Философия Под ред. Зотова А.Ф. Западная философия XIX века. 2-е издание. Учебник

Западная философия XIX века. 2-е издание. Учебник

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 11.12.2014
ISBN: 9785392162048
Язык:
Объем текста: 588 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Глава I. Философия Шопенгауэра

Глава II. Младогегельянство

Глава III. Предэкзистенциализм С. Кьеркегора

Глава IV. Утопический социализм

Глава V. Марксизм

Глава VI. Позитивизм О. Конта

Глава VII. Индуктивизм Дж.Ст. Милля

Глава VIII. Эволюционизм Г. Спенсера

Глава IX. Эмпириокритицизм («Второй позитивизм»)

Глава X. Неокантианство

Глава XI. Философия жизни

Глава XII. Британский абсолютный идеализм

Глава XIII. Абсолютный идеализм в США

Глава XIV. Реалистические направления

Глава XV. Ранний прагматизм Ч.С. Пирса



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



ГЛАВА VI.
ПОЗИТИВИЗМ О. КОНТА


Основатель позитивизма Огюст Конт (1798–1857) родился в Монпелье в семье чиновника. Учился в лицее, затем в парижской Политехнической школе (1814–1816). В течение двух месяцев посещал занятия на медицинском факультете (в Монпелье). Вернувшись в Париж, давал частные уроки математики, с 1817 по 1824 г. работал в качестве секретаря у Сен-Симона. Порвав отношения с последним, Конт приступил к чтению лекций о «позитивной философии». С 1832 г. он – репетитор по математике в Политехнической школе. Его попытки добиться открытия кафедры истории наук в Коллеж де Франс (и перейти туда на работу) потерпели неудачу. В последние годы своей жизни он получал существенную поддержку в виде добровольных пожертвований со стороны друзей и сторонников позитивизма.


Главное сочинение Конта – «Курс позитивной философии» (т. 1–6, 1830–1842). Среди других его произведений нужно отметить следующие: «План научных работ, необходимых для реорганизации общества» (1822), «Философские рассуждения о науках и ученых» (1825), «Рассуждения о духовной власти» (1826), «Дух позитивной философии» (1844), «Общий обзор позитивизма» (1848), «Система позитивной политики» (т. 1–4, 1851–1854), «Позитивистский катехизис» (1852), «Призыв к консерваторам» (1855), «Система позитивной логики» (1856).


На взгляды Конта оказали влияние идеи Сен-Симона, Тюрго и Кондорсе.


Учение о познании. Позитивную философию Конт объявляет особым способом мышления, являющимся «окончательным состоянием человеческого ума». Рассматривая все прежние философские концепции как ненаучные, он полагал, что на их месте с необходимостью должна утвердиться разработанная им система. Позитивная философия – научное мировоззрение, приходящее на смену туманным и неопределенным умозрениям прошлого. В основе контовской философии лежит «закон трех стадий», описывающий интеллектуальную эволюцию человечества. «Согласно моей основной доктрине, все наши умозрения, как индивидуальные, так и родовые, должны неизбежно пройти последовательно, через три различные теоретические стадии, которые смогут быть здесь достаточно определены обыкновенными наименованиями – теологическая, метафизическая и научная».


Именно «закон трех стадий» дает представление о том, почему онтология в рамках позитивизма рассматривается как дисциплина, полностью лишенная научного характера (а потому и не имеющая будущего, в связи с чем она исключается Контом из состава философии). Этот закон позволяет также понять специфику позитивистского учения о познании. Наконец, «закон трех стадий» играет важную роль и в политической концепции французского мыслителя.


По мнению Конта, теологическая (или фиктивная) стадия соответствует младенческому состоянию человеческого разума, который еще не способен к решению даже простых научных проблем. Человек, находясь на первой стадии своего развития, стремится приобрести знание о сущности мира (в действительности для него недоступное), объяснить все явления, отыскать начала всех вещей. Подобная «примитивная потребность» удовлетворяется довольно простым способом: люди рассматривают явления внешнего мира, объясняя их по аналогии с собственными действиями. Таким путем наблюдаемые явления облекаются в человеческие образы, и возникает иллюзия того, что сущность мироздания вполне постижима и даже известна. Происходящие в природном мире события человек связывает с деятельностью особых сверхъестественных существ, во многом подобных людям, но неизмеримо превосходящих их. «В теологическом состоянии человеческий дух, направляя свои исследования главным образом на внутреннюю природу вещей, первые и конечные причины поражающих его явлений, стремясь, одним словом, к абсолютному познанию, воображает, что явления производятся прямым и постоянным воздействием более или менее многочисленных сверхъестественных факторов».


Согласно Конту теологическая стадия – необходимый этап в развитии человечества. В «первобытном состоянии» ум склонен самопроизвольно формулировать нелепые принципы в надежде с их помощью найти ответ на неразрешимые вопросы. Но иначе и быть не может, ведь у людей еще нет достаточных наблюдений для правильной постановки научных проблем. «Теологические принципы» позволяют уму выйти из первичного оцепенения и вступить на путь развития. Чтобы отбирать и различным образом комбинировать наблюдения, ум должен руководствоваться хоть какими-нибудь предварительными установками. В этом смысле теологический способ мышления совершенно неизбежен в качестве исходной точки познавательного процесса. Чтобы убедиться в нелепости «теологических принципов», человеческий ум должен собрать достаточно фактов и познать реальный объем своих возможностей.


Теологическую стадию Конт подразделяет на три ступени: фетишизм, политеизм, монотеизм. Фетишизм, по его мнению, начальная и «непосредственная» ступень исходной стадии развития человечества. Фетишизм заключается в приписывании жизни всем внешним телам. Типичное проявление фетишизма – поклонение звездам. Политеизм в отличие от фетишизма не связывает жизнь с каждым внешним объектом: жизнь, подобная человеческой, приписывается теперь особым вымышленным существам, которые, как предполагается, активно влияют на судьбы людей. Наконец, монотеизму свойственно сведение большого числа почитаемых сверхъестественных существ к одному-единственному.


Метафизическая (или абстрактная) стадия, так же как и теологическая, характеризуется стремлением человеческого ума к достижению абсолютного знания о первопричинах. Различие двух первых стадий в том, что меняются сами принципы объяснения мироздания: место сверхъестественных сущностей теперь занимают абстрактные силы. Эти абстрактные силы изучает особая дисциплина – онтология, которая ставит своей задачей объяснение внутренней природы всех вещей. Типичная черта метафизической стадии – недостаточное внимание к наблюдениям и повышенный интерес к умозрительной аргументации, слабо подкрепленной фактами. Метафизическая стадия согласно Конту носит переходный характер: ее назначение – постепенное разрушение теологического мышления и подготовка почвы для будущего триумфа научного метода. Эта вторая стадия столь же необходима, как и первая, ведь переход от теологии к науке не может быть слишком резок в силу того, что человеческий ум не терпит внезапных перемен, развиваясь последовательно и постепенно.


Позитивная (или научная) стадия характеризуется отказом от попыток постижения сущности вещей: «в положительном состоянии человеческий дух познает невозможность достижения абсолютных знаний, отказывается от исследования происхождения и назначения существующего мира и от познания внутренних причин явлений, и стремится, правильно комбинируя рассуждение и наблюдение, к познанию действительных законов явлений, т. е. их неизменных отношений последовательности и подобия». Невозможность достижения знаний о сущности мироздания, по мнению Конта, доказывается «бесплодностью» и «произвольностью» прежних попыток, предпринимавшихся теологами и метафизиками. Подобные попытки, мало связанные с реальным опытом, по необходимости были теоретически произвольны, а в практическом отношении – бесполезны. При этом французский философ называет «бессмысленными» сомнения в существовании внешних тел. Внешний мир существует, хотя его внутренняя природа непознаваема. Онтология не наука и никогда ею не станет.


Согласно Конту основной признак позитивной стадии – «закон постоянного подчинения воображения наблюдению». Это означает, что отныне вместо исследования неразрешимых вопросов о сущности бытия человек направляет свои усилия на изучение фактов, установление законов, т. е. тех отношений, которые существуют между наблюдаемыми явлениями. «Истинный позитивный дух состоит преимущественно... в замене слова “почему” словом “как”».


Позитивному мышлению, по Конту, свойствен относительный характер: ограниченность чувств не позволяет людям охватить всю совокупность явлений; кроме того, научные концепции, постоянно изменяясь, все более и более точно описывают факты, никогда не достигая, однако, точки «абсолютно полного» знания о них. Рассматривая свойства позитивного мышления, Конт утверждает, что оно является: 1) реальным (в отличие от «химерического», связанного с мнимыми «непроницаемыми тайнами»); 2) полезным (в противоположность «негодному», не способствующему улучшению условий жизни людей); 3) достоверным (т. е. противостоящим сомнительному); 4) точным (исключающим, таким образом, все смутное и сбивчивое); 5) положительным (отличающимся от отрицательного тем, что оно предназначено не к разрушению, а к созиданию). При этом французский философ полагал, что главные свойства позитивного мышления вполне согласуются с принципами общераспространенного здравого смысла. Научная философия заимствует у здравого смысла «первоначальные понятия», обобщает и расширяет их, применяя к более широкому кругу вопросов.




Западная философия XIX века. 2-е издание. Учебник

В книге дается анализ зарубежной постклассической философии XIX в. и создается целостное представление о путях, особенностях и тенденциях ее развития.<br> Рассмотрены такие течения философии XIX в., как позитивизм, неокантианство, «философия жизни» (Ницше), критический реализм, социологические учения, неоидеалистические направления.<br> Для студентов высших учебных заведений, изучающих философию. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/zapadnaya_filosofiya_xix_veka_2_e_izdanie_uchebnik/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

249
Философия Под ред. Зотова А.Ф. Западная философия XIX века. 2-е издание. Учебник

Философия Под ред. Зотова А.Ф. Западная философия XIX века. 2-е издание. Учебник

Философия Под ред. Зотова А.Ф. Западная философия XIX века. 2-е издание. Учебник

В книге дается анализ зарубежной постклассической философии XIX в. и создается целостное представление о путях, особенностях и тенденциях ее развития.<br> Рассмотрены такие течения философии XIX в., как позитивизм, неокантианство, «философия жизни» (Ницше), критический реализм, социологические учения, неоидеалистические направления.<br> Для студентов высших учебных заведений, изучающих философию. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/zapadnaya_filosofiya_xix_veka_2_e_izdanie_uchebnik/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

Внимание! Авторские права на книгу "Западная философия XIX века. 2-е издание. Учебник" (Под ред. Зотова А.Ф.) охраняются законодательством!