|
Философия права. Курс лекций. Том 2
|
|
Возрастное ограничение: |
12+ |
Жанр: |
Юридическая |
Издательство: |
Проспект |
Дата размещения: |
19.03.2014 |
ISBN: |
9785392017744 |
Язык:
|
|
Объем текста: |
555 стр.
|
Формат: |
|
|
Оглавление
Раздел IV. Правосознание, правовая культура и правовая идеология. Лекция 18. Европейская правовая культура
Лекция 19. Мусульманская правовая культура
Лекция 20. Об особенностях правовой культуры Индии
Лекция 21. Еврейская правовая культура
Лекция 22. Религия и право
Лекция 23. Правовой нигилизм
Раздел V. Государство, право и общество в системе социальных регуляторов. Лекция 24. Государство и общество
Лекция 25. Государство как система
Лекция 26. Право как система
Лекция 27. Мораль, право, государство
Лекция 28. Обычай, право, государство
Лекция 29. Право и общественная практика
Лекция 30. Правопорядок: философско-теоретический разбор
Лекция 31. Философия правоприменения
Лекция 32. Юридическая ответственность (социально-философский аспект)
Лекция 33. Философские аспекты сравнительного правоведения
Лекция 34. Перспективы развития государства и права
Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу
Лекция 21. ЕВРЕЙСКАЯ ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА
История еврейского, как и любого иного, народа по-своему уникальна. Особенность еврейской истории состоит, во-первых, в том, что, по преданию, евреи являются тем народом, который заключил договор (завет) с Богом на горе Синай; во-вторых, в том, что этот народ имел свою древнюю письменную историю: евреи знают своего пращура — Авраама; и в-третьих, в том, что евреи, потеряв не только национальное государство, но и национальную территорию, проведя 2000 лет если не всегда во враждебном, то почти всегда в недоброжелательном окружении, не просто сохранили, но и развили свою культуру.
В словаре Брокгауза и Эфрона отмечается, что евреи обладают высокими умственными способностями и внесли значительный вклад в развитие музыки, торговли, банковского дела, изящной словесности, литературы, филологии, естественных наук, медицины, философии, археологии, театра, скульптуры, путешествий, политики и т. д. Право в этом перечне не упоминаются, вероятно, потому что еврейское право носило сугубо национальный характер, было, так сказать, внутренним делом еврейских общин. Однако любопытен тот факт, что начиная с XIX в, когда в связи с эмансипацией евреев национальное еврейское право утратило свою практическую значимость, евреи показали себя весьма способными, а то и выдающимися юристами, как теоретиками, так и практиками, причем в странах, принадлежащих как к романо-германской правовой системе, так и англосаксонской. Думается, что это связано и с особенностями иудаизма вообще, и с правовой культурой еврейского народа в частности.
Основа еврейского права — Тора, так сказать, конституция еврейского народа, — непосредственно дана Богом. Тора в узком смысле включает в себя только Пятикнижие. В христианской традиции — это первые пять книг Ветхого Завета: Бытие (Беришит), Исход (Шмот), Левит (Виакра), Числа (Бэмидбар), Второзаконие (Дварим). В широком смысле термином «Тора» обозначается вся еврейская Библия, т. е. все книги Ветхого завета, Талмуд и постталмудическая литература.
Посредником между Богом и еврейским народом был Моисей, поэтому нормы поведения, сформулированные в Торе, называются законодательством Моисея, начала которого содержатся в кн. Исход, гл. XX-XXI. В остальных книгах они дополняются и конкретизируются. Все законы традиционно сводятся к 613 заповедям, из которых 248 предписаний и 365 запретов.
Ядром законодательства являются Десять заповедей, изложенные в кн. Исхода, гл. 20, и повторенные в несколько иной редакции в кн. Второзакония, гл. 5. Эти заповеди просты и понятны: почитай Бога, не употребляй Его имени всуе, шесть дней работай — седьмой отдыхай, чти субботу — день отдыха (у христиан — воскресенье, у мусульман — пятница), почитай отца своего и мать, не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидельствуй, не желай ничего чужого. Первые две заповеди провозглашают принцип монотеизма, третья и четвертая—впервые в истории человечества провозглашают обязательность регулярного дня отдыха, оставшиеся шесть — основные морально-юридические нормы — принципы человеческого существования. Все прочие запреты и предписания довольно сложно систематизировать, во-первых, потому, что они разбросаны по всем книгам Моисеевым, а во-вторых, они касаются всех сфер жизни: это гигиенические нормы, правила приготовления пищи, правила осуществления религиозного культа, морально-религиозные, морально-юридические, чисто юридические нормы, объединяет их то, что за всеми ними стоит воля единого Бога.
Текст Торы — священен, ни один человек вносить в него изменения не вправе, но он полон аллегорий, метафор, намеков, с одной стороны, и казуистики — с другой, и объективно требует толкования. Результатом этого толкования стал Талмуд.
Слово «Талмуд» происходит от глагола «учить», т. е. буквально означает «учение». Существуют два Талмуда — Иерусалимский и Вавилонский. Вавилонский является наиболее полным, и именно он является основным предметом изучения. Поэтому, говоря о Талмуде, мы будем всегда иметь в виду Вавилонский Талмуд. Текст Талмуда складывался в течение более 500 лет: приблизительно с 30 г. до н. э. по 500 г. н. э. Древнейшая часть Талмуда — Мишна (ивр. — «повторение») складывалась в период до начала III в. н. э. благодаря деятельности танаим (учителей), знатоков и интерпретаторов Торы. Собственно, Талмуд основан на интерпретации Мишны в период амораим (толкователей) и завершается к концу V в. Принадлежащие им тексты получили название Гемара (арам. — «завершение»). Кроме того, в Талмуд входит Тосефта (халд. — «дополнение») — пояснение к Мишне самих танаев. Всего в Талмуде 60 основных трактатов на разнообразнейшие темы, которые объединены в 6 больших разделов и 14 малых. Талмуд содержит обсуждение разнообразных житейских ситуаций, имеющих или не имеющих юридического значения, нравственных и философских вопросов, и т. д. А. Штейнзальц пишет, что Тора (здесь слово Тора употребляется в широком значении) «указывает человеку путь, которым он должен идти, учит его жить... в поле зрения иудаизма, а следовательно, и Торы, находится буквально все — конкретные, практические ситуации и абстрактные проблемы духовной жизни, насущные потребности и отвлеченные, сугубо теоретические построения. Тора соотносится со всем сущим. Установление закона, определение оптимального способа соблюдения заповедей является только одной из ее задач. Тора стремится выявить суть вещей, всех без исключения, во всех сферах и областях. Она всеобъемлюща и включает в себя и весь наш мир, и то, что за его пределами».
В Талмуде содержится материал, созданный в двух жанрах: Агады и Галахи. Галаха (евр. — «путь», «ходить») — нормативная часть Талмуда; Агада (евр. — «сказание») касается мировоззренческих вопросов. Знатоки Торы утверждают, что между ними нет никакой пропасти, более того, они часто переплетаются и дополняют друга. Агада имеет фундаментальное значение для Галахи, полагают они. М. Элон пишет: «Значительная часть Агады предстает перед нами в облике философии Галахи, в качестве материала, поясняющего и мотивирующего ее». Х. Н. Бялик в статье «Галаха и Агада», протестуя против противопоставления Агады и Галахи, утверждает: «Сторонники этого взгляда смешивают предмет с его состоянием и форму с материей, напоминая собою тех, кому лед и вода представлялись двумя различными элементами. На самом деле Галаха и Агада также являются не чем иным, как двуединым элементом — двумя ликами одного и того же существа. Они относятся друг к другу, как слово — к мысли и чувству или как действие и конкретный образ относятся к слову. Галаха есть кристаллизованная Агада, ее обязательный конечный вывод; Агада же, в свою очередь, есть растворение Галахи». Это поэтичная, но вместе с тем достаточно конкретная характеристика соотношения Галахи и Агады. При этом очевидна и разница между галахическими и агадическими аспектами: по поводу первых устанавливаются обязанности, по поводу вторых — нет. В самом широком смысле Галаха означает весь корпус правил жизни евреев, который складывался долгое время и изложен в Торе, Талмуде и постталмудической литературе, наиболее значительными произведениями которой являются «Мишне Тора» («Повторение Закона) в 14 томах, выдающегося еврейского мыслителя Моше бен Маймона (Рамбама), жившего в XII в., и «Шулхан арух» (ивр. — «накрытый стол») — сборник, составленный И. Каро во второй половине XVI в. Огромный материал содержится в многочисленных сборниках «Вопросов и ответов» (сборники решений по конкретным случаям), «Галахот и Поским» (сборники галахических и судебных постановлений).
Потребность в толковании и породила изощренную иудейскую герменевтику (зкзекезу). Хотя основной герменевтический принцип звучит так: «нельзя исключить из рассмотрения прямой смысл текста Торы», во многих случаях талмудисты уходят весьма далеко от него. Метод талмудической герменевтики — пильпуль. «Сущность этого метода в том, что обсуждение основывается на практических, очевидных положениях рассматриваемой темы, их достоверности; оно стремится к наибольшей заостренности аргументации, к максимальной изощренности доказательства. Этот метод требует такой последовательности в логике, такого выверенного анализа, учета столь тонких различий, что его применение при решении практических вопросов и повседневных нужд едва ли возможно, да и вряд ли необходимо. Однако в свете сказанного выше о целях талмудического дискурса становится очевидным, что поиск истины нуждается именно в таком арсенале тонких и отточенных инструментов. Надлежит тщательно проанализировать, найти малейшие нюансы смысла, а затем проверить полученные результаты, с тем чтобы прийти к удовлетворительному пониманию поставленного вопроса. Напрашивающееся, выглядевшее столь очевидным доказательство может быть отклонено из-за мельчайшего логического изъяна. Для того чтобы быть принятым Талмудом, аргумент должен быть безукоризненным в своей полноте». Далее автор сравнивает талмудическую методологию с математической, т. е. истинно научной. Если воспринимать этот текст буквально, то «мудрецов Торы» можно сравнить с худшим вариантом средневековой схоластики. Но это совершенно не так. А. Штейнзальзц и многие другие доказывают, что еврейская экзегеза требует равно утонченного подхода как к мировоззренческим вопросам, так и к практическим, но это не означает, что талмудисты не видят между ними разницы. Так повелось, что в русском языке слово «талмудист» применяется для характеристики человека нетворческого, мыслящего догматически. Это историко-логическое заблуждение. Талмуд — плод творческого, и весьма практичного ума.
Философия права. Курс лекций. Том 2
В данном курсе лекций, подготовленном на базе МГУ им. М. В. Ломоносова коллективом авторов — юристов и философов, рассматривается широкий круг вопросов, касающихся понятия, предмета, методологии и других сторон философии права. Особое внимание уделяется ценностным аспектам государства и права, правовой культуре России и других стран и народов, а также правовому идеалу, правосознанию и правовой идеологии. Рассматриваются, кроме того, вопросы философии правоприменения, юридической ответственности, сравнительного правоведения, перспектив развития государства и права.<br>
Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов и философских факультетов.
<br><br>
<h3><a href="https://litgid.com/read/filosofiya_prava_kurs_lektsiy_tom_2/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>
Отв. ред. Марченко М.Н. Философия права. Курс лекций. Том 2
Отв. ред. Марченко М.Н. Философия права. Курс лекций. Том 2
В данном курсе лекций, подготовленном на базе МГУ им. М. В. Ломоносова коллективом авторов — юристов и философов, рассматривается широкий круг вопросов, касающихся понятия, предмета, методологии и других сторон философии права. Особое внимание уделяется ценностным аспектам государства и права, правовой культуре России и других стран и народов, а также правовому идеалу, правосознанию и правовой идеологии. Рассматриваются, кроме того, вопросы философии правоприменения, юридической ответственности, сравнительного правоведения, перспектив развития государства и права.<br>
Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов и философских факультетов.
<br><br>
<h3><a href="https://litgid.com/read/filosofiya_prava_kurs_lektsiy_tom_2/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>
Внимание! Авторские права на книгу "Философия права. Курс лекций. Том 2" (Отв. ред. Марченко М.Н.) охраняются законодательством!
|