Детективы Ищенко Е.П. Поговорим о графологии. Почерк — зеркало души

Поговорим о графологии. Почерк — зеркало души

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Детективы
Издательство: Проспект
Дата размещения: 11.04.2013
ISBN: 9785392107629
Язык:
Объем текста: 297 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Глава I. Каков человек — таков и почерк. Исторический экскурс в графологию

Почерк и личность

Основатели криминалистики о графологическом значении почерка

Графология в литературном творчестве

Глава II. Основы графологии. Чем должен руководствоваться начинающий графолог

Что скрыто в росчерке пера

А что же в сухом остатке?

Глава III. Есть такая профессия — почерковед. Ой, как всё сложно!

Что такое почерковедческий диагноз

Правая, левая где сторона?

Почерковеды о тайнах ремесла

Глава IV. Детективы почерка. Наши великие соотечественники в зеркале почерка

Мари бернар отвечает на вопросы

Характеристики графолога Леонтия Мельцера

Глава V. Почерковед или графолог? Графология и судебное почерковедение

Почерковед-«Кадровик»

Графоаналитик с компьютером

Глава VI. Сквозь буквы видится душа. Подноготная по почерку

Почерк с «Пятнами» болезней и пороков

Чьи мысли облеклись в слова?

Глава VII. Без почерка не напишешь. А если текст машинный?

И почеркушки что-то значат

Буквы выдадут лжеца

Анонимки пишут невидимки?

Маньяка и злодея можно распознать по почерку



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



ГЛАВА III. ЕСТЬ ТАКАЯ ПРОФЕССИЯ — ПОЧЕРКОВЕД


Ой, как всё сложно!


Процесс письма состоит из определенных телодвижений. Телодвижение есть результат воли или рефлекса и в своем объеме, направлении и силе обусловлено психическими и анатомофизиологическими факторами, как то: быстротой передачи нервного возбуждения, силой мускулов, гибкостью суставов, длиной костей руки. Несмотря на кажущееся большое разнообразие в отдельных случаях, телодвижения конкретного субъекта сохраняют известные постоянные черты, которые дают возможность всегда его узнать и отличить от аналогичных телодвижений других индивидов. Не видя лица, можно узнать человека в толпе по его походке. Очень характерны манера держать голову, голос, кашель, чиханье, рукопожатие, ораторская мимика, больше же всего — взгляд, а также почерк. Последний есть след, оставленный совокупностью телодвижений, обусловленных изменчивыми и постоянными причинами.


Изменчивы: мозговое возбуждение, скорость, внешняя температура, употребляемые инструменты. Постоянны: воспитание и привычка, определившие графический тип, длина костей пишущей руки, гибкость кисти, форма антибрахиальных и ладонных мускулов. Под влиянием всех этих факторов складывается совокупность телодвижений, не всегда тождественных между собой, но сходных в достаточной степени для того, чтобы идентичность их автора оставалась всегда однозначной.


Психофизиологи установили, что для написания услышанного или задуманного слова необходимо расчленить звуковой поток на составляющие его речевые звуки и выделить подлежащие записи элементы звуков — фонемы, обозначаемые буквами. Этой работой «заведуют» участки коры левой височной области головного мозга. Поражение этих отделов неизбежно приводит к потере способности выделять звуки речи и изображать их буквами, поэтому травма левой височной области мозга вызывает у правшей тяжелое расстройство письма. Это относится к европейцам, американцам, а также к туркам, индусам, вьетнамцам, но не наблюдается у китайцев. Их иероглифическое письмо изображает условными знаками не звуки речи, а понятия, потому височные отделы коры в механизме письма у них не участвуют.


В головном мозге, в заднем отделе второй лобной извилины левого полушария, имеется центр письма — нелокализируемая ближняя зона так называемого вторичного моторного коркового поля, в которой хранятся воспоминания о заученных формах движений. Он создает проект движения, включающий только те движения и форму письма, которые были выучены в школе.


При письме как интеллектуальном акте одновременно и строго синхронно задействовано пять нейропсихических функций высшей степени сложности:


1) аналитико-синтетическая речевая деятельность,


2) зрительно- и сомато-пространственный гнозис, 3) движения руки,


4) способность к абстрактному мышлению, 5) движущая мотивация.


Однако для выделения звуковых элементов речи — фонем — одного слухового анализа недостаточно. Необходима их артикуляция, что особенно хорошо заметно у детей на начальных этапах обучения письму: шепот или громкое проговаривание слова при его написании. Все это делает понятным, почему поражение нижних отделов постцентральной области коры мозга тоже приводит к нарушению процесса письма: смешению различных по звучанию, но близких по артикуляции звуков.


Процесс письма, можно сказать, лишь начинается с анализа звукового состава слова, которое нужно написать. Когда звуки из речевого потока выделены, их необходимо перекодировать в буквы. Такой перекодировкой заняты затылочные и теменно-затылочные отделы коры, поражение которых ведет к утрате способности найти нужную букву или правильно написать ее. Но и это еще не все. При письме нам необходимо не только найти нужный звук и перекодировать его в букву, важно еще и разместить их — звуки и буквы — в нужной последовательности, а кроме того, обеспечить плавную систему тончайших меняющихся движений, в которой состоит двигательный акт письма. Все эти процессы обеспечиваются уже иной мозговой системой, расположенной в нижних отделах премоторной зоны коры.


Но мы никогда не пишем отдельные буквы или слова, мы записываем мысли. И наше письмо — это особенная, письменная разновидность речи. Значит, фактором, направляющим письмо, является замысел или намерение, которое и контролирует весь акт письма. Над этим «шефствуют» лобные доли мозга, разрушение которых приводит к прекращению программирования действия намерением, а выполнение двигательного акта замещается инертными стереотипами, целиком потерявшими свой соотнесенный с целью осмысленный характер. Если учесть, что при этом человек утрачивает возможность сличить результат своих действий с исходным намерением, то нетрудно понять, почему одна больная с поражением лобных долей мозга написала знаменитому нейрохирургу Н. Н. Бурденко такое письмо: «Дорогой профессор, я хочу вам сказать, что я хочу вам сказать.» и четыре листа писчей бумаги были заполнены инертным повторением этой стереотипной фразы.


Специалистам известно, что фонематический слух, позволяющий четко воспринимать звуковую структуру слова, противопоставляя одни фонемы другим, обеспечивается височными отделами левого полушария мозга. Эта зона, будучи основным мозговым механизмом фонематического слуха и звуковой организации речи, дает возможность выделить из речевого потока смыслоразличительные звуковые признаки и тем самым организовать речь. Поражение этой области коры приводит к тому, что человек, смешивая близкие фонемы, перестает четко различать и воспринимать звуки речи.


Если слово является элементом языка, то предложение является единицей живой речи. Письменная монологическая речь — это речь без собеседника, мотив и замысел которой полностью определяются субъектом. Ее особенность состоит в том, что весь процесс контроля над такой речью остается за пишущим и не корректируется со стороны слушателя. Письменная речь не имеет почти никаких внеязыковых, дополнительных средств выражения, она не предполагает ни знания адресатом ситуации, не располагает такими средствами, как жесты, мимика, интонации, паузы. Частичным замещением этих последних служат приемы выделения отдельных элементов излагаемого текста курсивом или абзацем. Поэтому вся информация, выражаемая в письменной речи, должна опираться лишь на достаточно полное использование развернутых грамматических средств языка.




Поговорим о графологии. Почерк — зеркало души

Если вы хотите разобраться в тайнах почерка, раскрытых графологией и судебным почерковедением, узнать историю развития этих научных дисциплин, постичь основы графоанализа, раскрывающие зависимость почерка от характера и внутреннего мира писавшего, познакомиться с современной почерковедческой диагностикой, в том числе компьютеризированной, и ее использованием в раскрытии и расследовании преступлений, работе по подбору кадров, медицинской практике, а также разобраться в автороведческой экспертизе, выявлении лжи по почерку, разоблачении анонимщиков и маньяков, то обо всем этом и многом другом вы прочтете на страницах этой книги. Для самого широкого круга читателей.

179
Детективы Ищенко Е.П. Поговорим о графологии. Почерк — зеркало души

Детективы Ищенко Е.П. Поговорим о графологии. Почерк — зеркало души

Детективы Ищенко Е.П. Поговорим о графологии. Почерк — зеркало души

Если вы хотите разобраться в тайнах почерка, раскрытых графологией и судебным почерковедением, узнать историю развития этих научных дисциплин, постичь основы графоанализа, раскрывающие зависимость почерка от характера и внутреннего мира писавшего, познакомиться с современной почерковедческой диагностикой, в том числе компьютеризированной, и ее использованием в раскрытии и расследовании преступлений, работе по подбору кадров, медицинской практике, а также разобраться в автороведческой экспертизе, выявлении лжи по почерку, разоблачении анонимщиков и маньяков, то обо всем этом и многом другом вы прочтете на страницах этой книги. Для самого широкого круга читателей.

Внимание! Авторские права на книгу "Поговорим о графологии. Почерк — зеркало души" (Ищенко Е.П.) охраняются законодательством!