Философия Под ред. Зотова А.Ф. Западная философия XIX века. 2-е издание. Учебник

Западная философия XIX века. 2-е издание. Учебник

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 11.12.2014
ISBN: 9785392162048
Язык:
Объем текста: 588 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Глава I. Философия Шопенгауэра

Глава II. Младогегельянство

Глава III. Предэкзистенциализм С. Кьеркегора

Глава IV. Утопический социализм

Глава V. Марксизм

Глава VI. Позитивизм О. Конта

Глава VII. Индуктивизм Дж.Ст. Милля

Глава VIII. Эволюционизм Г. Спенсера

Глава IX. Эмпириокритицизм («Второй позитивизм»)

Глава X. Неокантианство

Глава XI. Философия жизни

Глава XII. Британский абсолютный идеализм

Глава XIII. Абсолютный идеализм в США

Глава XIV. Реалистические направления

Глава XV. Ранний прагматизм Ч.С. Пирса



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



ГЛАВА XV.
РАННИЙ ПРАГМАТИЗМ Ч.С. ПИРСА


БИОГРАФИЯ


Чарльз Сандерс Пирс по праву считается наиболее оригинальным и многогранным не только из всех философов, но и из всех мыслителей, которых когда-либо производила на свет Америка. Будучи интеллектуалом-новатором, он предвосхитил пути развития самых разных научных дисциплин.


Его исследования оставили заметный след как в точных и естественных, так и в гуманитарных науках. Он был математиком, астрономом, химиком, геодезистом, картографом и инженером, но также психологом, филологом и историком науки. Он был одним из первых в США, кто стал заниматься экспериментальной психологией, и первым, кто применил в качестве единицы измерения длину световой волны. Его посмертную славу составили работы в области логики и семиотики, но он также являлся автором оригинальной метафизической системы. В историю философии Ч.С. Пирс вошел как основатель философии прагматизма, еще одного направления его интеллектуального творчества.


Чарльз Сандерс Пирс родился 10 сентября 1839 г. в Кембридже, штат Массачусетс. Его отец Бенджамин Пирс был профессором математики в Гарвардском университете и одним из основателей Береговой и геодезической службы США. Он много занимался сыном, придумывая для него интересные задачи и проверяя затем их решение. Именно отец привил юному Пирсу страсть к науке, желание и умение самостоятельно справляться с самыми сложными теоретическими проблемами.


В 12 лет Пирс осваивает учебник по логике, а в 13 знакомится с «Критикой чистого разума» И. Канта. Главное произведение Канта Пирс старательно изучает в течение трех лет и приходит к выводу, что система Канта страдает «детской логикой». Следствием изучения кантовской философии стало решение посвятить свою жизнь исследованиям в области логики. И хотя этому желанию так и не удалось сбыться (по соображениям практического характера Пирс избирает своей профессией химию), занятия логикой он не оставляет. Его работы по логике оказали заметное влияние как на ведущих логиков той эпохи, включая Э. Шредера, Б. Рассела и Дж. Пеано, так и на современную логическую теорию.


Однако и в зрелые годы Пирс не забывает кантовской философии. По поводу «кантианских» мотивов философии Пирса и в целом влияния на прагматизм европейской философии А.Ф. Грязнов делает следующие ценные замечания: «Сам Пирс в течение определенного времени рассматривал свою философскую деятельность как развитие кантовского учения о категориях и научном методе. Это развитие заключалось, во-первых, в привнесении в учение о категориях идеи эволюции и, во-вторых, в трактовке категорий (и общих понятий в целом), как предполагающих те или иные верования (beliefs), в основе которых закрепленные привычкой диспозиции (предрасположенности) к действию. Пирс хорошо знал кантовскую философию... Данное обстоятельство следует учитывать, ибо не только распространено мнение об абсолютной оригинальности прагматизма как философского направления, но и сопутствующее этому мнению представление о своеобразном провинциализме прагматизма и всей американской философии конца XIX – начала XX в., якобы развивавшейся в изоляции от магистрального пути мировой философии». Добавим, что Пирс прекрасно ориентировался не только в философии Канта, но и в философии Декарта и Гегеля.


Гарвардский университет Пирс закончил в 1859 г., а в 1863 г. получил степень бакалавра по химии. С 1859 г. вплоть до конца 1891 г. он работает – сначала лаборантом и техником, а затем ассистентом – в Береговой и геодезической службе США, занимаясь главным образом геодезическими исследованиями. В течение шести лет, с 1869 по 1875 г., Пирс занимает должность ассистента в Гарвардской обсерватории. С 1879 по 1884 г. он совмещает работу в Управлении Береговой и геодезической службы с преподаванием логики в качестве «приглашенного лектора» на кафедре математики в Университете Джона Хопксинса. В 1884 г. ему отказываются продлить контракт с Университетом по причине весьма далекой от науки – пуритански настроенные академические круги не могли простить Пирсу скандальный развод с женой Гарриет Фей и последующую сразу же за разводом женитьбу на эксцентричной цыганке французского происхождения Жюльет Фруасси. Так, по-настоящему и не начавшись, университетская карьера Пирса на этом и завершилась. Систематически он больше никогда не преподавал, хотя в разные годы ему все-таки удавалось получать приглашение на чтение небольших циклов лекций (по истории науки, логике и прагматизму) в различных университетах. Как отмечает Ю.К. Мельвиль, «с точки зрения обычных университетских стандартов Пирс был нежелательной фигурой. Он совершенно не мог приспособиться к рутине университетской жизни, нарушал заведенные порядки, пропускал занятия, а во время лекций совершенно не заботился о понятности и систематическом характере изложения».


Несмотря на неудачные попытки сделать академическую карьеру, Ч.С. Пирс добивается признания научного сообщества: его избирают в члены Американской академии искусств и наук (1867), Национальной академии наук (1877), Лондонского математического общества (1880) и ряда других престижных научных организаций. При жизни были оценены главным образом его астрономические и геодезические исследования, поэтому завоеванное признание не было ни всеобщим, ни однозначным – издательства продолжали отклонять его статьи, а университеты отказывались принимать его на постоянную работу. Продвижению по служебной лестнице, не говоря уже об академической карьере, мешал сложный и неуживчивый (маниакально-депрессивный, если пользоваться медицинской терминологией) характер Пирса, неортодоксальные религиозные взгляды, пристрастие к вину (науку о виноделии он ездил изучать во Францию), а также известная беспечность в сфере личной жизни. Работа в Управлении Береговой и геодезической службы США долгое время остается единственным источником его дохода, однако и это место он теряет в 1891 г., после того как финансирование Управления было урезано вследствие разгоревшихся в конгрессе дебатов. Непосредственной причиной увольнения стало непредставление очередного доклада о силе тяжести, основной темы, которая была ему поручена и над которой он работал многие годы. Последние 26 лет своей жизни Пирс проводит в затворничестве со своей второй женой в своем небольшом имении близ г. Милфорд на северо-западе штата Пенсильвания. Пирс перебивается случайными заработками (статьями, консультациями, иногда публичными выступлениями), и от бедственного положения его спасает только материальная поддержка со стороны друзей и прежде всего Уильяма Джеймса. Скончался Ч.С. Пирс от рака 19 апреля 1914 г.


Многочисленные трудности, включая материальную необеспеченность, не могли помешать Пирсу отдавать все свое время интенсивным научным исследованиям. После себя он оставил большое количество опубликованных статей (около 80 тыс. страниц печатного текста), а также огромное рукописное наследие, насчитывающее около 100 тыс. страниц. Известность к Пирсу приходит только в 1930-е гг., когда в свет выходят первые тома «Собрания сочинений». Работа над первым изданием потребовала огромных усилий, поскольку прижизненные публикации Пирса состояли из разрозненных статей, напечатанных в различных научных журналах, разыскать и собрать которые было совсем не просто. Помимо этого неожиданные затруднения возникли при работе с архивом. Проданный женой Пирса в 1914 г. философскому факультету Гарвардского университета архив хранился крайне небрежно, так что значительная часть манускриптов была утеряна. Поиски манускриптов и статей продолжались также и после первого издания сочинений. Их результатом стало новое «Хронологическое издание» сочинений Ч.С. Пирса, первые тома которого появились в начале 1980-х гг. и которое в общей сложности в соответствии с планом должно включать в себя 20 томов.


Произведения Пирса, которого иногда называют американским Аристотелем, оказали громадное влияние на философию и науку современности. Произошло это, к сожалению, уже после смерти их автора. Идеи Пирса были непосредственно восприняты У. Джеймсом и Дж. Дьюи, которые уже по-своему интерпретировали суть и метод прагматизма. Философия Пирса вдохновляла К. Поппера, У.В.О. Куайна и X. Патнема. Что касается семиотиков, то его последователем можно считать У. Эко. Когнитивная наука и теории искусственного интеллекта также многим обязаны Чарльзу Пирсу, который соединял в себе гениальную интуицию ученого со страстью к тщательному и непредвзятому анализу.


ОТНОШЕНИЕ ПИРСА К ФИЛОСОФИИ Р. ДЕКАРТА


В ранней работе «Некоторые последствия четырех неспособностей» (1868) Пирс разбирает основные идеи картезианской философии, последовательно разъясняя их несостоятельность. Суть отличия картезианства от «вытесненной им схоластики» можно, как полагает Пирс, свести к следующим четырем положениям.


1. Философия начинается с универсального сомнения.


2. Источник достоверности – индивидуальное сознание.


3. Линия вывода является единой (а не разветвленной) и прочной (каждый пункт является обоснованным и рассматривается как единственно возможный).


4. Многие факты не получают объяснения и даже становятся «абсолютно необъяснимыми».


Мы намеренно опускаем характеристику Пирсом средневековой философии, поскольку она не выходит за рамки традиционных представлений. Напротив, в аргументации, направленной против картезианства, находит свое выражение собственная оригинальная позиция автора. Приведем основные контртезисы Пирса, расположив их, как это сделал сам автор, в той же последовательности, что и приведенные положения философии Декарта.


1. Сомнение не может быть универсальным, поскольку как «тень» любое познание сопровождают скрытые предрассудки и предпосылки. Их можно последовательно выявлять, но не сомневаться в них. Сомнение может и имеет место в качестве необходимого элемента познавательного процесса, но такое сомнение всегда является относительным, т. е. имеет конкретное положительное основание.


2. Очевидность является качеством познания в двояком смысле. До тех пор, пока она обозначает индивидуальную убежденность, она остается относительной (субъективной, проблематичной, промежуточной). Если убеждение разделяется многими (сообществом ученых или философов), то оно переходит в разряд скрытых предпосылок. В последнем случае вопрос о том, идет ли речь об очевидности или о чем-то, что требует дополнительного обоснования, становится бессмысленным или неуместным.


3. Основой для философии должны служить не очевидность (на уровне индивидуального сознания) и последовательный вывод (который построен на фактах, открывающихся «внутреннему взору»), а «ощутимые посылки» и многообразие аргументов, для которых «окончательность» не является необходимым свойством.


4. Все, о чем говорит или судит философия, она объясняет. Действительно необъяснимое (подлинное непосредственное) остается за пределом возможных рассуждений. В этом смысле философия объясняет все, хотя и признает существование предела объяснимому.


Как мы видим, суть критики Декарта заключается в сведении того, что сам французский философ полагал объективным (т. е. универсально значимым) и очевидным, к его субъективным или психологическим корням. Ю. К. Мельвиль комментирует противоположность позиций Декарта и Пирса следующим образом: «Для Декарта сознание человека противостоит объективному миру, и вся деятельность мышления развертывается в плане познавательного отношения к этому миру. Все, что мешает правильному отражению мира в сознании, должно быть удалено. Для Пирса же сознание заполнено своим собственным содержанием, предрассудками, верованиями, которые вовсе не должны сопоставляться с объективной реальностью, а имеют самодовлеющее значение. Декарт ведет свое рассуждение в плоскости логики и гносеологии, Пирс вводит в него чисто психологические моменты. Для Декарта важно отношение наших мыслей к объективной действительности, для Пирса важны лишь состояния самого сознания, то, что происходит «в глубине души». В действительности позиции Декарта и Пирса различаются не столько по своей цели, сколько по способу ее достижения, который избирается в зависимости от того или иного понимания сознания. Опытный критерий объективности в философии Пирса сохраняется, однако он оказывается подчиненным психологическим и символическим (знаковым) законам функционирования сознания. Согласно Декарту для достижения объективности сознанию достаточно обладать всего лишь двумя способностями: ясным и отчетливым представлением (или очевидностью) и интеллектуальной интуицией, которые позволяют «очистить» сознание, вынося за скобки его психологическое содержание. Иными словами, концепция сознания Декарта основана на убеждении в возможности непосредственного контакта с предметом, хотя такая непосредственность и представляет собой нечто вроде точечного попадания, обрастающего бесконечным рядом вторичных (опосредованных) познавательных актов, которые должны быть сопоставлены с однажды достигнутой очевидностью. У Пирса в противоположность Декарту на первый план выходит опосредование как существенная и неустранимая характеристика любой активности сознания.


ПРАГМАТИЗМ ПИРСА: ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, ПОНЯТИЯ И УСТАНОВКИ


Несмотря на разносторонность своих дарований, Ч. С. Пирс известен прежде всего как основоположник прагматизма. Он сформулировал и программу этого течения и придумал термин для его обозначения. В статье «Что такое прагматизм?» (1905) Пирс писал, что «самой, пожалуй, поразительной чертой новой теории было признание наличия неразрывной связи между рациональным познанием и рациональной целью». Это последнее обстоятельство непосредственно повлияло на выбор термина. Отметим сразу, что Пирс разводит понятия «практический» и «прагматический», считая их «двумя полюсами» и понимая под первым область мышления; руководящего действием, а под вторым – область целеполагания.




Западная философия XIX века. 2-е издание. Учебник

В книге дается анализ зарубежной постклассической философии XIX в. и создается целостное представление о путях, особенностях и тенденциях ее развития.<br> Рассмотрены такие течения философии XIX в., как позитивизм, неокантианство, «философия жизни» (Ницше), критический реализм, социологические учения, неоидеалистические направления.<br> Для студентов высших учебных заведений, изучающих философию. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/zapadnaya_filosofiya_xix_veka_2_e_izdanie_uchebnik/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

249
Философия Под ред. Зотова А.Ф. Западная философия XIX века. 2-е издание. Учебник

Философия Под ред. Зотова А.Ф. Западная философия XIX века. 2-е издание. Учебник

Философия Под ред. Зотова А.Ф. Западная философия XIX века. 2-е издание. Учебник

В книге дается анализ зарубежной постклассической философии XIX в. и создается целостное представление о путях, особенностях и тенденциях ее развития.<br> Рассмотрены такие течения философии XIX в., как позитивизм, неокантианство, «философия жизни» (Ницше), критический реализм, социологические учения, неоидеалистические направления.<br> Для студентов высших учебных заведений, изучающих философию. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/zapadnaya_filosofiya_xix_veka_2_e_izdanie_uchebnik/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

Внимание! Авторские права на книгу "Западная философия XIX века. 2-е издание. Учебник" (Под ред. Зотова А.Ф.) охраняются законодательством!