Юридическая Страшун Б.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран

Конституционное (государственное) право зарубежных стран

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 30.10.2012
ISBN: 9785392095964
Язык:
Объем текста: 333 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Введение

Глава 1. Понятие конституционного права.

Глава 2. Конституционно-правовой статус человека и гражданина в различных группах стран.

Глава 3. Конституционно-правовое регулирование общественного строя в зарубежных странах.

Глава 4. Разделение властей: формы правления и государственные режимы.

Глава 5. Народные голосования в зарубежных странах.

Глава 6. Законодательная власть в зарубежных странах.

Глава 7. Исполнительная власть в зарубежных странах.

Глава 8. Судебная власть в зарубежных странах.

Глава 9. Территориальное устройство в зарубежных странах.

Глава 10. Основы конституционного права Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии.

Глава 11. Основы конституционного права Соединенных Штатов Америки.

Глава 12. Основы конституционного права Французской Республики.

Глава 13. Основы государственного права Федеративной Республики Германии.

Глава 14. Основы государственного права Китайской Народной Республики.



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу




Глава 13. Основы государственного права Федеративной Республики Германии.


План главы


§ 1. Особенности германского государственного права.


§ 2. Конституционные основы правового статуса человека и гражданина.


§ 3. Конституционное регулирование партийной системы.


§ 4. Конституционное регулирование системы государственных органов.


§ 5. Политико-территориальное устройство Германии.



§ 1. Особенности германского государственного права


1. В настоящей главе мы употребляем термин «государственное право», ибо в Германии именно так именуется рассматриваемая нами система правовых норм в отличие от «конституционного права», которое, по мнению германской науки, объединяет только собственно конституционные нормы. Мы уже обращали на это внимание в самом начале нашего курса.


Германской конституцией служит Основной закон для Федеративной Республики Германии, который был принят на территории трех западных оккупационных зон 8 мая 1949 г. учредительным органом — Парламентским советом, состоявшим из 65 членов. Это были представители политических партий, избранные ландтагами (парламентами) 11 западногерманских земель. Название «Основной закон» было обусловлено тем, что он рассматривался как временная конституция западной части страны на период до ее воссоединения, после чего предполагалось принять конституцию свободным решением всего немецкого народа.


Основной закон был одобрен всеми западногерманскими землями, кроме Баварии, для которой тем не менее он также стал обязателен. Одобрили его и три оккупирующие Западную Германию державы — США, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии и Франция, которые, однако, сделали оговорки, ограничившие действие Основного закона в отношении Берлина с учетом четырехсторонних соглашений держав-победительниц. Основной закон был официально опубликован 23 мая 1949 г. и на следующий день вступил в силу.


В дальнейшем Основной закон подвергся довольно многочисленным изменениям: поправки в него вносились начиная с 1951 г. в среднем почти ежегодно. Он постоянно увеличивается в своем объеме: общее число статей возросло примерно на 40, не говоря о частях статей, пунктах и предложениях.


2. В советской зоне оккупации была 7 октября 1949 г. учреждена Германская Демократическая Республика.


В 1949—1968 гг. в ГДР действовала Конституция 1949 года, которая имела определенные черты сходства с Основным законом для ФРГ, обусловленные некоторой преемственностью от демократической Веймарской конституции Германии 1919 года. Курс на строительство социализма, взятый руководством ГДР с начала 1950-х гг., сопровождался несоблюдением многих демократических положений конституции. В частности, в 1952 г. федеративное политико-территориальное устройство было заменено унитарным: вместо пяти земель было образовано 16 округов, а позднее была ликвидирована палата земель. В июне 1953 г. в Восточном Берлине и ряде других городов ГДР народ вышел на улицы, требуя демократии и воссоединения страны, однако «волынки», как эти выступления были названы советской прессой, подавила Советская армия. Это было первое открытое проявление неприятия народом тоталитарного режима в зарубежных странах «социалистического лагеря», как тогда называли мировую социалистическую систему. Советский Союз признал ГДР суверенным государством в 1955 г.


В 1968 г. путем референдума, проведенного так же, как и все выборы, в условиях сильнейшего психологического давления на избирателей, была принята последовательно социалистическая конституция, прямо предусмотревшая руководящую роль в обществе и государстве одной из пяти формально существовавших в ГДР политических партий — Социалистической единой партии Германии (коммунистической). Типичный для социалистических конституций принцип единства власти воплощался в конституционном (но только конституционном) верховенстве системы народных представительств — формально выборных «представительных» органов власти. На деле руководящую роль в государственном механизме играл коллективный глава государства — Государственный совет, особенно его председатель, на должность которого избирался генеральный секретарь центрального комитета СЕПГ. Верховная власть реально была сосредоточена в руках верхушки аппарата СЕПГ. Если Конституция 1949 года рассматривала население ГДР как часть немецкого народа, то Конституция 1968 года говорила уже о самоопределении народа ГДР, и этот мотив был усилен конституционной реформой 1974 года.


В период после ноября 1989 г., когда тоталитарный режим в Республике начал рушиться и широкие слои населения стали требовать объединения обеих частей Германии, конституция претерпела ряд изменений, направленных на подготовку вхождения ГДР в состав ФРГ. В частности, были восстановлены и приняли свои конституции пять восточногерманских земель. Конституция ГДР перестала действовать вместе с прекращением существования ГДР.


3. Воссоединение Германии, осуществленное в форме подписанного 31 августа 1990 г. Договора обоих германских государств об установлении единства Германии, отразилось и на содержании Основного закона для ФРГ. Договор обеспечил сохранение на территории бывшей ГДР некоторых правовых установлений, включая результаты аграрной реформы, и вступил в силу 3 октября 1990 г.


В ноябре 1991 г. законодательные палаты ФРГ — бундестаг и бундесрат — создали на паритетной основе Совместную конституционную комиссию. Отдельные ее разработки привели к внесению в Основной закон ряда изменений, коснувшихся федеративного устройства, участия в европейской интеграции и др. Однако вскоре было решено новую конституцию не разрабатывать, поскольку Основной закон за 40 с лишним лет своего действия вполне оправдал себя в качестве демократической германской конституции.


4. Основной закон состоит из краткой преамбулы и 14 разделов, три из которых (IV-a, VIII-a и X-a) были включены в Основной закон дополнительно уже в период его действия.


В нынешней редакции преамбулы говорится, что немецкий народ в силу своей учредительной власти дал себе Основной закон, сознавая свою ответственность перед Богом и людьми, воодушевленный волей служить миру во всем мире в качестве равноправного члена в объединенной Европе.


Раздел I Основного закона посвящен основным правам. Это довольно примечательная его особенность. Ведь, как правило, конституции начинаются с общих характеристик государства, а в Основном законе такие характеристики содержатся лишь в разд. II «Федерация и земли», в котором регулируются не только отношения между Федерацией и ее субъектами, но также основы политического строя. Последующие разделы, кроме самого последнего, регулируют государственную организацию Федерации.


Разработчики Основного закона стремились подчеркнуть миролюбивый характер нового германского государства, его приверженность международному праву и стремление к далеко идущему международному сотрудничеству.


Прогрессивное развитие западноевропейской интеграции привело к созданию конституционной базы для участия Германии в Европейском союзе. Без учета международных договоров, оформляющих это участие, нельзя ныне толковать и применять целый ряд положений Основного закона.


В данной связи следует упомянуть и новую редакцию ст. 23 Основного закона, включенную в 1992 г., согласно ч. 1 которой в целях создания объединенной Европы Германия участвует в развитии Европейского союза, для которого обязательны демократические, социальные и федеративные принципы правового государства и принцип субсидиарности и который гарантирует защиту основных прав, сравнимую по сути с Основным законом. Для этого Федерация может законом, требующим согласия бундесрата, передавать суверенные права.


5. Важное значение имеет разд. XI, в котором содержатся заключительные и переходные положения. Здесь особо следует отметить ст. 140, в соответствии с которой положения ст. 136—139 и 141 Веймарской конституции сохранили свое действие в качестве составных частей Основного закона; в этих статьях регулируются отношения между государством, с одной стороны, и религиозными общинами и церковью — с другой.


Следует отметить также ст. 139 Основного закона, согласно которой правовые нормативные акты, изданные для «освобождения немецкого народа от национал-социализма и милитаризма», Основным законом не затрагиваются. Это означает, что наряду с ним продолжают действовать акты оккупационных властей, изданные с указанной целью.


6. Порядок изменения Основного закона, хотя и усложнен по сравнению с порядком принятия закона обычного, тем не менее его нельзя назвать очень жестким. Согласно ст. 79 Основной закон может быть изменен только законом, который выраженным образом изменяет или дополняет его текст. Этот закон нуждается в согласии 2/3 членов бундестага и 2/3 голосов бундесрата. Недопустимо изменение Основного закона, затрагивающее разделение Федерации на земли, принципиальное участие земель в законодательстве или принципы, заложенные в ст. 1 и 20. В ст. 1 говорится об обязанности государства уважать и защищать достоинство человека, о приверженности немецкого народа нерушимым и неотчуждаемым правам человека и о том, что конституционные основные права связывают все три ветви власти в качестве непосредственно действующего права. Согласно же ст. 20, которую иногда называют «конституцией вкратце», ФРГ характеризуется как демократическое, правовое и социальное государство.


7. Что касается конституций земель, то согласно Основному закону конституционный строй в землях должен отвечать принципам республиканского, демократического и социального правового государства, и это гарантируется Федерацией. В частности, предусмотрено наличие демократически избираемого народного представительства и местного самоуправления. Такие требования подлежат обязательному соблюдению землями.



§ 2. Конституционные основы правового статуса человека и гражданина


1. Мы уже отметили, что Основной закон непосредственно начинается с определения основных прав. Следует указать, однако, что в данном разделе не все положения сформулированы как субъективные основные права. Отдельные из этих положений обязывают публичную власть, но не содержат норм, прямо управомочивающих лицо на заявление каких-либо претензий, которые подлежали бы безусловному удовлетворению. В этом смысле Основной закон не отличается от многих других конституций.


Упомянутая выше ст. 1 Основного закона представляет собой как бы фундамент для всего конституционного института основных прав. «Человеческое достоинство неприкосновенно», — гласит ч. 1 этой статьи и устанавливает далее, что уважение и защита его составляют обязанность всей государственной власти. Согласно ч. 2, немецкий народ привержен поэтому нерушимым и неотчуждаемым правам человека как основе любого человеческого сообщества, мира и справедливости в мире. Наконец, в соответствии с ч. 3 нижеследующие (т. е. изложенные в разд. I Основного закона) основные права связывают законодательство, исполнительную власть и правосудие как непосредственно действующее право. Последнее означает, что любое лицо, будучи носителем основного права, может требовать его реализации в силу самого Основного закона независимо от наличия или отсутствия конкретизирующих законов или, тем более, подзаконных актов.


Что касается человеческого достоинства, то носителем его может быть только физическое лицо независимо от возраста и состояния здоровья, причем, как отметил Федеральный конституционный суд (ФКС), даже и после смерти В то же время ФКС постановил, что даже пожизненное лишение свободы, назначенное судом в качестве наказания за совершение преступления, само по себе не нарушает достоинства человека .


2. В ст. 3 Основного закона изложены нормы, обеспечивающие принцип равноправия как один из основополагающих для всего института основных прав. «Все люди равны перед законом», — говорится в этой статье. В частности, мужчины и женщины равноправны, а государство содействует фактическому осуществлению равноправия женщин и мужчин и стремится устранить существующие невыгоды. Никто не может нести ущерб или получать преимущества вследствие своего пола, происхождения, расы, языка, родины и места рождения, вероисповедания, религиозных или политических взглядов. Никто не может нести ущерб вследствие своей инвалидности.


Проблема равноправия применительно к гражданам урегулирована в ст. 33, где сказано, что каждый немец (т. е. германский гражданин) в любой земле имеет как гражданин равные права и обязанности. В зависимости от своей пригодности, способностей и профессиональных заслуг для него равно доступна любая публичная должность. Пользование гражданскими правами и правами гражданства (der GenuB Bürgerlicher und Staatsbürgerlicher Rechte), доступ к публичным должностям, а также приобретенные на публичной службе права не зависят от религиозного вероисповедания. Никто не должен нести ущерб от принадлежности или непринадлежности к какому-либо вероисповеданию или мировоззрению.


Последняя норма по существу воспроизводит в несколько уточненной форме положения продолжающей действовать ст. 136 Веймарской конституции (ч. 1 и 2), где также указано, что гражданские права и обязанности, равно как права и обязанности, вытекающие из гражданства (die Bürgerlichen und Staatsbürgerlichen), не должны ни обусловливаться, ни ограничиваться осуществлением свободы религии. Пользование этими правами, равно как и доступ к публичным должностям, не зависят от религиозного вероисповедания.


Следует упомянуть еще одну специальную норму Основного закона, гарантирующую равноправие. Согласно ст. 6 внебрачным детям законодательство должно обеспечивать такие же условия для их физического и духовного развития и их положения в обществе, как и детям, рожденным в браке.


В 2001 г. принят Закон о проведении в жизнь равного положения женщин и мужчин. Он, в частности, действует как в прямой, так и в косвенной федеральной администрации, причем положения Закона следует соблюдать также в случае перехода предприятия из федеральной в частную собственность. Равным образом данную обязанность надлежит договорным путем возлагать на получателей федеральных услуг. Ответственность за реализацию Закона несут соответствующие руководители. Представительство женщин в составе той или иной организации, подпадающей под действие Закона, считается недостаточным, если их доля составляет менее 50 %. Вакантные рабочие места нельзя предназначать исключительно для женщин или мужчин, кроме случаев, когда представительство женщин недостаточное. Даже для руководящих должностей следует допускать занятость с неполным рабочим днем, если этому не препятствуют служебные задачи. При приеме на работу женщин недопустимо интересоваться их семейным положением, наличием или планами беременности и т. п. Женщинам и мужчинам следует максимально облегчать сочетание производственных задач с семейными обязанностями. В организациях женщины избирают тайным голосованием уполномоченных по равному положению женщин и мужчин.




Конституционное (государственное) право зарубежных стран

УДК 342(1-87)(075.8) ББК 67.400я73 К65 Авторы: И. А. Алебастрова, канд. юрид. наук, доц. — гл. 3 (в соавторстве с О. В. Мильчаковой), 5, 10, 11, 12; А. Ш. Будагова, канд. юрид. наук, доц. — гл. 6, 7; А. С. Ермоленко, канд. юрид. наук — гл. 4; Е. В. Коврякова, канд. юрид. наук — гл. 2, 14; О. В. Мильчакова, канд. юрид. наук, доц. — гл. 3 (в соавторстве с И. А. Алебастровой); С. В. Рябов, канд. юрид. наук, доц. — гл. 9; Б. А. Страшун, д-р юрид. наук, проф., засл. деят. науки РФ — введение, гл. 1, 8, 13, заключение. Ответственный редактор — доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Б. А. Страшун. В предлагаемом учебнике рассматриваются основы общей теории конституционного права и конституционного (государственного) права Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Соединенных Штатов Америки, Французской Республики, Федеративной Республики Германии, Китайской Народной Республики. Нормативные акты используются по состоянию на 1 мая 2012 года. Для студентов бакалавриата по направлению «Юриспруденция». УДК 342(1-87)(075.8) ББК 67.400я73 © Коллектив авторов, 2012 © ООО «Проспект», 2012

319
 Страшун Б.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран

Страшун Б.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран

Страшун Б.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран

УДК 342(1-87)(075.8) ББК 67.400я73 К65 Авторы: И. А. Алебастрова, канд. юрид. наук, доц. — гл. 3 (в соавторстве с О. В. Мильчаковой), 5, 10, 11, 12; А. Ш. Будагова, канд. юрид. наук, доц. — гл. 6, 7; А. С. Ермоленко, канд. юрид. наук — гл. 4; Е. В. Коврякова, канд. юрид. наук — гл. 2, 14; О. В. Мильчакова, канд. юрид. наук, доц. — гл. 3 (в соавторстве с И. А. Алебастровой); С. В. Рябов, канд. юрид. наук, доц. — гл. 9; Б. А. Страшун, д-р юрид. наук, проф., засл. деят. науки РФ — введение, гл. 1, 8, 13, заключение. Ответственный редактор — доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Б. А. Страшун. В предлагаемом учебнике рассматриваются основы общей теории конституционного права и конституционного (государственного) права Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Соединенных Штатов Америки, Французской Республики, Федеративной Республики Германии, Китайской Народной Республики. Нормативные акты используются по состоянию на 1 мая 2012 года. Для студентов бакалавриата по направлению «Юриспруденция». УДК 342(1-87)(075.8) ББК 67.400я73 © Коллектив авторов, 2012 © ООО «Проспект», 2012

Внимание! Авторские права на книгу "Конституционное (государственное) право зарубежных стран" (Страшун Б.А.) охраняются законодательством!