|
ОглавлениеГлава I. Каков человек — таков и почерк. Исторический экскурс в графологию Основатели криминалистики о графологическом значении почерка Графология в литературном творчестве Глава II. Основы графологии. Чем должен руководствоваться начинающий графолог Глава III. Есть такая профессия — почерковед. Ой, как всё сложно! Что такое почерковедческий диагноз Глава IV. Детективы почерка. Наши великие соотечественники в зеркале почерка Мари бернар отвечает на вопросы Характеристики графолога Леонтия Мельцера Глава V. Почерковед или графолог? Графология и судебное почерковедение Глава VI. Сквозь буквы видится душа. Подноготная по почерку Почерк с «Пятнами» болезней и пороков Глава VII. Без почерка не напишешь. А если текст машинный? Маньяка и злодея можно распознать по почерку Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуГЛАВА I. КАКОВ ЧЕЛОВЕК — ТАКОВ И ПОЧЕРКИсторический экскурс в графологиюВопрос о связи между почерком и человеческой личностью интересует людей издавна. В Толковом словаре живого великорусского языка Владимира Даля читаем: «Почерк — род, образ письма, образованья букв и связи речей на бумаге», далее: «Уставное письмо наше было весьма однообразно, но и в нем различалось несколько почерков, по времени, да сверх того рознится и почерк каждого писца» и признается: «Я не люблю ни угловатых, ни кудрявых почерков». Графология в Советском Союзе долго считалась такой же лженаукой, как хиромантия. Доказывать, что в буквах скрыты характер и даже судьба человека, пришлось очень долго. Графология реабилитировала себя только в последние годы XX в. и неожиданно оказалась нужной психологам, медикам, криминалистам. Европейская история графологии восходит к античным временам. Первые высказывания о связи почерка со свойствами личности можно найти в трудах Аристотеля, Дионисия Галикарнасского, Теофраста и др. Аристотель считал: «Как нет людей, одинаково говорящих, так и нет людей, одинаково пишущих», высказывал предположение о том, что внешний вид письма соответствует душевным качествам писавшего. Известно и изречение печально знаменитого римского императора Нерона: «Я боюсь этого человека, его почерк показывает, что у него предательская натура». Одним из первых, кто обратил внимание на графологические особенности почерка, был римский историк Светоний. Характеризуя скупость императора Августа в работе «Жизнеописание цезарей», он отмечал, что последний «писал слова, ставя буквы тесно одна к другой, и приписывал еще под строками». Эту характеристику можно считать первым дошедшим до нас фрагментом графологического заключения. И хотя еще Платон говорил, что «почерк — это зеркало души человека», ни античными авторами, ни в Средние века серьезные научные исследования в этом направлении не проводились. К эпохе Возрождения, когда письменность получила достаточно широкое распространение, относятся первые исследования о возможности использования почерка для установления каких-либо характерных особенностей внешнего облика человека. Графологический метод анализа почерка рассматривался в 1622 г. в трактате итальянского философа и медика профессора Болонского университета Камилло Бальди «Рассуждения о способе узнавать обычаи и качества писавшего по его письму». В основу своего сочинения он положил пословицу: «По когтям узнают льва». В книге приведено немало интересных и правильных суждений, однако в основном она представляла собой лишь собрание случайных наблюдений. Работа К. Бальди не получила широкой известности, но именно она положила начало «преднаучному», эмпирическому этапу развития графологической теории и практики. К этому периоду относится и работа современника Бальди — Марка Аврелия Северина, профессора анатомии и хирургии из Неаполя, под названием «Пророк, или Предсказание по письму». В те времена за свои увлечения графологи могли поплатиться и головой. Известна история двух французов, осмелившихся составить графологический портрет царствовавшего тогда Людовика XIV. Графологам «забыли» сообщить, чей почерк они подвергают анализу, а выданную ими суровую характеристику незамедлительно представили коронованной особе. Страшен был гнев Людовика, прочитавшего про себя неприятные, но правдивые, скрываемые глубоко внутри, а поэтому недопустимые для постороннего глаза характеристики. Лишь быстрые кони да темная ночь спасли незадачливых графологов от жестокой расплаты. Начиная с XVIII в. во Франции, Италии, Германии и России усиливается интерес к установлению взаимосвязи между почерком и психологическими особенностями личности. Во второй половине XVIII в. большую популярность приобрел швейцарский писатель Иоганн Лафатер, тоже считавший, что о характере человека можно судить по его почерку. Форма, высота, ширина, наклон, разгон букв, аккуратность или, наоборот, небрежность в их исполнении свидетельствовали об определенных сторонах характера писавшего, позволяли нарисовать его «графический портрет». Великий Иоганн-Вольфганг Гёте финансировал графологические исследования Лафатера, которому писал: «Нет никакого сомнения, что почерк имеет отношение к характеру и уму человека и что он может дать понятие по меньшей мере об его чувствах и действиях...» Это письмо послужило Лафатеру толчком для целого ряда исследований почерка. Он первым обнаружил четкую связь между речью, почерком и походкой. Наблюдая различные движения, сгибы руки и пальцев в процессе письма, Лафатер изучал составные части букв, их форму, округлость, высоту, ширину, прямое или наклонное положение, связь одной буквы с другой, соотношение расстояний между буквами и строчками, опрятность письма, легкость или грубость почерка. В работе «Физиогномические фрагменты» он подчеркивал взаимосвязь между манерой письма и прочими признаками самовыражения личности. По Лафатеру, в выразительных движениях четко проявляется сущность любого человека. В 1722 г. немецкий ученый Иоганн Христиан Громан опубликовал сочинение, где попытался дать физиологическое объяснение соответствия почерка и характера пишущего. Он совершенно справедливо подчеркивал значение нервной системы для формирования особенностей почерка. Однако, утверждая, что по почерку можно определить рост, фигуру, голос, цвет глаз, волос и даже наличие румянца на щеках, Громан даже не пытался научно объяснить верно подмеченные факты. Эдуард Хокар в работе «Искусство определения характера людей по их почерку», появившейся во Франции в 1812 г., проводил параллель между характерами исторических личностей и их почерками, различал экспрессивные и изобразительные признаки почерка. Основателем графологии как науки считается французский аббат Жан-Ипполит Мишон (1807—1881). В 1871 г. им были предприняты первые попытки систематизировать отдельные сведения в этой области. Умозаключения Мишона, касающиеся почерка, отличались строгой логикой. Прежде всего он задался вопросом: всегда ли, при всех ли жизненных обстоятельствах известные свойства и качества человека отражаются в его почерке и выражаются ли они у разных людей одинаковыми, неизменными признаками письма? Получив утвердительный ответ, Мишон принялся систематизировать особенности почерка и его характерные черты. Он же и ввел термин «графология». Мишон считал, что почерк содержит признаки, каждый из которых имеет основное значение, указывающее на свойство личности. Поэтому задача графолога — выявить, объединить данные признаки и сформулировать на их основе суждения о свойствах писавшего. Недаром Мишон в своей книге «Тайны письма», как и другие графологи XIX в., считал графологию не наукой, а искусством угадывания по почерку черт характера, наклонностей и привычек человека, или «ремеслом, рожденным из опыта». По инициативе Мишона в конце XIX столетия в Европе стали образовываться графологические общества, начали издаваться специальные журналы по графологии. Мишон не только написал несколько научных работ по этому предмету, но создал школу и имел много последователей, к которым можно отнести Адриана Веринара, автора первого учебника по графологии, впоследствии переведенного на русский язык. «Сделать вывод, — писал А. Веринар, — это значит дать полный нравственный портрет человека, полное выражение его нравственной и умственной физиономии». Большой вклад в теорию графологии внес немецкий физиолог Е. Швиндланд, а суммировал и адаптировал теоретические знания для практического использования А. Генце. Внимание! Авторские права на книгу "Поговорим о графологии. Почерк — зеркало души" (Ищенко Е.П.) охраняются законодательством! |