Юридическая Отв. ред. Марченко М.Н. Философия права. Курс лекций. Том 2

Философия права. Курс лекций. Том 2

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 19.03.2014
ISBN: 9785392017744
Язык:
Объем текста: 555 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Раздел IV. Правосознание, правовая культура и правовая идеология. Лекция 18. Европейская правовая культура

Лекция 19. Мусульманская правовая культура

Лекция 20. Об особенностях правовой культуры Индии

Лекция 21. Еврейская правовая культура

Лекция 22. Религия и право

Лекция 23. Правовой нигилизм

Раздел V. Государство, право и общество в системе социальных регуляторов. Лекция 24. Государство и общество

Лекция 25. Государство как система

Лекция 26. Право как система

Лекция 27. Мораль, право, государство

Лекция 28. Обычай, право, государство

Лекция 29. Право и общественная практика

Лекция 30. Правопорядок: философско-теоретический разбор

Лекция 31. Философия правоприменения

Лекция 32. Юридическая ответственность (социально-философский аспект)

Лекция 33. Философские аспекты сравнительного правоведения

Лекция 34. Перспективы развития государства и права



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Лекция 32.
ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
(СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ)



• Понятие и природа социальной ответственности


• Генезис социальной ответственности


• Понятие юридической ответственности


• Юридическая ответственность в системе социальной ответственности



Понятие и природа социальной ответственности


Социальную ответственность ни в коей мере нельзя сводить к одной из ее разновидностей: нравственной, политической, юридической, профессиональной и т. д. При изучении данных видов ответственности необходимо иметь в виду, что соотношение между социальной ответственностью и ее видами можно представить как диалектическую связь общего и частного. Общее, как известно, существует в частном и через частное, и в то же время не исчерпывается последним. Социальная ответственность выступает родовым понятием по отношению к различным видам ответственности. Наиболее общие стороны, черты, признаки, присущие социальной ответственности, свойственны и отдельным ее видам.


Ответственность бывает за прошлое и за будущее поведение. Поступки, совершаемые человеком, можно подразделить на те, которые он уже совершил, и те, которые может совершить в будущем. В литературе по философским, этическим, моральным и юридическим проблемам категория «ответственность» рассматривается в двух аспектах: ответственность за прошлое поведение, противоречащее социальным нормам, — ретроспективная ответственность, и ответственность за будущее поведение — перспективная, позитивная ответственность.


Исполнение любой социальной нормы признается добром, позитивной ценностью, необходимым поведением каждого члена общества как субъекта социальной действительности. Действия, нарушающие социально значимые правила, расцениваются как недопустимые, как зло, направленное на разрыв социальных связей и отношений. Как ответственность личности, так и ответственность общества и государства имеют социальную природу. Она предопределена общественным характером отношений, особенностями личности, ее местом в системе общественных отношений, особенностями самого общества. Коренные преобразования, происходящие в нашем обществе, расширяющие объем свободы субъекта, предъявляют к нему и новые, более высокие требования. Это обусловлено историческим ходом развития, усложнением общественных отношений, прогрессом в научно-технической сфере. Социальная ответственность и социальная активность на основе познанной необходимости образуют своеобразные оси координат, определяющие объем свободной деятельности субъекта.


Расширение границ свободы, которые обусловлены демократизацией нашего общества, одновременно требует и повышения связанности как самого общества в целом, так и личности в отдельности, предъявляемыми к ним требованиями и ответственностью. Социальная ответственность — мера свободы. С одной стороны, она предполагает свободу и основывается на ней, а с другой — ограничивает ее, побуждая или принуждая субъекта действовать в рамках предоставленной свободы. «Сознание — свобода — выбор, эта локковская триада является совокупным описанием ситуации разумного (ответственного) существования человека». Полной или абсолютной свободы не существует. Свобода без ответственности превращается в произвол и хаос. Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу.


Грань между ответственным и безответственным поведением проходит не только по линии, противоположной нравственной и юридической оценкам, но и по линии, противоположной социальной значимости поведения. Всякая деятельность предполагает, что субъект этой деятельности считает ее наиболее целесообразной, но в то же время она должна согласовываться с интересами общества, отвечать объективным закономерностям его развития. Совершая какие-либо действия, лицо должно сознавать или иметь возможность сознавать последствия своей деятельности и быть в состоянии объяснить обществу, отдельным людям и самому себе смысл и значение своих поступков, в этом суть и позитивной, и негативной ответственности.


Социальная ответственность есть такое специфическое свойство общественных отношений, которое проявляется в деятельности человека и выражается в осознании или в возможности осознания им социально значимых последствий совершения того или иного поступка. Социальная ответственность не имела бы смысла, если бы личность не обладала способностью управлять собой и иметь конкретную позицию в изменяющихся жизненных обстоятельствах.


В сфере общественных отношений критериями определения соотношения между необходимостью и свободой воли личности являются, с одной стороны, предписания социальных норм, а с другой — поведение (действие или бездействие) конкретной личности. Так как поведение имеет две полярные разновидности, то в любом социальном общении это соотношение может иметь двоякий характер: позитивный — в случае, если поведение субъекта общественных отношений согласуется с требованиями соответствующих социальных норм; негативный — если субъект нарушает эти требования. Отсюда ответственность можно рассматривать в двух аспектах: позитивном и негативном.


Позитивная социальная ответственность проявляется как долг, обязанность субъекта действовать в соответствии с требованиями социальных норм. Негативная ответственность представляет собой обязанность субъекта претерпевать лишения за нарушение предписаний социальных норм. В механизме нормативного регулирования общественных отношений негативная и позитивная формы ответственности способствуют достижению единой цели — регулированию и поддержанию общественного порядка.


Позитивная ответственность имеет созидательный характер и играет главенствующую роль. Негативная ответственность представляет собой временное явление, поскольку возникает в связи с нарушениями требований социальных норм. Между позитивной и негативной ответственностью имеются неразрывные связи, хотя ответственность в позитивном смысле имеет активный аспект — строгое осуществление социальных обязанностей, и поэтому в своем юридическом значении относится к правосознанию, правопорядку, законности; ее роднит с негативной ответственностью то, что оба указанных явления тесно связаны с нравственно-психической характеристикой поведения людей.


В процессе воспитания и образования, под воздействием общественного мнения личность усваивает существующие в обществе предписания социальных норм, а социальные нормы регулируют общественное поведение людей, в рамках которого люди вступают в отношения с коллективом, с другими людьми. Социальная ответственность должна закреплять в своих нормах, институтах и принципах наиболее прогрессивные модели человеческого поведения и запрещать (предупреждать) социально вредные и опасные социальные отклонения.


Природа социальной ответственности заложена в самой необходимости регулирования общественных отношений, создании состояния упорядоченности, организованности. «Межа» позитивной и ретроспективной социальной ответственности нарушается конкретным антисоциальным поведением субъекта, которое вызывает конфликтную ситуацию, необходимость общественного вмешательства и применения общественного или иного принуждения для восстановления общественного порядка и ликвидации социального конфликта.


Именно в переходе ответственности от ретроспективного плана к перспективному проявляется прогрессивная тенденция ее эволюции. Однако невозможно развивать такую систему воспитания, когда заработная плата не отвечает самому скромному прожиточному минимуму и минимуму социокультурных потребностей человека. По этой причине «умение жить» становится принципом и критерием деятельности не только коммерческих структур. В такой социальной действительности спираль безнравственности и преступности вовлекает в правонарушения все новых и новых людей. В итоге образуется некий замкнутый круг и может возникнуть аномия — такое состояние общества, в котором заметная часть его членов, зная о существовании обязывающих их норм, относится к ним негативно или равнодушно. Теорию аномии ввел в социологию Э. Дюркгейм как часть своей историко-эволюционной концепции, опиравшейся на противопоставление «традиционного» и современного промышленного обществ. Проблема аномии порождена переходным характером современной эпохи, временным упадком моральной регуляции ее контрактно-экономических отношений. Аномия — продукт неполноты перехода от механической к органической солидарности, ибо объективная база последней — общественное разделение труда — прогрессирует быстрее, чем находит моральную опору в коллективном сознании. Постоянно воспроизводится необходимое условие аномии — расхождение между двумя рядами социально порождаемых явлений: потребностями, интересами — и возможностями их удовлетворения.


Ход общественной эволюции порождает двойственный процесс: увеличивает «индивидуализацию» и одновременно подрывает силу коллективного надзора, твердые моральные границы, характерные для старого времени. Степень свободы личности от традиций, коллективных нравов и предрассудков, возможности личного выбора занятий и способов действия резко расширяются. Но относительно свободная нормативная структура промышленного общества больше не определяет жизнедеятельность людей как их естественную необходимость и постоянно воспроизводит аномию в смысле отсутствия твердых жизненных целей, норм и образов поведения. Это ставит многих в неопределенное социальное положение, лишает коллективной солидарности, чувства связи с конкретной группой и со всем обществом, что ведет к росту в нем отклоняющегося и саморазрушительного поведения. Особой концентрации аномия достигает в экономической жизни как сфере непрестанных перемен и личного расчета, где свободным рынком, конкуренцией и т. п. наиболее полно разбиты традиционные ограничения, но еще не окрепла новая мораль, адекватная современному обществу. В этой сфере аномия из «патологического» стала почти что «нормальным» явлением. Одна из главных социально-исторических причин аномии — уничтожение или утрата прежних функций институтами и группами, промежуточными между индивидом и государством. Выявляется психологический парадокс: человек чувствует себя более защищенным и свободным в жесткой закрытой системе с малым выбором занятий и ограниченными возможностями социального продвижения, чем в условиях неопределенности, в подвижной системе с универсальными нормами, формально равными для всех. Здесь истоки будущего массового «бегства от свободы». Тем не менее путь ослабления аномии — не в искусственной реставрации патриархально-репрессивной дисциплины традиционных институтов, а в дальнейшем развитии либерального «морального индивидуализма» (отличаемого Дюркгеймом от «эгоистического индивидуализма» английских экономистов и утилитаристов), новых профессиональных групп, свободных от средневековой замкнутости, но способных взять на себя функции нравственного контроля и защиты своих членов перед лицом государства.


С объективной стороны социальная ответственность отражает природу общества и человека. Ее возникновение возможно при условии предварительного предъявления к поведению людей определенных требований, закрепленных в социальных нормах. Ответственность обусловлена уровнем развития общественного сознания, уровнем социальных отношений, существующими социальными институтами. Когда субъект социальных отношений несет ответственность, в нем отражаются социальные связи и отношения. Социальная ответственность выражает определенное отношение между личностью и обществом интегрально. Социальная ответственность есть отражение всего многообразия социальных отношений и обобщенное выражение всех форм ответственности. Специфика конкретных видов социальной ответственности обусловлена природой тех общественных отношений, внутри которых они возникли и существуют в своей качественной определенности.


Под социальной ответственностью необходимо понимать обязанность по соблюдению субъектами общественных отношений требований социальных норм, реализующуюся в их правомерном поведении, а в случаях безответственного поведения, не соответствующего предписаниям этих норм, нарушающего общественный порядок, — претерпевание виновным лишений личного или имущественного характера.


В этом определении аккумулируются обе стороны ответственности — позитивная и негативная. Кроме того, из этого следует, что реальным содержанием позитивной ответственности выступает соблюдение субъектом общественных отношений социальных норм, т. е. социально полезное, одобряемое поведение. Через деяние личности проявляется его отношение к установленным социальными нормами правилам.


В позитивной социальной ответственности отражаются как долг и обязанность, так и само социально значимое действие субъекта ответственности. Все они в конечном счете и образуют статические и динамические характеристики социальной ответственности. Социальная ответственность едина, но имеет две формы реализации: добровольную — выражающуюся в обязанности субъекта следовать предписаниям социальных норм, его правомерном поведении и реакции на него, и принудительную — выражающуюся в обязанности нарушителя социальных норм подвергнуться разнообразным мерам общественного и (или) государственного принуждения, понести неблагоприятные последствия.


Схематично содержание позитивной социальной ответственности можно отобразить следующим образом: требования, изложенные в социальных нормах, — осознание субъектом предъявляемых требований — исполнение данной обязанности (совершение социально полезных, одобряемых поступков) — реакция со стороны общества (оценка — одобрение или поощрение). Определенные границы ответственности составляет объем исполнения обязанностей и объем применяемых обществом одобрений и поощрений. В свою очередь, этот объем устанавливается социальными нормами. Содержание ретроспективной социальной ответственности нам представляется так: обязанность претерпеть неблагоприятные последствия, вытекающая из факта совершения проступка, — осуждение обществом нарушителя социальных норм (оценка), принуждение его к должному поведению — претерпевание нарушителем неблагоприятных последствий.


Общность позитивной и негативной форм социальной ответственности состоит в их закреплении социальной нормой, в единых предпосылках и выражении вовне в поведении субъекта.


Это поведение неодинаково по своим характеристикам. Оно может быть конфликтным, а может быть и социально одобряемым. Внешние противоречивые характеристики этих разновидностей поведения обусловлены философским законом единства и борьбы противоположностей. Однако оба варианта поведения смоделированы в социальной норме, как смоделированы в ней позитивный и негативный аспекты реализации социальной ответственности.




Философия права. Курс лекций. Том 2

В данном курсе лекций, подготовленном на базе МГУ им. М. В. Ломоносова коллективом авторов — юристов и философов, рассматривается широкий круг вопросов, касающихся понятия, предмета, методологии и других сторон философии права. Особое внимание уделяется ценностным аспектам государства и права, правовой культуре России и других стран и народов, а также правовому идеалу, правосознанию и правовой идеологии. Рассматриваются, кроме того, вопросы философии правоприменения, юридической ответственности, сравнительного правоведения, перспектив развития государства и права.<br> Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов и философских факультетов. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/filosofiya_prava_kurs_lektsiy_tom_2/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

319
 Отв. ред. Марченко М.Н. Философия права. Курс лекций. Том 2

Отв. ред. Марченко М.Н. Философия права. Курс лекций. Том 2

Отв. ред. Марченко М.Н. Философия права. Курс лекций. Том 2

В данном курсе лекций, подготовленном на базе МГУ им. М. В. Ломоносова коллективом авторов — юристов и философов, рассматривается широкий круг вопросов, касающихся понятия, предмета, методологии и других сторон философии права. Особое внимание уделяется ценностным аспектам государства и права, правовой культуре России и других стран и народов, а также правовому идеалу, правосознанию и правовой идеологии. Рассматриваются, кроме того, вопросы философии правоприменения, юридической ответственности, сравнительного правоведения, перспектив развития государства и права.<br> Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов и философских факультетов. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/filosofiya_prava_kurs_lektsiy_tom_2/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

Внимание! Авторские права на книгу "Философия права. Курс лекций. Том 2" (Отв. ред. Марченко М.Н.) охраняются законодательством!