Философия Под ред. Зотова А.Ф. Западная философия XIX века. 2-е издание. Учебник

Западная философия XIX века. 2-е издание. Учебник

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 11.12.2014
ISBN: 9785392162048
Язык:
Объем текста: 588 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Глава I. Философия Шопенгауэра

Глава II. Младогегельянство

Глава III. Предэкзистенциализм С. Кьеркегора

Глава IV. Утопический социализм

Глава V. Марксизм

Глава VI. Позитивизм О. Конта

Глава VII. Индуктивизм Дж.Ст. Милля

Глава VIII. Эволюционизм Г. Спенсера

Глава IX. Эмпириокритицизм («Второй позитивизм»)

Глава X. Неокантианство

Глава XI. Философия жизни

Глава XII. Британский абсолютный идеализм

Глава XIII. Абсолютный идеализм в США

Глава XIV. Реалистические направления

Глава XV. Ранний прагматизм Ч.С. Пирса



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



ГЛАВА XII.
БРИТАНСКИЙ АБСОЛЮТНЫЙ ИДЕАЛИЗМ


Проникновение немецкой классической философии в британские университеты начинается примерно со второй половины XIX в. Помимо изучения классических античных авторов, прежде всего Платона и Аристотеля, в университетском преподавании того времени значительным влиянием пользовались британские школы утилитаризма Бентама и позитивизма Милля, а также шотландская школа здравого смысла, основным сторонником которой в то время был сэр У. Гамильтон. Однако наряду с этим постепенно все больше влияние приобретало изучение немецкой философии, которая достаточно успешно завоевывала свои позиции как в работах британских философов, так и в рамках университетских курсов по философии.


Начало этому процессу было положено Уильямом Гамильтоном, который попытался внести в шотландскую школу кантовские мотивы, и продолжено Джеймсом Стерлингом, книга которого «Секрет Гегеля, гегелевская система в ее происхождении, принципе, форме и материи» (1865) может считаться точкой отсчета в становлении британского абсолютного идеализма. Так образуется центр идеализма в университете Эдинбурга в Шотландии.


Вторым центром распространения абсолютного идеализма становится Оксфорд. Там читал лекции по моральной и политической философии последовательный сторонник идеализма Томас Грин (1836–1882), там же начинал и заканчивал свою преподавательскую деятельность Эдвард Кэрд (1835–1908), автор книг «Гегель» (1883) и «Критическая философия Канта» (1889), большую часть жизни преподававший в университете Глазго в Шотландии. С 1867 г. в Оксфорде работал Уильям Уоллес (1843–1897), преемник Грина по кафедре моральной философии Оксфордского университета, один из крупнейших британских исследователей немецкой классической философии, переводчик двух частей «Энциклопедии» Гегеля: «Науки логики» (1874) и «Философии духа» (1894) на английский язык.


Вскоре их деятельность начинает приносить свои философские плоды на британской почве. Самым выдающимся в философском отношении из британских абсолютных идеалистов вполне заслуженно считается Фрэнсис Брэдли.


ФРЭНСИС БРЭДЛИ


Жизнь и основные сочинения. Фрэнсис Герберт Брэдли родился 30 января 1846 г. в пригороде Лондона в семье евангелического священника. В 1865 г. поступил в Университетский колледж Оксфордского университета.


За время своего обучения в Оксфорде Брэдли сложился как философ в такой среде, где все основные направления философской мысли: классическая античная философия, традиционные британские школы и немецкая классическая философия – были в равной мере хорошо представлены, однако ни одно из них не имело монопольного влияния и подавляющего авторитета. Это обстоятельство оказалось решающим для складывания основ британского абсолютного идеализма, главным представителем которого вскоре становится Брэдли. Однако сразу после окончания ему не удалось остаться в штате колледжа. Первое место в конкурсе досталось Бернарду Бозанкету, впоследствии видному представителю британского идеализма. В итоге Брэдли в 1870 г. стал научным сотрудником оксфордского колледжа Мертон. В университете Оксфорда в то время еще имели силу некоторые старые традиции, в частности одним из условий для занятия этой должности было воздержание от брака. Как только сотрудник университета женился, он вынужден был лишиться пожизненного содержания и своего места. Брэдли не совершил такого шага и всю свою жизнь оставался сотрудником Оксфорда и одновременно холостым человеком. Как научный сотрудник Брэдли был освобожден от преподавательской деятельности и в соответствии со своим характером, а, возможно, и слабым здоровьем, вел уединенную жизнь. Его сочинения отличает свободный и пространный стиль изложения, свойственный работам XIX в., что делает их иногда слишком растянутыми и объемными и, по видимости, не так строго аргументированными в отличие от британского философского стиля последующего XX в.


Первой оригинальной философской работой Брэдли были «Предпосылки критической истории» (1874). В ней отчетливо проявилось влияние немецкой мысли, прежде всего критических трудов по библейской и евангельской истории Д. Штрауса (см. главу «Младогегельянство») и Ф. Баура, представителей так называемой Тюбингенской школы теологии. По мнению Брэдли, с точки зрения критической истории история как наука не представляет собой простого записывания фактов, как если бы они были даны историку в готовом виде и прямым непосредственным образом. Исторические факты никогда не свободны от выводов и истолкований, привносимых как людьми, действовавшими в ходе истории, так и самим историком. Следовательно, исторический факт – это порождение суждений ума историка, а не просто некоторая данность. В силу этой ограниченности исторический материал всегда неполон и невозможна его проверка нами самими исходя из нашего нынешнего положения в истории. Поэтому история по необходимости должна быть критической, и предпосылкой ее или основным критерием должно быть существенное единообразие законов природы и хода исторических событий. Суждения других людей по поводу истории могут быть приняты, только если они не противоречат тому, что мы имеем в собственном опыте, или содержат то, что аналогично нашему опыту. Вместе с тем история никогда не сможет стать подобием естественных наук, поскольку в рамках истории невозможно обнаружить какие-либо закономерности или строгие тенденции. Следовательно, в истории ведущая роль принадлежит самому историку, который оживляет прошлое и делает его современным настоящему.


Известность принесла Брэдли первая крупная работа по этическим проблемам «Этические исследования» (1876), где он изложил свои взгляды на этику в полемике с другими этическими позициями. В этой работе отчетливо просматривается влияние немецкой классической философии. Философ отстаивает подход к морали с позиции социального целого в противовес утилитаризму, индивидуализму и формализму. Дальнейшее развертывание своих идей Брэдли переносит в область логики. В «Принципах логики» (1883) логика рассматривается как специальная наука, которая тем не менее должна иметь свои основания в метафизике. Исходя из этого Брэдли решительно выступает против психологизма и эмпиризма Милля, связывающего логику с некими психологическими сущностями и процессами, и в пользу метафизических и идеалистических принципов рассмотрения процесса мышления. Этот подход позволяет ему утверждать условный и гипотетический характер всех суждений с точки зрения реальности, лежащей за рамками суждений и умозаключений. Это подводит Брэдли к более общему выводу об условности и относительности процесса познания, представленного как с позиций психологии, так и формальной логикой как лишь одним из способов познания действительности. Каждая из этих дисциплин имеет дело с процессом познания, но по-своему лишь односторонним образом, и, следовательно, ни одна из них не может претендовать на исключительные и непосредственные отношения к реальности.


Эти рассуждения Брэдли явно требовали своего подкрепления со стороны метафизики и поставили перед ним задачу создать собственную систему философского идеализма. Результатом такого творчества и главным трудом Брэдли по метафизике стало объемное сочинение под названием «Явление и реальность» (1893), где он представил в развернутом виде позицию абсолютного идеализма. После появления этого труда Брэдли становится признанным лидером британских идеалистов.


На рубеже XIX–XX вв. абсолютный идеализм сталкивается с появлением новых философских противников и обнаруживает сильных конкурентов: реализм Мура, аналитическую философию Рассела, персонализм, прагматизм. Поэтому в последний период своего творчества Брэдли ограничивается написанием статей, где отстаивает идеи абсолютного идеализма в полемике с этими новыми течениями мысли. Умер Брэдли 18 сентября 1924 г.


Начала абсолютного идеализма. В труде «Явление и реальность» Брэдли определяет метафизику следующим образом: метафизика это «попытка познать реальность в ее отличии от явления», это «исследование первых принципов или абсолютных истин», а также это «стремление постичь вселенную в целом, а не фрагментарным и ограниченным образом». Эти формулировки раскрывают понимание Брэдли не только предмета метафизики, реальности в целом, но и характер метафизического знания: оно должно соответствовать своему абсолютному предмету и быть всеохватным, целостным, свободным от какой-либо ограниченности. Это знание должно иметь дело с абсолютными истинами. В возможности обнаружения в познании такого рода первых принципов или последних оснований Брэдли не сомневается благодаря следующим аргументам. Ограниченность нашего познания не может считаться абсолютным препятствиям, а только относительным, поскольку наше знание включает и знание об этой ограниченности. Наша мысль не в состоянии подтвердить существование чего-либо за своими пределами, но при этом она указывает на нечто находящееся за этими пределами. Следовательно, в некотором отношении наше познание способно постоянно преодолевать собственную ограниченность, опираясь на какие-то абсолютные основания познания, выходить за пределы познанного ограниченным образом, отталкиваясь от заложенной в самом познании возможности общения с абсолютным. Поэтому Брэдли изначально отвергает позиции агностицизма и скептицизма в философии, его убеждение в абсолютном характере человеческого познания ориентирует его сразу же в направлении классического философского идеализма и метафизики.


В одном существенном отношении Брэдли сходит с пути традиционной метафизики, а именно отказывается оттого, чтобы считать логику средством для построения знания о самой реальности. В своей «Логике» Брэдли отказывается от принципа тождества реального и логически рационального. Простое перенесение логических конструкций в сферу реальности не может служить основой метафизических знаний. Логика – это всего лишь один из способов, на котором строится наше познание, но логика не может претендовать на роль окончательного и единственного критерия абсолютных истин. На эту роль, по мнению Брэдли, в полном соответствии с британской эмпирической традицией в большей степени подходит опыт. Однако этот опыт должен соответствовать характеру абсолютной реальности и быть полным, всеохватным, целостным опытом, соединяющим в своей фундаментальности обыкновенное познание с познанием метафизическим.


Опыт – фундамент познания. Он в своей основе имеет непосредственное чувство, присутствующее еще до разделения на субъект и объект, на вещи и качества. Только такой опыт, объединяющий познание в целом, может поднять познание до той абсолютной реальности, которая задает для Брэдли цель и единство всего нашего познания. Это абсолютное единство, по мысли Брэдли, имеет не только теоретическое, но и практическое значение для объединения всех человеческих ценностей. Метафизика абсолюта призвана объединять всю культуру в целом, примирять между собой науку и религиозные и нравственные ценности, мораль и политику, ценности личности и ценности общества. Эта задача, возлагаемая Брэдли на абсолют и на его метафизическое познание, заставляет его понимать абсолют как нечто превосходящее все ограниченные способы понимания, лежащее за гранью всех определений. Как в учении об идеях Платона, абсолют у Брэдли – это то, что соединяет в себе Добро, Истину и Красоту и одновременно находится выше всего этого.


Таким образом, Брэдли изначально встает на путь создания метафизики как познания абсолютной реальности. Однако в соответствии с собственными интеллектуальными предпочтениями основой метафизики у него оказывается представление о реальности самой по себе, носящей абсолютный характер, с одной стороны, а с другой – первенство в познании предоставляется такому же абсолютному опыту. Тем самым Брэдли заранее основывает свою концепцию метафизики на двух самостоятельных началах, хотя своей конечной целью ставит именно преодоление противоречий в философии и культуре в целом. В сфере философии Брэдли, сталкиваясь с традиционной дилеммой идеализма и реализма, делает однозначный выбор в пользу идеализма.


Реальность представляет собой нечто родственное идеям, сознанию, духу утверждается совершенно определенно тождество истинного знания и реальности. Однако идеализм, по мнению Брэдли, должен учитывать всю ту критику в адрес предшествующей метафизики, которая была проделана философами Нового времени. Таким образом, этот идеализм должен носить не только абсолютный, но и критический характер. Этот критический характер собственной метафизики Брэдли основывает на фундаментальном с его точки зрения разделении между явлением и реальностью.


Явление. Разделение на явление и реальность противопоставляет у Брэдли уровень обычного познания и уровень метафизического познания абсолюта. На это разделение возлагается в первую очередь критическая задача: обособить сферу метафизического познания об абсолюте от того, что таковым не является, и затем уже на основе этой критики раскрыть возможности метафизического познания. Первая часть работы «Явление и реальность», названная философом «Явление» (Appearance), представляет собой обзор основных философских понятий и концепций, которые составляли основу предшествующей философии, но с современных позиций обнаруживают собственную неадекватность абсолютной реальности. Критериями, отвечающими, по Брэдли, абсолютной реальности являются непосредственность, всеохватность, цельность, непротиворечивость. «Абсолютная реальность такова, что она не противоречит себе». Это целое не предполагает внутренних противоречий и внешних отношений. Для абсолюта все отношения являются внутренними и несущественными, а все противоречия – заранее снятыми. Критический пересмотр арсенала метафизики означает для Брэдли выявление противоречивости и опосредованности основных метафизических понятий и концепций.


Начинает он с концепции разделения качеств на первичные и вторичные. Эта концепция призвана была решить задачи метафизики путем разделения качеств вещей на две категории, одна из которых соответствует уровню самой реальности, а другая относится к уровню явления. С точки зрения Брэдли, эта концепция не соответствует своему назначению, и, скорее, ее всю в целом следует отнести к уровню явления. Как прежде Беркли, Брэдли ссылается на то, что в нашем непосредственном опыте мы нигде не встречаемся с первичными качествами отдельно от вторичных, само разделение вносится в опыт под действием нашего сознания. Следовательно, у первичных качеств нет никаких преимуществ перед вторичными, которые позволяли бы выделить их в особую привилегированную категорию. Это разделение в целом есть лишь результат абстрагирования одних качеств от других, производимый нашим сознанием. Абстракция протяженности самой по себе или материи самой по себе никак не может служить основанием для того, чтобы становиться в метафизике на позиции материализма. Как и любая абстракция, она уводит нас от целостного опыта и абсолютного предмета и не может претендовать на выражение самой реальности абсолюта.


Аналогичным образом Брэдли рассматривает концепцию субстанциальности. В каждой вещи в качестве примера Брэдли ссылается на кусок сахара, уровень субстанции невозможно отделить от ее качеств, как прежде невозможно было оторвать одни качества от других. В обоих случаях «непосредственное единство, которое наблюдается нами в фактах, разрушается в нашем опыте и впоследствии в нашей рефлексии». Кусок сахара не может существовать или познаваться вне его качеств. Однако он не сводится к простой сумме этих качеств, без этих качеств кусок сахара обратился бы в ничто. Каждое из качеств вещи: белизна, сладость, твердость – соединено в ней с другими, но одновременно каждое из них составляет нечто отдельное, противостоящее всем остальным качествам, и все они, взятые вместе, противоречат единому понятию вещи. Эти противоречия наше сознание стремится разрешить за счет обращения к понятию отношения, которое позволяло бы соединять противоречащие моменты между собой. Однако эти отношения в свою очередь не только разрешают, но и создают новое противоречие, поскольку на каждой из сторон отношения, будь то вещь или качество, исходное противоречие возникает вновь. Таким образом, процесс преодоления противоречия превращается в дурную бесконечность. Как говорит Брэдли, «вещь избегает противоречия путем исчезновения в отношениях. Но так она избегает противоречия, совершая своего рода самоубийство». Таким образом, понятие отношения не спасает положения и не избавляет нас от противоречия. Отношение предполагает качество, а качество предполагает отношение, мы попадаем в замкнутый круг. Отношения без качеств, как и качества без отношений, немыслимы, следовательно, мы не можем ни представить одно без другого, ни соединить их в некоторое целое. Само понятие вещи представляет собой, таким образом, некое внутреннее противоречие. Следовательно, во всех этих случаях: первичные и вторичные качества, субстанция и свойства, отношения и качества, вещи и качества – мы имеем дело не с реальностью, а лишь со средствами познания, способами общения с предметами нашего опыта. Они раскрывают для нас уровень явления, но никак не истины.


Предшествующие рассуждения позволяют перейти Брэдли к рассмотрению понятий пространства и времени, которые также оказываются у него принадлежащими к уровню явления, а не самой реальности. Здесь он ссылается на антиномичность этих понятий, которую уже ранее продемонстрировал Кант и которая не позволяет им разрешить проблемы конечности и бесконечности, ограниченности и неограниченности, целостности и делимости. Ни пространство, ни время не могут рассматриваться ни как субстанция, ни как качество, ни как отношение: любое применение этих категорий приводит нас к противоречиям. Из этого, по Брэдли, следует, что пространство и время являются порождением всех предшествующих противоречий и должны также быть отнесены к уровню явления, а не реальности.


На основе понятий пространства и времени мы судим о движении и изменении вещей, однако эти понятия в свою очередь, будучи основанными на внутренне противоречивых представлениях, также оказываются противоречивыми. Движение возможно только при противоречивом допущении существовании вещи в двух местах одновременно. Всякое изменение вещи во времени также немыслимо без допущения ее тождественности и нетождественности в одно и то же время. Следовательно, такие понятия, как движение и изменение, могут быть применимы только к уровню явления, но никак не к реальности в целом.


Повторяя аргументы Юма, Брэдли относит к уровню явления также понятия причинности и активности. В основе понятия причинности лежит понятие отношения, которое вносит в это понятие неизбежную противоречивость: мы не можем ни оторвать причину от следствия, ни соединить их в одно, ни разорвать причинно-следственную связь, ни сделать ее бесконечной. Понятия активности, деятельности, силы и энергии, которые предполагаются отношениями причинности, также не имеют иных оснований, кроме как внутренне противоречивое допущение нашей мысли, которое связывает между собой противоречия причины и его условия, причины и воздействия, силы и воздействия. Следовательно, эти понятия являются не чем иным, как инструментами нашего познания явления, но не соответствуют реальности.


Отношение вещей к познающему субъекту, который противопоставлен им как особая, отличная от всех вещей, мыслящая вещь, также несвободно от всех предшествующих противоречий, ибо конструируется на их основе. Субъекта или личность мы не можем представить в виде субстанции, качества или отношения. Мы не в состоянии отделить в нем существенное от случайного, устойчивое от постоянно изменяющегося во времени содержания, в нем перемешаны субъективное и объективное, одно всегда может переходить в другое. Любая часть нашего Я может стать предметом рассмотрения, равным образом, как любой предмет, находящийся вне нас, может в качестве предмета или в качестве цели войти в сферу нашего Я, т. е. любое субъективное содержание может стать объективным, и обратно: объективное стать субъективным. «О личном тождестве мы можем говорить только с точки зрения определенного уровня. В каждом случае этот уровень является неким пределом, закрепленным благодаря не вполне ясному принципу». Таким образом, концепция личности должна быть отнесена также к уровню явления. «Каждая душа существует на некоем уровне, где нет разделения на субъективное и объективное, на Я и предмет в каком-либо смысле».


Окончательный вывод Брэдли таков: «Личность представляет собой без сомнения высшую форму опыта, которой мы обладаем, но даже с учетом этого она не является истинной формой. Она не дает нам факты так, как они есть в реальности, а то, как она дает нам факты, представляет собой лишь явление и ошибочно».


Вместе с тем идея личности оказывается существенной для собственной метафизической концепции Брэдли, поскольку она представляет собой в одном отношении не только сторону явления, но и сторону реальности. Личности тем не менее существуют и существуют именно в реальности. Это личное субъективное начало всегда заключает в себе некоторый относительный, но тем не менее устойчивый предел, который не позволяет нам перейти при его рассмотрении в область объективного и одновременно содержит в себе саму эту границу. Определить жестко эту границу нам не представляется возможным, и для этого в нашем познании нет никаких оснований. Обращение к понятию самосознания, поскольку Брэдли представляет его исключительно как акт рефлексии, или к единой воле и активности личности в силу вышеизложенных возражений против понятий активности и деятельности; ни в коей мере не разрешает противоречий понятия личности. Будучи чем-то конечным, «личность не может утвердить себя помимо внешних отношений». Тем не менее Брэдли заявляет о своей уверенности в том, что «идея о том, что личность в целом может быть предметом рассмотрения в одном восприятии, представляется ему химерой». Таким образом, личность в концепции Брэдли оказывается каким-то образом причастной самой абсолютной реальности, хотя внешне она целиком принадлежит уровню явления. Это закладывает определенное противоречие в метафизическую концепцию Брэдли, которое приведет в ходе последующей эволюции британского абсолютного идеализма к персонализму.


При всей подвижности границы между субъективным и объективным, внешним и внутренним мы всегда имеем некоторый остаток, как выражается Брэдли. «Главное заключается в нашей способности чувствовать различие между ощущаемой нами собственной личностью и предметом». Это создает в нас «идею неустранимого остатка», несводимого ни к субъекту, ни к объекту. Таким образом, понятие личности подводит Брэдли к той самой грани, которая отделяет в его собственной концепции реальность и явление. Личность как то, что реально существует, как, подчеркнем, и сама совокупность явлений в целом, так или иначе «принадлежит реальности». Именно поэтому сама личность и явления в целом представляются Брэдли не только чем-то ошибочным и имеющим лишь отрицательное значение. Они выступают также и в роли мостика, который может, но только взятый целиком, а не по частям, перебросить нас на сторону абсолютной реальности и истины. Это убеждение в возможности соединения каким-то образом реальности и явления за счет самой реальности и оказывается для Брэдли выходом, который позволяет ему утвердиться на позиции абсолютного идеализма.




Западная философия XIX века. 2-е издание. Учебник

В книге дается анализ зарубежной постклассической философии XIX в. и создается целостное представление о путях, особенностях и тенденциях ее развития.<br> Рассмотрены такие течения философии XIX в., как позитивизм, неокантианство, «философия жизни» (Ницше), критический реализм, социологические учения, неоидеалистические направления.<br> Для студентов высших учебных заведений, изучающих философию. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/zapadnaya_filosofiya_xix_veka_2_e_izdanie_uchebnik/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

249
Философия Под ред. Зотова А.Ф. Западная философия XIX века. 2-е издание. Учебник

Философия Под ред. Зотова А.Ф. Западная философия XIX века. 2-е издание. Учебник

Философия Под ред. Зотова А.Ф. Западная философия XIX века. 2-е издание. Учебник

В книге дается анализ зарубежной постклассической философии XIX в. и создается целостное представление о путях, особенностях и тенденциях ее развития.<br> Рассмотрены такие течения философии XIX в., как позитивизм, неокантианство, «философия жизни» (Ницше), критический реализм, социологические учения, неоидеалистические направления.<br> Для студентов высших учебных заведений, изучающих философию. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/zapadnaya_filosofiya_xix_veka_2_e_izdanie_uchebnik/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

Внимание! Авторские права на книгу "Западная философия XIX века. 2-е издание. Учебник" (Под ред. Зотова А.Ф.) охраняются законодательством!