Философия Под ред. Зотова А.Ф. Западная философия XIX века. 2-е издание. Учебник

Западная философия XIX века. 2-е издание. Учебник

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 11.12.2014
ISBN: 9785392162048
Язык:
Объем текста: 588 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Глава I. Философия Шопенгауэра

Глава II. Младогегельянство

Глава III. Предэкзистенциализм С. Кьеркегора

Глава IV. Утопический социализм

Глава V. Марксизм

Глава VI. Позитивизм О. Конта

Глава VII. Индуктивизм Дж.Ст. Милля

Глава VIII. Эволюционизм Г. Спенсера

Глава IX. Эмпириокритицизм («Второй позитивизм»)

Глава X. Неокантианство

Глава XI. Философия жизни

Глава XII. Британский абсолютный идеализм

Глава XIII. Абсолютный идеализм в США

Глава XIV. Реалистические направления

Глава XV. Ранний прагматизм Ч.С. Пирса



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



ГЛАВА V.
МАРКСИЗМ


ФОРМИРОВАНИЕ ФИЛОСОФИИ МАРКСИЗМА


Основоположниками философии марксизма являются Карл Маркс (1818–1883) и Фридрих Энгельс (1820–1895). Оба родились в Германии, в Рейнской провинции, и там начали свой жизненный путь. Маркс родился в городе Трире. Его отец был адвокатом, принявшим в 1824 г. протестантизм. После окончания гимназии Маркс поступил в Боннский университет на юридический факультет, а затем перевелся в Берлинский, который закончил в 1841 г.


Не имея возможности по окончании учебы заниматься научной или преподавательской деятельностью (главным образом, из-за своих левогегельянских демократических убеждений) в 1842 г. Маркс становится официальным сотрудником оппозиционного правительственному курсу издания «Рейнская газета». В ней он проработал до ее закрытия прусским правительством в марте 1843 г.


Журналистская работа позволила Марксу более глубоко познакомиться с экономическими и социальными реалиями жизни, усомниться в правильности гегелевской социальной концепции. Большое влияние на формирование революционно-демократических и материалистических взглядов Маркса оказал Людвиг Фейербах (1804–1872), который в своих трудах, и в первую очередь в «Сущности христианства», опубликованной в 1841 г., с материалистических позиций подверг критике идеалистическую концепцию Гегеля. «Надо было пережить освободительное действие этой книги, – писал Энгельс, – чтобы составить себе представление об этом. Воодушевление было всеобщим: все мы стали сразу фейербахианцами. С каким энтузиазмом приветствовал Маркс новое воззрение, и как сильно повлияло оно на него, несмотря на все критические оговорки, можно представить себе, прочитав “Святое семейство”».


Энгельс родился в семье текстильного фабриканта в г. Бармене. Ему не удалось получить университетское образование и даже закончить гимназию. По настоянию отца он был направлен в г. Бремен, где в течение трех лет (1838–1841) работал приказчиком в торговой конторе, а в свободное время усиленно занимался самообразованием. На формирование его взглядов огромное влияние оказали философия Гегеля и, как уже отмечалось раньше, работа Фейербаха «Сущность христианства».


С ноября 1842 г. по август 1844 г. Энгельс жил в Англии и работал в конторе бумагопрядильной фабрики в г. Манчестере, одним из совладельцев которой был его отец. Изучая в этой наиболее развитой капиталистической стране экономические и социальные отношения, положение рабочего класса, чартистское движение, а также социалистическую и коммунистическую литературу, Энгельс приходит к важному выводу о том, что «экономические факты, которые до сих пор в исторических сочинениях не играют никакой роли или играют жалкую роль, представляют, по крайней мере, для современного мира решающую историческую силу; что они образуют основу, на которой возникают современные классовые противоположности; ... составляют основу для формирования политических партий, для партийной борьбы и тем самым для всей политической истории».


К этому времени Маркс и Энгельс опубликовали ряд материалов, в которых закладываются основы нового видения социальных процессов.


В августе 1844 г. в Париже состоялась встреча Маркса и Энгельса, в процессе которой выяснилось полное единство их политических и социальных взглядов. С этого момента начинается их почти 40-летнее сотрудничество и дружба. Первым результатом их сотрудничества является совместный труд «Святое семейство» (1845), основной целью которого является критика идеализма младогегельянцев и разработка некоторых принципов материалистического понимания истории. Второй совместной работой молодых мыслителей стала рукопись «Немецкая идеология» (1845–1846). В ней впервые как целостная концепция было изложено материалистическое понимание истории, разработанное главным образом Марксом. Хотя «Немецкую идеологию» не удалось опубликовать при жизни ее создателей, тем не менее в процессе ее написания марксизм в целом сформировался как новое научное мировоззрение.


В 1847 г. Маркс написал «Нищету философии», содержание которой было направлено против мелкобуржуазных экономических воззрений французского мыслителя Прудона. Важность этой работы заключается, главным образом, в том, что идеи, сформулированные в «Немецкой идеологии», впервые были опубликованы и получили дальнейшее развитие.


В 1848 г. Маркс и Энгельс опубликовали «Манифест Коммунистической партии». «В этом произведении с гениальной ясностью и яркостью обрисовано новое миросозерцание, последовательный материализм, охватывающий и область социальной жизни, диалектика, как наиболее всестороннее и глубокое учение о развитии, теория классовой борьбы и всемирно-исторической роли пролетариата, творца нового, коммунистического общества».


В целом к 1848 г. с публикацией «Нищеты философии» и «Манифеста Коммунистической партии» Маркс и Энгельс сформулировали и обосновали фундаментальные положения своего учения, которые они углубили и развили в своих последующих трудах.


§ 1. Теоретические источники марксизма


Марксизм стал великим учением не в последнюю очередь благодаря тому, что его источниками стали самые передовые идеи того времени и, в частности, классическая немецкая философия (главным образом, философия Гегеля), классическая буржуазная политическая экономия (А. Смит, Д. Рикардо и др.), идеи социалистов-утопистов (К. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн и др.), труды французских историков периода Реставрации (О. Тьерри, Ф. Гизо, О. Минье). Значительная роль, особенно в становлении диалектического материализма, принадлежит философскому обобщению мыслителями того времени, в том числе Марксом и Энгельсом, естественно-научных открытий конца XVIII – начала XIX в.


Из идеалистической диалектики Гегеля они взяли идею развития и противоречия, как его источника и движущей силы, творчески переработали законы диалектики и категории, наполнив их материалистическим содержанием. Антропологический материализм Фейербаха помог им избавиться от гегелевского идеализма и перейти на позиции диалектического материализма.


На формирование марксизма большое влияние оказали идеи наиболее видных представителей классической буржуазной политической экономии и, в частности, разработанная А. Смитом и Д. Рикардо трудовая теория стоимости, деление буржуазного общества на классы наемных рабочих, капиталистов и земельных собственников.


При разработке теории нового общественного устройства велика была роль идей утопических социалистов, особенно Сен-Симона, Фурье, Оуэна. Как известно, социалисты-утописты достаточно резко и иногда обоснованно критиковали социальные изъяны буржуазного общества, требовали его коренного изменения на принципах социальной справедливости, преобладания общественной собственности на средства производства и справедливого распределения, соблюдения принципа «каждому по его способности, каждой способности по ее труду», установления демократического самоуправления народа.


Теоретическая деятельность Маркса и Энгельса будет рассмотрена не в свете ее последующей интерпретации и развития, а главным образом через анализ того, что было ими сделано на этом поприще. При этом главными критериями при определении самого существенного будет исторический вердикт, подтвердивший или опровергнувший характер их выводов, а также их собственная оценка своего творчества.


В конце жизни Энгельс, подводя своеобразный итог вкладу Маркса и вне всякого сомнения, своему собственному в науку, особо выделил создание теории прибавочной стоимости, материалистическое понимание истории и разработку метода материалистической диалектики.


К перечисленному можно добавить еще ряд проблем или же детализировать уже отмеченные. Возьмем, например, материалистическое понимание истории. В рамках этой проблемы можно выделить такие огромной важности самостоятельные вопросы, как общественное бытие и общественное сознание, общественное производство, периодизация исторического процесса, эволюционный и революционный пути развития.


История подтвердила научную значимость энгельсовской оценки. В соответствии с ней оставим за рамками нашего анализа теорию прибавочной стоимости и рассмотрим две другие проблемы. К ним в обязательном порядке добавим разработку основоположниками марксизма идеологии рабочего класса, т. е. теории революционного преобразования капиталистического общества, которая красной нитью проходит практически через все их основные работы. Эта тема имеет важное теоретическое и практическое значение. Ее важность заключается в том, что эта идеология, основы которой были заложены основоположниками марксизма и которая опирается на их философские и экономические идеи, оказала и продолжает оказывать влияние на современное общество и, в частности, на положение людей наемного труда.


§ 2. Значение философии Гегеля, антропологического материализма л. Фейербаха и естественно-научных открытий в формировании философии марксизма


Свои философские воззрения Маркс и Энгельс назвали «материалистической диалектикой». Такая трактовка не в полной мере отражает суть их философских идей. Можно утверждать, что свою главную задачу они видели в материалистическом переосмыслении идеалистической диалектики Гегеля, а в материалистически переработанной диалектике акцентировали внимание не столько на ее философской сущности, сколько на научном характере ее методологии.


Рассмотрим более детально, почему Маркс и Энгельс подвергают критике предшествующую философию, и в чем заключается суть их нового мировоззрения. Напомним еще раз, что они не только критиковали, но и выделяли то позитивное, что содержалось у их великих предшественников. В 1873 г. уже в зрелом возрасте Маркс в послесловии ко второму изданию первого тома «Капитала» так пишет о Гегеле: «Я поэтому открыто объявил себя учеником этого великого мыслителя... Мистификация, которую претерпела диалектика в руках Гегеля, отнюдь не помешала тому, что именно Гегель первый дал всеобъемлющее и сознательное изображение ее всеобщих форм движения. У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно».


В свою очередь Энгельс на склоне лет в предисловии к работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» отмечал, что за ним и Марксом «остается неоплаченный долг чести: полное признание того влияния, которое в наш период бури и натиска оказал на нас Фейербах в большей мере, чем какой-нибудь другой философ после Гегеля».


Предшествующий метафизический (антидиалектический) материализм и идеалистическую философию, прежде всего гегелевскую, они критикуют за неспособность верно осмыслить происходящие в природе и обществе события.


В основе идеалистической философии лежит принцип, согласно которому суть всех предметов и явлений, существующих в мире, заключается в идеальной субстанции, выступающей в виде божественной воли, мирового разума, абсолютной идеи. Так, согласно Гегелю, мир представляет собой осуществление, инобытие абсолютной идеи, своеобразного обожествленного, идеально-разумного начала, которое, саморазвиваясь через природный мир и человеческую историю, познает свою аутентичную сущность.


Механистический материализм утверждал вечность и несотворимость материи, как первичной и неизменной материальной субстанции. Утверждалось, в частности французскими материалистами XVIII в. (Гольбах, Ламетри и др.), что в то время как явления могут появляться и исчезать, сохранять и менять форму, материальная субстанция, в каком бы виде она ни выступала, остается однородной и неизменной в своей основе. Нередко материю отождествляют с неделимыми и вечно существующими атомами.


Механистическая картина мира обосновывалась качественной однородностью материи, а законы, открытые Ньютоном, рассматривались как универсальные законы мира, определяющие суть всех других законов природы и общества. В окружающем человека мире признавалось существование физических, химических, биологических, социальных процессов, так как об этом свидетельствовали эмпирические и опытные данные. Однако утверждалось, что если основу всех тел составляют атомы, которые подчиняются законам механики, сформулированным И. Ньютоном, то все процессы есть не что иное, как механическое движение атомов.


Разумеется, материалисты не отрицали существование движения материи, признавали определенные изменения и развитие. Были даже отдельные высказывания и догадки о качественных преобразованиях, происходящих в природе, возникновении одних видов из других.


В трактовке социальных процессов предшествующий материализм по существу находился на идеалистических позициях. Приверженцы такого материализма справедливо утверждали, а иногда и доказывали, что общественные изменения происходят естественным путем, а не под влиянием каких-то неземных сил. Однако характер общественных преобразований они объясняли воздействием духовных, идеальных факторов, таких как сознательная, целенаправленная деятельность разного рода правителей; человеческие страсти и чувства, влияющие на поступки; новые политические и социальные идеи и т. п. Ни в коей мере не отрицая воздействия этих факторов на деятельность людей и социальные преобразования, надо еще раз отметить, что теоретики старого материализма вместе с тем не видели первоисточник, мотивацию поступков, чувств, идей, одним словом, материальной первоосновы социальных преобразований. В концепциях предшествующего материализма мир по существу выступал в раздвоенном состоянии: мир природы и общество. Соответственно и происходящие в них процессы объяснялись и анализировались с разных теоретико-методологических позиций.


Как известно, механистическая картина мира в известной степени была поколеблена диалектикой Гегеля и особенно естественно-научными открытиями середины XIX в. Среди них особое место принадлежит открытию немецким врачом Ю. Майером закона сохранения и превращения энергии, в соответствии с которым определенное количество движения в одной из его форм (механической, тепловой, химической, биологической и т. п.) преобразуется в другую форму с сохранением присущего ему количества движения. В дальнейшем теоретически и экспериментально было доказано, что никакую форму движения нельзя свести к перемещению тел в пространстве. В действительности же любое превращение одной формы движения в другую представляет собой качественное изменение.


Огромное значение имело также открытие клеточной структуры живых организмов. Благодаря ему создавались научно-обоснованные предпосылки для диалектико-материалистического осмысления животного и растительного мира. Опираясь на эти достижения естествознания, немецкие биологи М. Шлейден и Т. Шванн обосновали в 30-х гг. XIX в. клеточную теорию. Ее суть заключалась в том, что животные и растительные клетки обладают в целом аналогичной структурой и выполняют в организме одинаковые физиологические функции, обеспечивая тем самым его жизнедеятельность. Было доказано, что возникновение и развитие каждого организма осуществляется благодаря размножению клеток, их постоянному обновлению через возникновение и отмирание. По существу, благодаря клеточной теории становилось доказанным единство органической природы, и это в определенной мере давало материал для обоснования единства мира.


Третьим великим естественно-научным открытием этого периода была эволюционная теория английского естествоиспытателя Ч. Дарвина. Дарвин заложил фундаментальные основы для формирования биологии как науки. Если раньше явления растительного и животного мира трактовались как случайные, ничем не связанные друг с другом, то благодаря эволюционной теории была доказана изменяемость видов растений и животных и единство их происхождения.


Великой заслугой основоположников марксизма является то, что они, и в первую очередь Энгельс, сумели из этих естественно-научных открытий сделать диалектико-материалистические выводы. Это стало возможным также и потому, что Маркс и Энгельс сумели критически переосмыслить и переработать идеалистическую диалектику Гегеля и предшествующий материализм, в том числе антропологический материализм Л. Фейербаха.


Как известно, законы диалектики были открыты и разработаны Гегелем. Однако они базировались на идеалистической основе и в действительности не давали объективного научного понимания процессов, происходящих в мире. Природа и общество рассматривались у него как воплощение духовной божественной сущности – абсолютной идеи. Согласно Гегелю развитие происходит только в сфере духа, универсального мирового разума, высшим проявлением которого выступает человеческое мышление. Материя и природа не могут саморазвиваться, так как они «мертвые», «неразумные» сущности и выступают как внешнее проявление абсолютной идеи, ее инобытием.


Понять слабые стороны идеализма Гегеля основоположникам марксизма помог антропологический материализм Фейербаха, в соответствии с которым мышление не является проявлением идеальной сущности, а представляет собой изначально присущую человеку способность, органически обусловленную его телесной структурой и обладающую свойством отражать внешний материальный мир. Человека в целом и его высший орган – мозг Фейербах считал высшим проявлением природы. Суть антропологического материализма Фейербаха базируется на единстве природы и человека. Природа выступает как своеобразная субстанция, первооснова всего сущего, в том числе человека. Человек представляет собой высшее выражение природы. Через человека природа проявляет и познает себя посредством ощущений и восприятий. Важнейшим свойством людей Фейербах считал их общительность, стремление друг к другу. Однако, несмотря на некоторые догадки, он не понял, в чем сущность человеческого общества, каковы законы его функционирования. В целом общение между людьми он сводил к любви и духовной общности. Обоснованно критикуя идеалистическую философию Гегеля, Фейербах вместе с тем должным образом не оценил ее высшее достижение – диалектику, которую необходимо было сохранить и разработать на материалистической основе.




Западная философия XIX века. 2-е издание. Учебник

В книге дается анализ зарубежной постклассической философии XIX в. и создается целостное представление о путях, особенностях и тенденциях ее развития.<br> Рассмотрены такие течения философии XIX в., как позитивизм, неокантианство, «философия жизни» (Ницше), критический реализм, социологические учения, неоидеалистические направления.<br> Для студентов высших учебных заведений, изучающих философию. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/zapadnaya_filosofiya_xix_veka_2_e_izdanie_uchebnik/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

249
Философия Под ред. Зотова А.Ф. Западная философия XIX века. 2-е издание. Учебник

Философия Под ред. Зотова А.Ф. Западная философия XIX века. 2-е издание. Учебник

Философия Под ред. Зотова А.Ф. Западная философия XIX века. 2-е издание. Учебник

В книге дается анализ зарубежной постклассической философии XIX в. и создается целостное представление о путях, особенностях и тенденциях ее развития.<br> Рассмотрены такие течения философии XIX в., как позитивизм, неокантианство, «философия жизни» (Ницше), критический реализм, социологические учения, неоидеалистические направления.<br> Для студентов высших учебных заведений, изучающих философию. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/zapadnaya_filosofiya_xix_veka_2_e_izdanie_uchebnik/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

Внимание! Авторские права на книгу "Западная философия XIX века. 2-е издание. Учебник" (Под ред. Зотова А.Ф.) охраняются законодательством!