Юридическая Отв. ред. Марченко М.Н. Философия права. Курс лекций. Том 2

Философия права. Курс лекций. Том 2

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 19.03.2014
ISBN: 9785392017744
Язык:
Объем текста: 555 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Раздел IV. Правосознание, правовая культура и правовая идеология. Лекция 18. Европейская правовая культура

Лекция 19. Мусульманская правовая культура

Лекция 20. Об особенностях правовой культуры Индии

Лекция 21. Еврейская правовая культура

Лекция 22. Религия и право

Лекция 23. Правовой нигилизм

Раздел V. Государство, право и общество в системе социальных регуляторов. Лекция 24. Государство и общество

Лекция 25. Государство как система

Лекция 26. Право как система

Лекция 27. Мораль, право, государство

Лекция 28. Обычай, право, государство

Лекция 29. Право и общественная практика

Лекция 30. Правопорядок: философско-теоретический разбор

Лекция 31. Философия правоприменения

Лекция 32. Юридическая ответственность (социально-философский аспект)

Лекция 33. Философские аспекты сравнительного правоведения

Лекция 34. Перспективы развития государства и права



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Лекция 25.
ГОСУДАРСТВО КАК СИСТЕМА



• Методология системного познания государства и ее особенности


• Целостность государства и другие его системные признаки



Методология системного познания государства и ее особенности


1. На протяжении всей истории своего существования и функционирования государство, наряду с правом, политической системой и другими социальными по своей природе и характеру явлениями, институтами и учреждениями подвергалось исследованию с самых разных сторон и с применением самых различных методов и подходов.


Одним из наиболее распространенных и эффективных в ХХ в. был и остается, по свидетельству исследователей, системный метод, а шире — подход.


В общеметодологическом плане применительно к любому социальному или иному явлению системный подход (или анализ), по замечанию известного отечественного ученого Б. М. Кедрова, представляет собой такой способ рассмотрения той или иной системы, «при котором состояние, свойства и особенности ее могут быть выведены из состояния свойств и особенностей ее элементов и закона связи между ними, причем элементы и закон связи считаются известными».


В отношении государства, рассматриваемого в системном плане, такого рода познание позволяет, в зависимости от исходного представления о его элементах, их свойствах и особенностях, формировать общее представление о государстве в целом или же о его отдельных сторонах. Рассматривая, например, в качестве элементов государственной организации субъекты федерации, по их свойствам и особенностям напрямую можно судить в целом о свойствах и особенностях всей федерации, иными словами — всей государственной организации. Взяв же за исходное в качестве элементов, скажем, государственные органы или учреждения, по их свойствам и особенностям напрямую, непосредственно можно судить только о соответствующих свойствах и особенностях лишь одной части государства — государственного аппарата, или государственного механизма, и опосредованно — всего государства в целом.


Уделяя особое внимание системному анализу государственноправовых и социально-политических структур, отечественные и зарубежные авторы не без оснований акцентируют внимание на том, что он позволяет, умозрительно охватив собой всю государственную и непосредственно связанную с ней материю, исследовать ее с самых разных сторон в виде целостного явления, состоящего из множества разнообразных, взаимосвязанных между собой и взаимодействующих друг с другом составных частей. Причем как в статике, так и в динамике, как в историческом плане, так и в современном разрезе.


Наряду с этим системный подход к познанию государства, также как и к исследованию других системных явлений и структур, таких, в частности, как политическая система, дает возможность, по справедливому замечанию авторов, «поставить ряд ключевых вопросов, ответы на которые помогли бы сделать более насыщенной конкретным содержанием» традиционную модель государства, зачастую представляемую в научной и учебной литературе в виде перечня и краткого анализа тех или иных свойственных ему признаков.


Среди этих вопросов главным всегда был и остается «вечный» и весьма насущный для каждой эпохи и для каждого поколения исследователей вопрос об «истинной» сути и назначении государства как организации и официального представителя всего общества, вопрос о том, является ли тот или иной тип или конкретное государство «благом» для «своего», соотносящегося с ним, общества, как об этом обычно утверждают его апологеты, или же в нем всегда содержится определенная доля «зла» по отношению к «своему» народу, как об этом заявляют его критики.


Так, например, первые, идеализируя капитализм и одновременно флиртуя с социализмом, утверждают, что «теоретически сформулированная и практически реализованная концепция «социального государства», «государства всеобщего благоденствия» — главный и наиболее позитивный из всех реализованных общественных проектов ХХ века». Ибо он «пропитан идеей социальной ответственности государства и социального прогресса, воплощает эволюцию капитализма, постепенное мирное проникновение в ткань капиталистической экономики социалистических принципов — равенства, справедливости, социального мира».


Вторые же, наоборот, усматривают в государстве не только и даже не столько добро по отношению к большей части общества, а в исключительных случаях, как это имеет место в теории «международного анархизма», ко всему обществу — сколько зло.


Поскольку «удовлетворение народной страсти и народных требований для классов имущих и управляющих решительно невозможно», писал в своей известной работе «Государственность и анархия» один из теоретиков анархизма М. А. Бакунин, то «поэтому остается одно средство — государственное насилие, одним словом, государство, потому что государство именно и значит насилие, господство посредством насилия, замаскированного, если можно, а в крайнем случае бесцеремонного и откровенного». Если существует государство, то там «непременно есть господство, — заключал автор, — следовательно, и рабство; государство без рабства, открытого или маскированного, немыслимо, — вот почему мы враги государства».


Очевидно, что ответить на главный вопрос, что есть государство, в чем его суть, каковы его содержание и назначение, чему, а точнее — кому оно служит, а кому — прислуживает, можно лишь комплексно и системно, с учетом всех сторон процесса его образования, становления и функционирования.


Только с использованием системного метода можно с определенной долей условности определить также уровень полезности того или иного конкретного государства для большей части или для всего общества и его эффективности; установить степень и соотношение «заложенного» в нем относительно интересов и ценностей всего общества, а также стоящих у власти кланов, социальных слоев или классов, добра и зла; попытаться разработать и предложить современному обществу, в особенности такому, стоящему на перепутье от «развитого социалистического общества» к «благостно-демократическому» капиталистическому обществу, как нынешнее российское общество, наиболее адекватную его интересам и ценностям и наиболее приемлемую для него модель государства.


Ибо современная модель правового государства в России, где, по наблюдению ученых-специалистов в области конституционного права, все рычаги политической и государственной власти находятся «в руках блока», состоящего из прежней номенклатуры; слоя чиновников, «получивших и захвативших дискреционные полномочия по принятию решений (прежде всего по переделу собственности)»; «новой буржуазии» — «новых русских», выросших в основном из среды мафиозных группировок и из среды «красных директоров»; а также из региональной номенклатуры, «сумевшей вырвать себе привилегии у центральной власти», — эта модель «правового», псевдодемократического государства страдает с точки зрения интересов подавляющего большинства полунищих российских граждан, проживающих в одной из богатейшей по своим природным и иных условиям стран мира, страдает явной ущербностью и отчужденностью.


Эта модель поистине напоминает, по меткому выражению журналистов, «государство Черкизон» — московскую «культовую барахолку», закрытую по инициативе Правительства России, где царили торгашеская психология и мораль, где все покупалось и продавалось и где российские законы в отношении торговых «бизнесменов» фактически не действовали.


Системный метод помогает четче и глубже осознать ту повседневную гнетущую реальность, которая царит в стране, где в соответствии с идеями либерализма, бездумно перенесенными в постсоветскую Россию из XVIII в XXI век, государство самоустраняется от своих традиционных экономических и других функций, отдавая все на откуп рынку и уповая на то, что «рынок решит все», и предложить обворованному и цинично обманутому в 90-е годы — в «ельцинскую эпоху» — обществу отвечающую его подлинным интересам, историческим традициям и национальным ценностям, глубоко чуждым торгашеской морали, модель и концепцию развития как самого общества, так и государства.


Вопрос о разработке новой модели и концепции государства, с опорой на системный метод и иные подходы, в настоящее время встает не только в отношении российского постсоветского государства, но и в отношении, хотя и по иным причинам, других государств.


Нарастающие в сфере экономики, финансов, в системе средств массовой информации и в других сферах жизни общества глобализация и регионализация с неизбежностью ставят вопрос о необходимости внесения соответствующих духу и вызовам времени «корректировок» в институциональную, функциональную и другие стороны жизнедеятельности современного государства.


В связи с этим отнюдь не случайно один из известных столпов «глобализированного капитализма» Ф. Фукуяма акцентирует внимание прежде всего на том, что «для будущего мирового порядка самое важное — это обучиться построению государства» и что «искусство построения государства будет ключевой составляющей национальной силы, столь же важной, как способность развертывать традиционную военную мощь для поддержания мирового порядка».




Философия права. Курс лекций. Том 2

В данном курсе лекций, подготовленном на базе МГУ им. М. В. Ломоносова коллективом авторов — юристов и философов, рассматривается широкий круг вопросов, касающихся понятия, предмета, методологии и других сторон философии права. Особое внимание уделяется ценностным аспектам государства и права, правовой культуре России и других стран и народов, а также правовому идеалу, правосознанию и правовой идеологии. Рассматриваются, кроме того, вопросы философии правоприменения, юридической ответственности, сравнительного правоведения, перспектив развития государства и права.<br> Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов и философских факультетов. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/filosofiya_prava_kurs_lektsiy_tom_2/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

319
 Отв. ред. Марченко М.Н. Философия права. Курс лекций. Том 2

Отв. ред. Марченко М.Н. Философия права. Курс лекций. Том 2

Отв. ред. Марченко М.Н. Философия права. Курс лекций. Том 2

В данном курсе лекций, подготовленном на базе МГУ им. М. В. Ломоносова коллективом авторов — юристов и философов, рассматривается широкий круг вопросов, касающихся понятия, предмета, методологии и других сторон философии права. Особое внимание уделяется ценностным аспектам государства и права, правовой культуре России и других стран и народов, а также правовому идеалу, правосознанию и правовой идеологии. Рассматриваются, кроме того, вопросы философии правоприменения, юридической ответственности, сравнительного правоведения, перспектив развития государства и права.<br> Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов и философских факультетов. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/filosofiya_prava_kurs_lektsiy_tom_2/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

Внимание! Авторские права на книгу "Философия права. Курс лекций. Том 2" (Отв. ред. Марченко М.Н.) охраняются законодательством!