Философия Под ред. Зотова А.Ф. Западная философия XIX века. 2-е издание. Учебник

Западная философия XIX века. 2-е издание. Учебник

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 11.12.2014
ISBN: 9785392162048
Язык:
Объем текста: 588 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Глава I. Философия Шопенгауэра

Глава II. Младогегельянство

Глава III. Предэкзистенциализм С. Кьеркегора

Глава IV. Утопический социализм

Глава V. Марксизм

Глава VI. Позитивизм О. Конта

Глава VII. Индуктивизм Дж.Ст. Милля

Глава VIII. Эволюционизм Г. Спенсера

Глава IX. Эмпириокритицизм («Второй позитивизм»)

Глава X. Неокантианство

Глава XI. Философия жизни

Глава XII. Британский абсолютный идеализм

Глава XIII. Абсолютный идеализм в США

Глава XIV. Реалистические направления

Глава XV. Ранний прагматизм Ч.С. Пирса



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



ГЛАВА XIV.
РЕАЛИСТИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ


АМЕРИКАНСКИЙ НЕОРЕАЛИЗМ


В 1910 г. группа американских философов выступила с манифестом «Программа и первая платформа шести реалистов». В группу входили Э. Холт, У. Марвин, У. Монтегю, Р.Б. Перри, У. Питкин, Э. Сполдинг. В 1912 г. авторы манифеста опубликовали книгу «Новый реализм. Совместные исследования в философии». Наибольшей известностью из них к тому времени пользовался гарвардский философ Ралф Бартон Перри (1876–1957), один из учеников прагматиста У. Джеймса. Последний в знаменитой статье «Существует ли сознание?» подчеркнул близость своего «радикального эмпиризма» и позиции Перри: «В Psyshological Review июля этого года д-р R.B. Perry изложил свой взгляд на познание, в котором ближе всех других известных мне авторов подходит ко мне... опыт целиком представляет собою процесс, в котором первоначально объективное постоянно становится субъективным, становится нашим пониманием объекта». Не только Перри, но и другие неореалисты подчеркивали стимулирующее воздействие на них идей Джеймса, прежде всего его обоснования онтологического плюрализма и теории внешних отношений, а также учения о «потоке сознания».


Правда, в дальнейшем пути шести авторов манифеста разошлись, причем некоторые из них даже отошли от философии. Да и изначально конкретные взгляды этих философов не были абсолютно идентичными. При этом, однако, их объединяла уверенность в плодотворности совместных исследований в философии, что было выражено в заявлении, которым начинается манифест. Далее в тексте идут индивидуальные материалы философов, большей частью сформулированные в тезисной форме. По такой же схеме написана и упомянутая книга, в которой самодвижение неореализма характеризуется как нечто среднее между тенденцией и школой.


Выступление американских неореалистов как бы открыло период опубликования всевозможных программных документов и манифестов философов. Особенно отличались в этом отношении в 1920–1930-е гг. представители логического позитивизма. Впрочем, данная эпоха также известна различными манифестами представителей литературно-художественного авангарда.


Философов, считавших себя «новыми реалистами, объединяло неприятие идеализма. Эта, казалось бы, очевидная констатация требует, однако, специального разъяснения. Обратим внимание на то, что как в Америке, так и в Великобритании в конце XIX в. немалым влиянием – особенно в академической среде – пользовались объективно-идеалистические учения вроде британского Абсолютного идеализма или близкого ему учения гарвардского философа Джосайи Ройса (1855–1916), который, кстати, являлся университетским учителем Перри и Монтегю. Составными элементами идеалистической метафизики были: монистическая онтология, разделение всего существующего на сферу видимости и подлинной реальности, тезис о зависимости познаваемого объекта от познающего субъекта, а также теория (логика) внутренних отношений. Смысл последней Сполдинг разъяснял так: «Придерживаться “внутреннего взгляда”, по моему мнению, означает считать, что для того, чтобы отношение могло [что-то] соотносить, оно должно либо 1) проникать в свои термины, либо 2) опосредоваться подлежащей (трансцендентной) реальностью».


Вслед за английским философом Д.Э. Муром, который в статье «Опровержение идеализма» (1903) классическим выражением сути любого идеализма признал тезис Джорджа Беркли esse estpercipi, неореалисты направили свои критические стрелы и в сторону берклеанства. «Интуитивный аргумент» против реализма, считал Монтегю, был сформулирован именно Беркли. В основе данного аргумента, по его мнению, лежит смешение тривиального тезиса («мы только тогда можем знать, что объекты существуют, когда они познаются») с абсурдным («мы знаем, что объекты могут существовать только тогда, когда они познаются»). Гипотеза, будто нет объекта без субъекта, есть чистейшая тавтология, ибо она утверждает только, что то, что дается в опыте, дается в опыте (that everything experienced is experienced). Позицию идеалистов, делавших объект познания зависимым в своем существовании от процесса познания, Перри и другие неореалисты называли эгоцентрическим предикаментом.


Таким образом, несмотря на известное противостояние Абсолютного идеализма (зачастую некорректно называемого «британским неогегельянством») и традиции британского идеалистического эмпиризма, к которой принадлежит Беркли, обе эти линии представляли для неореалистов единый объект для критики.


Неореалисты разделяли следующее мнение относительно эпистемологии: эпистемология как таковая не является фундаментальной в логическом смысле дисциплиной. Она, подчеркивал, например, Марвин, не может служить обязательной пропедевтикой к онтологии. Более того, логика как таковая предшествует и эпистемологии и онтологии. Кроме того, отмечали неореалисты, идеалистическая эпистемология в вопросах понимания сущности знания, сознания и опыта находится в сильной зависимости от дуалистической психологии. Поэтому неверно выводить природу реальности из особенностей познавательного процесса. Познаваемость некоторого объекта отнюдь не означает его обусловленности самим познавательным актом. Познание как таковое принадлежит тому же самому миру, что и его объекты. Оно не является чем-то трансцендентальным или сверхъестественным. Познание как факт не имеет какого-нибудь преимущества перед другими фактами. Это лишь один из видов возможных отношений между «сущностями» в рамках опыта. «Если познание не является универсальным условием бытия, тогда оно само должно происходить внутри бытия, быть в той же плоскости, что и пространство, число или физическая природа. Другими словами, познанию присущ свой генезис и свое окружение». Исследование познавательного процесса лишь одна из областей исследования человеком реальности. В этом отношении эпистемология не имеет преимущества перед специальными науками, и различие между ними не носит качественного характера.




Западная философия XIX века. 2-е издание. Учебник

В книге дается анализ зарубежной постклассической философии XIX в. и создается целостное представление о путях, особенностях и тенденциях ее развития.<br> Рассмотрены такие течения философии XIX в., как позитивизм, неокантианство, «философия жизни» (Ницше), критический реализм, социологические учения, неоидеалистические направления.<br> Для студентов высших учебных заведений, изучающих философию. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/zapadnaya_filosofiya_xix_veka_2_e_izdanie_uchebnik/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

249
Философия Под ред. Зотова А.Ф. Западная философия XIX века. 2-е издание. Учебник

Философия Под ред. Зотова А.Ф. Западная философия XIX века. 2-е издание. Учебник

Философия Под ред. Зотова А.Ф. Западная философия XIX века. 2-е издание. Учебник

В книге дается анализ зарубежной постклассической философии XIX в. и создается целостное представление о путях, особенностях и тенденциях ее развития.<br> Рассмотрены такие течения философии XIX в., как позитивизм, неокантианство, «философия жизни» (Ницше), критический реализм, социологические учения, неоидеалистические направления.<br> Для студентов высших учебных заведений, изучающих философию. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/zapadnaya_filosofiya_xix_veka_2_e_izdanie_uchebnik/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

Внимание! Авторские права на книгу "Западная философия XIX века. 2-е издание. Учебник" (Под ред. Зотова А.Ф.) охраняются законодательством!