|
Философия права. Курс лекций. Том 2
|
|
Возрастное ограничение: |
12+ |
Жанр: |
Юридическая |
Издательство: |
Проспект |
Дата размещения: |
19.03.2014 |
ISBN: |
9785392017744 |
Язык:
|
|
Объем текста: |
555 стр.
|
Формат: |
|
|
Оглавление
Раздел IV. Правосознание, правовая культура и правовая идеология. Лекция 18. Европейская правовая культура
Лекция 19. Мусульманская правовая культура
Лекция 20. Об особенностях правовой культуры Индии
Лекция 21. Еврейская правовая культура
Лекция 22. Религия и право
Лекция 23. Правовой нигилизм
Раздел V. Государство, право и общество в системе социальных регуляторов. Лекция 24. Государство и общество
Лекция 25. Государство как система
Лекция 26. Право как система
Лекция 27. Мораль, право, государство
Лекция 28. Обычай, право, государство
Лекция 29. Право и общественная практика
Лекция 30. Правопорядок: философско-теоретический разбор
Лекция 31. Философия правоприменения
Лекция 32. Юридическая ответственность (социально-философский аспект)
Лекция 33. Философские аспекты сравнительного правоведения
Лекция 34. Перспективы развития государства и права
Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу
Лекция 29. ПРАВО И ОБЩЕСТВЕННАЯ ПРАКТИКА
• Категории «практика», «общественная практика», «юридическая практика»
• Практика как критерий истины
• Эффективность правовых норм
• Взаимодействие права и общественной практики
Категории «практика», «общественная практика», «юридическая практика»
Термин «практика» имеет множество различных значений. Его используют для характеристики какого-либо опыта; для того чтобы противопоставить «духовное», «теоретическое» знание конкретной деятельности людей; для того чтобы указать на наличие приемов, навыков какой-либо работы.
Философская литература предлагает нам различные определения «общественной практики». Философия, будучи фундаментальной общественной наукой, которая оперирует и предлагает наиболее общие, универсальные категории, опирается в основном на понятие «практика». Содержание категории «практика» шире категории «общественная практика», включает в себя не только общественную, материальную деятельность общества в целом, но и деятельность конкретного человека, отличительными чертами практики являются целенаправленность, ее выраженный преобразовательный характер, тесная связь с процессом познания действительности. Целенаправленные акты поведения отдельных людей сливаются в единый исторический процесс, образуют закономерности общественного развития, которые познаются людьми, проверяется истинность теоретических знаний, эти знания, подтвержденные общественной практикой, предстают уже в виде объективной реальности.
Общественная практика — это объективно определенный исторический процесс познания и преобразования действительности, который предполагает деятельность множества субъектов в различных сферах жизни, имеет целенаправленный характер, опирается на приобретенный общественный опыт. В практике изменяется не только природа и общество, изменяется сам субъект, осуществляющий практическую деятельность. По своим результатам практика может быть как разрушительной (деструктивной), так и созидательной, конструктивной). В процессе практического взаимодействия субъект изучает свойства объектов, описывает, сравнивает их, классифицирует, формирует основы той или иной отрасли теоретического знания, при этом наиболее глубоким и мощным стимулом развития науки являются потребности практики. Практика выступает критерием истины. Если те или иные научные воззрения, теории не согласуются, опровергаются практикой, их правомерность ставится под сомнение. Развитие общественной практики может быть эволюционным и революционным, результаты познания реальности могут переоцениваться со временем, имеют относительно истинный характер, поскольку опираются на накопленный опыт на определенном этапе развития, и могут быть пересмотрены в связи с новыми достижениями.
Не вызывает сомнения существование не только разнообразных форм общественной практики, но и наличие у всех этих форм различных уровней.
В юридической литературе внимание, как правило, уделяется юридической практике. Рассмотрев основные существующие в юридической науке точки зрения на понятие «юридической практики», В. Н. Карташов дает следующее определение: «...юридическая практика — это деятельность по изданию (толкованию, реализации и т. п.) юридических предписаний, взятая в единстве с накопленным социально-правовым опытом», и справедливо указывает на ошибочность позиций, которые рассматривают юридическую практику в отрыве от социально-правового опыта, сформированного на основе правовой деятельности. С его точки зрения, взгляд на юридическую практику как на неразрывное единство правовой деятельности и накопленного правового опыта позволяет «точнее определить природу юридической практики и основные элементы ее структуры, правильнее отразить диалектику прошлой (ретроспективной), настоящей (актуальной) и предстоящей юридической деятельности, понять значение социально-правового опыта в механизме правового регулирования и правовой системе общества».
Очевидно, что наряду с общими чертами, присущими всем видам общественной практики, юридической практике присущи свои особые черты, связанные прежде всего со спецификой права как социального феномена. Именно юридическая практика имеет большое значение не только для оценки действующего законодательства, но и для разработки и совершенствования нового. «Право, обладая духовной сущностью, является несомненным следствием воздействия реальности. Право создает человек, однако делает это не просто так, а под воздействием реальности, в том числе той, которую он сам же создал... Реальность провоцирует человека на то, чтобы он ее изменял...» Право является, с одной стороны, отражением действительности, с другой — направлено наряду с закреплением существующих отношений и на их изменение в желаемом направлении. Однако в отличие от других форм общественной практики, где проверка полученных теоретическим путем знаний осуществляется добровольно и во многом определяется волей людей, юридическая практика, ее развитие предопределены общеобязательностью правовых норм, в большей степени это касается норм императивного характера и в меньшей степени относится к нормам диспозитивным. Поэтому востребованность практикой той или иной правовой нормы еще не означает ее социальную обусловленность и разумность.
Для осмысления проблем взаимодействия общественной практики и права необходимо учитывать, что право, с одной стороны, является частью и формальным итогом (в конкретный исторический момент и применительно к закрепляемым государственным и правовым институтам) социальной практики, с другой — основным на данном историческом этапе развития цивилизации инструментом преобразования действительности. Одновременно социальная практика является как итогом длительного воздействия права (правового регулирования и «неправового» воздействия государства), так и доминирующим фактором преобразования (эволюционного и революционного) правовой системы и государственных институтов. При этом когда мы рассматриваем воздействие права на социальную практику, то в большинстве случаев должны рассматривать конкретную правовую систему с конкретным государством и социальную практику, сложившуюся на территории данного государства. В том же случае, когда мы изучаем воздействие социальной практики на право, мы не можем ограничиваться исключительно практикой, сложившейся в данном государстве.
Практика как критерий истины
Для соотношения результатов познания действительности и самой действительности используют категорию «истина». В современной философии выделяют так называемую прагматическую концепцию истины, начало которой положено греческими софистами и древней китайской философией, особый вклад в ее развитие сделали марксисты. Критерием истины в соответствии с этой концепцией выступает практика, поскольку под истиной понимается полезность идей, мыслей для достижения целей. По замечанию В. И. Ленина, «от субъективной идеи человек идет к объективной истине через практику». Если попытаться определить критерии истинности применительно к предмету нашего исследования, то важными ее составляющими будут следующие: подтверждаемость общественным развитием полученных знаний и эффективность (полезность) этих знаний для достижения поставленных целей. Однако прийти к объективной истине через индивидуальную или коллективную практику невозможно, критерием такой истины является многообразная общественная практика.
Будучи критерием истины, общественная практика может опровергать любые идеологические, политические, экономические и т. п. иллюзии, закрепленные законодательно, и тем самым диктует необходимость осуществлять правовое регулирование не только на научной основе, но и соотносить содержание нормативно-правовых актов с реальным уровнем развития общественных отношений.
Общественная практика, с одной стороны, служит основой научного познания, с другой — научное познание во многом предопределяется общественной практикой, ограничено ею. Можно констатировать и возможность неравномерного развития общественных наук и общественной практики, что должно быть также учтено в процессе правового регулирования. Юридические науки могут опережать развитие общественной практики, вырабатывать положения, которые могут служить весьма отдаленными ориентирами в развитии государства и общества: если эти положения включаются в нормативные акты, общество либо отторгает их, либо ориентируется как на идеал, недостижимый в ближайшем будущем. И даже разработанность теории не всегда означает возможность ее реализации на практике, если общество к ней не готово. В качестве примера можно привести закрепление в конституции и других нормативно-правовых актах коммунистических идеалов или использование в тексте Конституции РФ 1993 г. термина «правовое государство» при характеристике российского государства. Многие исследователи отмечают не только преждевременность такой характеристики, но и ее некоторую неопределенность, связанную с тем, что сама теория правового государства находится в постоянном развитии, обогащается новыми положениями, приобретает особенности, характерные для отдельных государств. Хотя нельзя не отметить и тот факт, что само включение этого положения в Конституцию РФ побудило многих юристов-исследователей обратиться к более глубокому изучению теории правового государства и «приспособлению» ее к российской действительности (вплоть до совмещения с теорией социализма).
Философия права. Курс лекций. Том 2
В данном курсе лекций, подготовленном на базе МГУ им. М. В. Ломоносова коллективом авторов — юристов и философов, рассматривается широкий круг вопросов, касающихся понятия, предмета, методологии и других сторон философии права. Особое внимание уделяется ценностным аспектам государства и права, правовой культуре России и других стран и народов, а также правовому идеалу, правосознанию и правовой идеологии. Рассматриваются, кроме того, вопросы философии правоприменения, юридической ответственности, сравнительного правоведения, перспектив развития государства и права.<br>
Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов и философских факультетов.
<br><br>
<h3><a href="https://litgid.com/read/filosofiya_prava_kurs_lektsiy_tom_2/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>
Отв. ред. Марченко М.Н. Философия права. Курс лекций. Том 2
Отв. ред. Марченко М.Н. Философия права. Курс лекций. Том 2
В данном курсе лекций, подготовленном на базе МГУ им. М. В. Ломоносова коллективом авторов — юристов и философов, рассматривается широкий круг вопросов, касающихся понятия, предмета, методологии и других сторон философии права. Особое внимание уделяется ценностным аспектам государства и права, правовой культуре России и других стран и народов, а также правовому идеалу, правосознанию и правовой идеологии. Рассматриваются, кроме того, вопросы философии правоприменения, юридической ответственности, сравнительного правоведения, перспектив развития государства и права.<br>
Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов и философских факультетов.
<br><br>
<h3><a href="https://litgid.com/read/filosofiya_prava_kurs_lektsiy_tom_2/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>
Внимание! Авторские права на книгу "Философия права. Курс лекций. Том 2" (Отв. ред. Марченко М.Н.) охраняются законодательством!
|