Философия Под ред. Зотова А.Ф. Западная философия XIX века. 2-е издание. Учебник

Западная философия XIX века. 2-е издание. Учебник

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 11.12.2014
ISBN: 9785392162048
Язык:
Объем текста: 588 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Глава I. Философия Шопенгауэра

Глава II. Младогегельянство

Глава III. Предэкзистенциализм С. Кьеркегора

Глава IV. Утопический социализм

Глава V. Марксизм

Глава VI. Позитивизм О. Конта

Глава VII. Индуктивизм Дж.Ст. Милля

Глава VIII. Эволюционизм Г. Спенсера

Глава IX. Эмпириокритицизм («Второй позитивизм»)

Глава X. Неокантианство

Глава XI. Философия жизни

Глава XII. Британский абсолютный идеализм

Глава XIII. Абсолютный идеализм в США

Глава XIV. Реалистические направления

Глава XV. Ранний прагматизм Ч.С. Пирса



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



ГЛАВА III.
ПРЕДЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ С. КЬЕРКЕГОРА


ЖИЗНЕННАЯ ДРАМА C. КЬЕРКЕГОРА


Жизненный и творческий пути Серена Кьеркегора (1813–1855), предтечи экзистенциализма XX в., так тесно переплелись, что биографический экскурс в данном случае является не общепринятой формальностью, а настоятельной необходимостью. И дело не только в повышенной восприимчивости и чувствительности Кьеркегора – в конце концов, любое философское произведение любого автора имеет свой биографический контекст. Первопричиной является экзистенциальный способ философствования, которому следовал Кьеркегор и в центре которого в противоположность классической (будь то рационализм, идеализм или эмпиризм) философии находится человеческая индивидуальность, определяемая личными переживаниями и поступками.


Жизнь Кьеркегора, если подходить к ней с фактологической стороны, не представляет собой ничего выдающегося. Кьеркегор родился и умер в Копенгагене, который, за исключением кратковременных поездок в Берлин, да в свое родовое поместье в Ютландии, практически не покидал. Что касается биографических сведений, то современники философа почти не оставили никаких записей, и о его жизни мы знаем главным образом из опубликованных после его смерти дневников, а также непосредственно из его книг.


Серен Кьеркегор родился в Копенгагене 5 мая 1813 г. в семье богатого торговца шерстью. Его отец Михаэль Педерсен Кьеркегор был исключительно богобоязненным и религиозным человеком. Убежденный в том, что заслужил гнев божий, он полагал, что никто из его детей не доживет до возраста, когда был распят Христос. Сила убежденности Михаэля Кьеркегора была столь велика, что его предсказания не исполнились только в отношении двух детей, включая Серена. Два греха, за которые, по его мнению, должно было последовать жестокое наказание, состояли в проклятии, которое он, будучи еще ребенком, за свое нищенское существование адресовал Богу, а также во внебрачном, по всей видимости, зачатии Серена, самого младшего из его семерых детей. Грех отца был грехом прежде всего потому, что так его воспринимал сам отец: став в конце концов зажиточным торговцем, он убедился, что Бог все-таки есть, и посчитал свое юношеское заблуждение тяжким грехом, который навсегда отметил не только его собственную жизнь, но и жизнь его рода. Интересно, что отец долгие годы носил свою тайну в себе, никому не сообщая о содеянном, мучаясь и переживая в одиночку. С этим связана, возможно, скрытность самого Кьеркегора и то предпочтение (уже теоретическое), которое он отдавал молчанию в сравнении со словом, пусть даже самым искренним и мудрым. Набожность и меланхолия отца, который стремился с помощью веры преодолеть проклятие, тяготевшее над семьей, росли год от года, и сознание греха, в котором воспитывался Кьеркегор, во многом предопределило направление его будущего философского поиска.


В возрасте 17 лет, в 1830 г. в соответствии с пожеланиями отца Кьеркегор начинает свое обучение на теологическом факультете Копенгагенского университета. Физически намного слабее своих сверстников Кьеркегор выделялся на их фоне своими незаурядными интеллектуальными способностями. Перелом наступил, когда в 1835 г. Кьеркегор впервые узнал о том, в чем состояли грехи отца. Его реакция была более чем странной: вместо того чтобы оказать отцу поддержку, Кьеркегор целиком отдается праздной жизни городского повесы. Его погоня за удовольствиями не знает предела, и отцу приходится не раз оплачивать солидные долги своего сына. Копенгаген в те времена походил скорее не на столицу, а на провинциальный городок, в котором все жители хорошо знали друг друга, и Кьеркегор очень скоро прослыл завсегдатаем салонов и театров, к тому же чрезвычайно острым на язык.


В дневнике Кьеркегора за 1853 г. можно найти следующие строки: «Есть две мысли, которые так рано появились в моей душе, что их возникновение я, собственно, не могу удостоверить. Первая – это то, что существуют люди, чье предназначение состоит в том, чтобы быть принесенными в жертву, тем или иным способом быть принесенными в жертву ради других с тем, чтобы могла проявить себя идея – и что я, через свой особый крест, являюсь именно таким. Вторая мысль заключается в том, что я никогда не окажусь в ситуации, когда мне придется зарабатывать себе на хлеб отчасти потому, как я полагаю, что Бог, принимая во внимание мой особый крест, избавил меня от этих страданий и этой задачи. Откуда у человека могут появиться подобные мысли, я не знаю, но я точно не заимствовал их у кого-то другого». Приведенные рассуждения подводили итог тому, как разворачивалась жизнь Кьеркегора после смерти отца в 1838 г. От отца Кьеркегор унаследовал значительную сумму, обеспечившую его дальнейшее в целом безбедное существование, однако смерть отца произвела на Кьеркегора неизгладимое впечатление. Восприняв отцовскую склонность к суевериям, он вообразил, что отец пожертвовал собой во искупление его собственных грехов. Поездка в Ютландию в 1840 г., к месту, где отец проклял Бога, придала Кьеркегору уверенность в себе, и в том же году состоялось его обручение с Региной Ольсен. Несмотря на состоявшуюся помолвку, Кьеркегор продолжает с усердием готовиться к духовной карьере и даже читает свою первую проповедь. Кьеркегор вновь проявляет рвение к учебе: в 1840 г. он выдерживает экзамен по теологии, а в 1841 г. с успехом защищает магистерскую диссертацию «О понятии иронии с постоянной оглядкой на Сократа». Ирония и юмор как две основные формы комического играют далеко не случайную роль в учении Кьеркегора. К этим понятиям Кьеркегор возвращается и в последующих своих сочинениях. Философскую глубину иронии придает так называемая «двойная рефлексия» – неироническое отношение к ироническому. Ирония служит переходным звеном от эстетической стадии к этической, юмор – от этической стадии к религиозной.


1841 г. стал решающим для последующей личной и творческой судьбы писателя и философа – сначала он возвращает Регине обручальное кольцо, а затем после безуспешных уговоров со стороны невесты окончательно разрывает помолвку. О причинах такого неожиданного поступка история умалчивает, хотя многочисленные догадки на основании изучения дневников Кьеркегора биографы строят и по сей день. Для небольшого города случившееся было настоящим скандалом, и Кьеркегор торопится покинуть Копенгаген.


Он отправляется в свою первую поездку в Берлин, где посещает лекции Фридриха Шеллинга. Будучи открытым оппонентом Гегеля, Шеллинг критиковал последнего за недостаточное внимание к конкретному, за сведение его к бесконечной цепочке переходящих друг в друга понятий. Критика Гегеля, к которому до этого времени Кьеркегор относился с большим почтением, была воспринята им очень живо и, несомненно, оказала влияние на эволюцию его философского мировоззрения, однако философию самого Шеллинга он воспринял без восторга и в целом скептически.


Свою карьеру писателя Кьеркегор начинает как публицист, однако уже в 1843 г. он публикует сразу четыре самостоятельных произведения, двумя из которых – двухтомным трудом «Или – Или» (под псевдонимом Виктор Эремита) и книгой «Страх и трепет» (под псевдонимом Иоханнес де Силенцио) – были заложены основы экзистенциальной философии. Не менее плодотворным оказался и 1844 г., когда вышли в свет «Философские крохи» (под псевдонимом Иоханнес Климакус) и «Понятие страха» (под псевдонимом Вигилий Хауфниенсий). Насыщенное философскими идеями «Заключительное ненаучное послесловие к “Философским крохам” выходит уже в 1846 г. Наконец, необходимо упомянуть книгу «Болезнь к смерти», опубликованную в 1852 г. под именем Анти-Климакус.


Значительная часть трудов Кьеркегора, таким образом, была опубликована под псевдонимами, и поскольку ни для кого не было секретом, кто именно под ними скрывается, основной причиной подобной «таинственности» следует считать методологическую позицию философа, которую сам Кьеркегор называл «косвенным изложением». В то же время ряд произведений, прежде всего на специальные религиозные темы, Кьеркегор публикует под собственным именем, к примеру «Поучительные беседы различного толка» (1847) или «Христианские беседы» (1848). Однако для понимания особого стиля и метода философствования Кьеркегора особый интерес представляют три статьи, подписанные его настоящим именем. При жизни Кьеркегора была опубликована только одна, самая небольшая по объему – «Об авторстве моих работ» (1851). Две другие – «Единственный: две “заметки” относительно авторства моих работ» и «Точка зрения на авторство моих работ» были опубликованы посмертно в 1859 г. Ни одна из перечисленных работ, к сожалению, до сих пор не переведена на русский язык.


Серен Кьеркегор скончался 11 ноября 1855 г. в возрасте 42 лет.


О приближающейся смерти он стал задумываться намного раньше и еще в 1843 г. сделал своим душеприказчиком брата, которому передал завещание с поручением вскрыть его после своей смерти. По завещанию все без исключения имущество должна была унаследовать его бывшая невеста Регина Шлегель (урожденная Ольсен), а в случае ее отказа Кьеркегор просил брата уговорить Регину по собственному усмотрению раздать все нуждающимся. Кьеркегора похоронили 18 ноября на кладбище Ассистенс в Копенгагене.


Труды Кьеркегора оказали значительное влияние не только на философию, но и на европейскую культуру в целом. Его идеями вдохновлялись М. Хайдеггер и К. Ясперс, М. Унамуно и К. Барт. Среди представителей русской философии, воспринявших идеи Кьеркегора, следует назвать Н.А. Бердяева и Л. Шестова. Его художественный талант и тонкое чутье психолога высоко ценили Г. Ибсен и А.П. Чехов.


ОТНОШЕНИЕ К ГЕГЕЛЕВСКОЙ ФИЛОСОФИИ И РАЦИОНАЛИЗМУ


В европейскую культуру Кьеркегор вошел одновременно как философ, теолог и незаурядный писатель. Для историков философии такое разностороннее дарование датского мыслителя только осложняет исследования: сам себя Кьеркегор предпочитал называть «религиозным мыслителем», а в своих произведениях использовал по преимуществу литературные приемы, избегая привычных для философии понятий и построений. Непростой задачей, таким образом, оказывается локализация, вычленение в творчестве Кьеркегора того, что относится к предметной области философии. В своем неприятии академической философии, однако, Кьеркегор не был одинок – он разделял общее для того времени разочарование в философии, вылившееся в антигегелевскую оппозицию. Известные аргументы и критерии исследователи черпают также и у философов XX столетия, поскольку в трудах Кьеркегора с очевидностью просматриваются важнейшие характеристики современной философии. Следует также обратить внимание на полемический тон как характерную и даже существенную черту творчества Кьеркегора, для которого рождение собственных оригинальных идей было чаще всего следствием критического неприятия идей своих предшественников.


Главным противником экзистенциальной философии становится чистое мышление – идол не только рационалистической, но и любой другой философии, которая стремится к идеалу строгого знания. В молодости Кьеркегор был страстным поклонником Гегеля. Следы юношеского восхищения маститым немецким профессором еще можно заметить в магистерской диссертации «О понятии иронии», хотя уже здесь набирает силу полемический тон. В дальнейшем расхождения становятся непримиримыми, а полемика перестает скрашиваться формулами вежливости, отдающими дань великому немецкому философу. Неприятие Кьеркегором гегелевской философии можно свести к двум основным моментам: неприятию абсолютного идеализма, включая диалектический метод, при помощи которого происходит разворачивание понятий, и неприятию философского истолкования религии.


Что касается абсолютного идеализма, то Кьеркегор отстаивает первичность и полноту существования, которое подвергается неизбежному искажению со стороны абстрактного мышления в понятиях. Диалектическому моменту снятия Кьеркегор противопоставляет доведенное до крайности противоречие, освободить от которого человека способна лишь вера, но никак не философия. Поскольку поиски человеком самого себя означают поиски им утерянной связи с Богом, философия с самого начала оказывается не отделимой от религии и подчиненной ей. У Гегеля философия и религия тождественны по своему содержанию и различаются только по форме. Бог оказывается познаваемым, что ничуть не смущает Гегеля, и совершенно неприемлемо для Кьеркегора. Сокровенно-личная религиозность, конфликт общего и частного означают для Гегеля неразвитые формы сознания, а у Кьеркегора они становятся центральными вопросами, предметом анализа подлинной философии. Осуждаемая Гегелем «немудрствующая чистая религиозность», носителем которой является человеческая индивидуальность, становится для Кьеркегора искомой целью. В этом смысле философия для Кьеркегора только вторична: теоретическая философия недостаточна и чаще всего ошибочна, а подлинная философия – осуществленная Кьеркегором попытка совместить концептуальное изложение с литературным текстом – способна лишь сориентировать человека, помочь ему вступить на путь подлинного самопознания, путь веры.




Западная философия XIX века. 2-е издание. Учебник

В книге дается анализ зарубежной постклассической философии XIX в. и создается целостное представление о путях, особенностях и тенденциях ее развития.<br> Рассмотрены такие течения философии XIX в., как позитивизм, неокантианство, «философия жизни» (Ницше), критический реализм, социологические учения, неоидеалистические направления.<br> Для студентов высших учебных заведений, изучающих философию. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/zapadnaya_filosofiya_xix_veka_2_e_izdanie_uchebnik/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

249
Философия Под ред. Зотова А.Ф. Западная философия XIX века. 2-е издание. Учебник

Философия Под ред. Зотова А.Ф. Западная философия XIX века. 2-е издание. Учебник

Философия Под ред. Зотова А.Ф. Западная философия XIX века. 2-е издание. Учебник

В книге дается анализ зарубежной постклассической философии XIX в. и создается целостное представление о путях, особенностях и тенденциях ее развития.<br> Рассмотрены такие течения философии XIX в., как позитивизм, неокантианство, «философия жизни» (Ницше), критический реализм, социологические учения, неоидеалистические направления.<br> Для студентов высших учебных заведений, изучающих философию. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/zapadnaya_filosofiya_xix_veka_2_e_izdanie_uchebnik/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

Внимание! Авторские права на книгу "Западная философия XIX века. 2-е издание. Учебник" (Под ред. Зотова А.Ф.) охраняются законодательством!