|
ОглавлениеГлава I. Каков человек — таков и почерк. Исторический экскурс в графологию Основатели криминалистики о графологическом значении почерка Графология в литературном творчестве Глава II. Основы графологии. Чем должен руководствоваться начинающий графолог Глава III. Есть такая профессия — почерковед. Ой, как всё сложно! Что такое почерковедческий диагноз Глава IV. Детективы почерка. Наши великие соотечественники в зеркале почерка Мари бернар отвечает на вопросы Характеристики графолога Леонтия Мельцера Глава V. Почерковед или графолог? Графология и судебное почерковедение Глава VI. Сквозь буквы видится душа. Подноготная по почерку Почерк с «Пятнами» болезней и пороков Глава VII. Без почерка не напишешь. А если текст машинный? Маньяка и злодея можно распознать по почерку Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуГЛАВА V. ПОЧЕРКОВЕД ИЛИ ГРАФОЛОГ?Графология и судебное почерковедениеАктивному изучению проблем графологии способствовало внедрение в практику научных исследований психологического эксперимента, математических методов, использование вычислительной техники. В седьмом томе третьего издания БСЭ (1972) читаем, что графология изучает почерк с точки зрения «отражающихся в нем свойств и психических состояний пишущего». Почерк — разновидность выразительных движений, особенность которых состоит в том, что они являются «саморегистрирующимися» и поэтому всегда доступны изучению. Если заглянуть в «Криминалистическую энциклопедию», то можно прочитать, что почерк — это индивидуальная и динамически устойчивая программа графической техники письма, в основе которой лежит зрительно-двигательный образ выполнения рукописи, реализуемая с помощью системы движений, а судебное почерковедение — отрасль криминалистической техники, изучающая закономерности почерка и процесса его исследования, средства и методы решения задач почерковедческой экспертизы. Графология в ней определяется как учение об определении характера человека по почерку, после чего безапелляционно сообщается, что «все попытки использовать графологию в судебной экспертизе документов были безуспешны». Но это, скорее, идеологическое, а не научное мнение. Если обратиться к «Юридической энциклопедии», изданной в 2005 г., то графология — это учение о почерке, исследование графических знаков и манеры письма с точки зрения отражения в почерке свойств и психических состояний пишущего. Данные графологии применяются, в частности, в криминалистике для установления некоторых сведений о личности пишущего. Недостаточная научная разработанность определения личностных черт по почерку заставила крупные зарубежные фирмы финансировать исследования по оценке обоснованности графологических диагнозов. Почерк сейчас рассматривается как индивидуальный динамически устойчивый зрительно-двигательный стереотип графической техники письма, реализуемый с помощью системы движений в процессе исполнения рукописи. Каждый умеющий писать обладает своими, только ему присущими навыками письма, которые определяются рядом факторов и прежде всего психофизиологическими особенностями личности. Другими словами, письмо человека индивидуально. Навыки вырабатываются в отношении всех элементов, характеризующих письмо: письменной речи, размещения текста на бумаге, почерка, причем последний содержит наиболее существенные идентификационные признаки. Индивидуальным является не каждый навык письма в отдельности, а их совокупность. Устойчивость привычных движений не означает их полного совпадения при написании даже совершенно одинаковых сочетаний букв. Другими словами, устойчивость навыков письма (в особенности почерка) не исключает их изменяемости в определенных пределах. Навыки письма могут меняться под влиянием различных условий, связанных с возрастом человека, состоянием его здоровья, обстановкой, в которой пишется документ, и др. Эти изменения охватывают не все, а лишь некоторые навыки письма. Определенные признаки почерка могут изменяться и по воле пишущего. Однако это не исключает возможности идентификации писавшего, так как, во-первых, эти изменения сами по себе могут носить однообразный характер и одинаково проявляться в различных документах; во-вторых, они охватывают, как правило, лишь часть признаков письма и в достаточно больших по объему рукописных текстах изменить многие признаки весьма трудно; в-третьих, намеренное искажение письма четко отражается в ряде признаков, свидетельствующих об этом. Подписи обычно проставляются более автоматизированными движениями, чем иной рукописный текст, вследствие чего содержат наиболее устойчивые признаки, дающие возможность идентифицировать личность, хотя графический материал в подписи сравнительно невелик. Возможность существования взаимосвязи между признаками почерка и свойствами личности, несомненно, опирается на известное в судебном почерковедении положение о психофизиологической природе почерка и его основных качествах: индивидуальности, динамической устойчивости, вариационности и избирательной изменчивости. Как нет в природе двух абсолютно одинаковых индивидуумов (каждый человек характеризуется особой комбинацией биологических, психологических и социальных компонентов), так нет и двух полностью идентичных почерков. Каждый почерк уникален и неповторим. Уже упоминавшийся физиолог В. Прейер в 1895 г. установил, что психика через определенные центры головного мозга оказывает влияние на двигательную сферу человека. Примерно с этого периода времени в науке и практике начал широко употребляться термин «психомоторика», подчеркивающий неразрывную связь психического и моторного компонентов в двигательном действии. Ученый Е. В. Гурьянов писал: «С физиологической точки зрения формирование графических навыков есть процесс установления сложных взаимоотношений между нервными клетками различных областей коры больших полушарий головного мозга, а те или иные особенности почерка — продукт своеобразия этих взаимоотношений». Навык письма, подобно любому другому навыку, имеет свой нервный физиологический механизм в коре головного мозга, а последняя по своему анатомическому строению у каждого человека индивидуальна и неповторима. Отсюда следует, что функции коры головного мозга, проявляемые вовне в процессе письма (в виде выполнения определенным образом письменных знаков), являются строго индивидуальными. Почерк взрослого человека служит такой же характерной его особенностью, как и походка, мимика, жесты, другие привычные движения. При формировании письменного навыка происходит постепенный переход от максимального включения сознания к минимизации его участия и превалированию бессознательных факторов. Именно от этого зависит появление индивидуального почерка, который неразрывно связан с уникальностью, неповторимостью личности каждого человека. Следовательно, относительная устойчивость и индивидуальность почерка основаны на особенностях восприятия и выработанности сложного стереотипного комплекса движений. Зрительный образ буквы и движений, необходимых для ее воспроизведения, сохраняются в памяти и преобразуются в сигналы, поступающие из коры головного мозга в нервные окончания рук, возбуждая в них необходимые и целенаправленные движения. Таким образом, характеристики почерка напрямую связаны и зависят от состояния центральной нервной системы, физических и физиологических особенностей каждого конкретного лица. Внимание! Авторские права на книгу "Поговорим о графологии. Почерк — зеркало души" (Ищенко Е.П.) охраняются законодательством! |