаны ворота Иштар (около 575 г. до н. э.).


Таким образом вавилонские художники, отталкиваясь от культурного наследия Шумера, использовав его, сумели творчески переработать и поднять на более высокую ступень.



5. Какие достижения имелись в науке Вавилонии?


Исторически наследницей шумеро-аккадской цивилизации стала Вавилония. Столицей этого государства был город Вавилон. Цари Вавилонии во II тыс. до н. э. объединили под своим владычеством большую часть Месопотамии, в том числе все области Шумера и Аккада. Расцвета Старовавилонское царство добилось в период правления Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.). В это время город Вавилон стал крупнейшим экономическим, политическим и культурным центром Передней Азии.


Наряду с развитием экономики и строительства в Вавилонии возникли и продвигались вперед научные знания.


Уже отмечалось, что важным у народов Месопотамии был культ небесных сил, что способствовало развитию математики и астрономии. Вавилонские жрецы умели отличать звезды от планет, которым были даны особые названия. Сохранились перечни звезд, распределенных по отдельным созвездиям. Была установлена эклиптика – часть небесной сферы разделили на 12 частей и соответственно на 12 зодиакальных созвездий, названия которых сохранились до настоящего времени (Близнецы, Рак, Скорпион, Лев, Весы и т. д.). В различных документах регистрировали наблюдения над планетами, звездами, кометами и метеорами, солнечными и лунными затмениями. В VIII-VI вв. до н. э. вавилонские жрецы и астрономы накопили большое количество знаний, имели представление о прецессии (предварении равноденствий) и даже предсказывали затмения.


Наблюдения и знания в области астрономии позволили построить особый календарь, отчасти основанный на лунных фазах. Основными календарными единицами счета времени были сутки, лунный месяц и год. Одновременно с этим сутки делились на 12 часов, а час – на 30 минут, что соответствует шестеричной системе счисления, лежавшей в основе вавилонской математики, астрономии и календаря.


V в. до н. э. был периодом наиболее успешного развития вавилонской математической астрономии. Знаменитые астрономические школы существовали в Уруке, Сиппаре, Вавилоне и Борсиппе. Вавилония дала миру двух великих астрономов – Набуриана и Кидена. Первый разработал систему определения лунных фаз. Второй установил продолжительность солнечного года и еще до Гиппарха открыл солнечные прецессии.


Были успехи в развитии медицины. В эпоху Хаммурапи появляется медицинская специализация: хирургия, лечение глазной болезни и т. д. Несмотря на то что испытывались трудности при определении симптомов и диагнозов, вавилонские врачи пытались лечить болезни глаз, ушей, опухоли, накожные болезни (проказы), болезни сердца, почек, водянку, мочеполовые и женские болезни. И в то же время необходимость диагностики подтолкнула к первым попыткам изучения болезней, описания их симптомов. В медицинских текстах обнаруживается попытка систематизации.


В шумеро-аккадскую эпоху благодаря торговым экспедициям и военным походам установились экономические и культурные связи с соседскими народами, что привело к накоплению географических знаний. Сохранился список городов, с которыми храм в Лагаше вел торговлю. Есть перечень стран, завоеванных Саргоном I, в котором описаны их границы, отмечены расстояния между ними в часах пути.


Развивались агрономические знания, что вызывалось потребностями земледельческого хозяйства. Найденная в Ниппуре табличка (XVIII в. до н. э.) содержит ряд практических советов земледельцу: способ искусственного орошения, как обрабатывать землю мотыгой, лопатами, молотками; описаны правила посева, жатвы и веяния с целью получения наибольшего урожая.


Культура Древнего Египта


Одной из старейших цивилизаций является древнеегипетская цивилизация. На первых этапах египетская держава включала 40 городов-государств. Около середины VI тыс. до н. э. из них образовалось два царства, которые в 3000 г. до н. э. объединились в единое государство Египет. Египет стал первым государством на Земле. В XVI-XV вв. до н. э. Древний Египет переживал необыкновенный расцвет. Он владел огромными территориями от современной Турции до Эфиопии, являясь могущественной державой, претендующей на мировое господство. Здесь была сильной государственная власть, основным принципом которой были незыблемость и непостижимость. Здесь народ был полностью подчинен правящему классу. В Египте высокого уровня развития достигла культура – было создано множество памятников материальной культуры, произведений живописи и скульптуры, неповторимых архитектурных сооружений, произведений декоративно-прикладного искусства.



1. Когда появилась письменность в Египте, каковы ее особенности?


В Египте в IV тыс. до н. э. окончательно оформилась государственная власть в форме древневосточной деспотии. Ее отличительные черты — централизация управления, использование чиновничьего аппарата, укрепление авторитета фараона, привлечение религиозной идеологии для обоготворения царя и его деяний.


Государство через правителей областей и чиновников заботилось о надлежащем функционировании оросительной ирригационной системы. В Египте функционировало податное ведомство, по всей стране периодически составлялись кадастры земли, людей, скота, золота, норм выработки, рассчитывались подати с населения, т. е. велось делопроизводство. Формировался суд, существовали некоторые формы судопроизводства.


Все это говорит о том, что в Древнем Египте сложилась письменность.


Ученые полагают, что письменность в Египте была создана в XXXIII в. до н. э. Это говорит о том, что это одна из древнейших письменных систем на планете, ее опережает только письмо шумеров. Древнеегипетская письменность является иероглифической, она содержит около 700 иероглифов, т. е. знаков, при помощи которых обозначались предметы, животные, а также некоторые звуки. Иероглифами египтяне покрывали стены построек, поверхности колонн, что говорит о том, что в Древнем Египте грамотными были не только жрецы, писцы и вельможи, а и строители. На воспроизведение иероглифов требовалось немало труда. Иероглифы длительное время не поддавались расшифровке европейских ученых.


Самые простые знаки начертательного письма египтян были связаны с внешним видом предметов, которые они обозначали. Например, если нужно было написать «лев», то рисовали маленькую фигуру льва; если речь шла о лотосе, рисовали этот цветок. Если следовало написать «ходить», рисовали ноги. В более сложных случаях, когда надо было передать значения «здесь», «великий», «слава», прибегали к ребусу. Изображали ряд предметов, каждый из которых обозначал определенную букву, т. е. чтение упрощали вспомогательными изображениями.




Культурология. Учебное пособие

Учебное пособие в кратком объеме рассматривает историю мировой культуры, раскрывает основные понятия культуры. Материал систематизирован по общепринятым историческим периодам и ключевым странам. Наибольшее внимание в книге уделяется истории художественной культуры: литературе, живописи, скульптуре, архитектуре. Изложение материала в форме вопросов и ответов позволит читателю быстро найти нужную информацию и проверить собственное знание предмета.<br> Пособие адресовано студентам, изучающим культурологию, а также всем интересующимся историей мировой культуры. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/kulturologiya_uchebnoe_posobie/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

249
Наука Маркова А.Н. Культурология. Учебное пособие

Наука Маркова А.Н. Культурология. Учебное пособие

Наука Маркова А.Н. Культурология. Учебное пособие

Учебное пособие в кратком объеме рассматривает историю мировой культуры, раскрывает основные понятия культуры. Материал систематизирован по общепринятым историческим периодам и ключевым странам. Наибольшее внимание в книге уделяется истории художественной культуры: литературе, живописи, скульптуре, архитектуре. Изложение материала в форме вопросов и ответов позволит читателю быстро найти нужную информацию и проверить собственное знание предмета.<br> Пособие адресовано студентам, изучающим культурологию, а также всем интересующимся историей мировой культуры. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/kulturologiya_uchebnoe_posobie/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

Внимание! Авторские права на книгу "Культурология. Учебное пособие" (Маркова А.Н.) охраняются законодательством!