Наука Крившенко Л.П. Педагогика. 2-е издание. Учебник для бакалавров

Педагогика. 2-е издание. Учебник для бакалавров

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Наука
Издательство: Проспект
Дата размещения: 09.04.2013
ISBN: 9785392107322
Язык:
Объем текста: 533 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Раздел 1. Общие основы педагогики. Глава 1. Предметно-проблемное поле современной педагогики

Глава 2. Личность как объект и субъект воспитания

Глава 3. Образование как общественное явление и педагогический процесс

Глава 4. Методология педагогики и методы педагогических исследований

Раздел 2. История образования и педагогической мысли. Глава 5. Зарождение образования

Глава 6. Европейская педагогическая наука и образовательная практика

Глава 7. Становление и развитие педагогики в России

Раздел 3. Теория обучения (дидактика). Глава 8. Сущность процесса обучения

Глава 9. Законы, закономерности и принципы обучения

Глава 10. Содержание образования

Глава 11. Методы и средства обучения

Глава 12. Формы организации учебного процесса

Глава 13. Диагностика и контроль в обучении

Глава 14. Современные технологии обучения

Раздел 4 теория и методика воспитания. Глава 15. Воспитание как предмет педагогики и педагогический процесс

Глава 16. Воспитание в рамках государственного образовательного стандарта

Глава 17. Воспитательная система образовательного учреждения

Глава 18. Организационнометодические основы воспитания

Глава 19. Педагогика социальной среды

Глава 20. Семейное воспитание

Глава 21. Основы специальной педагогики

Раздел 5 управление образовательными системами. Глава 22. Основы теории управления педагогическими системами

Глава 23. Стратегия дальнейшего развития российского образования

Глава 24. Правовое положение основных участников образовательного процесса



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



ГЛАВА 7. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИКИ В РОССИИ


Уважение к минувшему — вот черта,


которая отличает образованность от дикости.


А. С. Пушкин


1. Становление воспитательного идеала.


2. Образовательные реформы в России XVIII в.


3. Реформирование образовательной системы в XIX в.


4. Образование и педагогические идеи в XX в.


Базовые понятия: Славяно-греко-латинская академия, Московский университет, Смольный институт, трудовое воспитание, воспитание в коллективе.


1. Становление воспитательного идеала


Для оценки уровня образования и организации обучения в Древней Руси и Русском государстве до XVII в. недостаточно свидетельств и многие из них противоречивы, поэтому ограничимся кратким обзором основных событий.


Активно развивались идеи воспитания с давних времен. В воспитании ведущая роль отводилась матери. Существовало даже понятие «матерый» — зрелый, хорошо воспитанный матерью.


Две даты: 863 г. — создание Кириллом и Мефодием славянской азбуки и 988 г. — принятие христианства практически слились для истории отечественной педагогической мысли. Первым учебником и настольной книгой каждого россиянина стала Псалтырь, объединив, таким образом, религиозное, нравственное воспитание и обучение. Обучение долгое время оставалось делом семейным, родители нанимали для ребенка «мастера грамоты за мзду». Первые сведения об открытии школы для 300 детей в Новгороде относятся к 1030 г.


В 1073 г. выпущена книга «Изборник Святослава», в которой в легкой форме изложены семь свободных искусств, дополненные христианской моралью.


В 1117 г. издано «Поучение Владимира Мономаха юношам», в которой переосмыслены моральные нормы, изложенные в Псалтыри.


В 1574 г. Иваном Федоровым издан первый букварь, в нем указывалось, что это книга для детей и родителей, так как обучение грамоте дело семейное.


К середине XVI в. был собран и издан «Домострой, или обрядник всего что делать и как жить». Эта книга стала и учебником, и руководством для различных житейских ситуаций. Основной мотив «Домостроя» выделяет ведущую роль и ответственность отца за других членов семьи. В случае неповиновения отцу приписывалось «сокрушать ребра». «Домострой» четко описал существовавшую в то время на Руси ситуацию. Культура была замкнутой, сугубо мужской. Женщины считались «существами нечистыми», в общественной и политической жизни участия не принимали. Такие затворнические нравы привели к упадку образования, уровня воспитания, а давление церковной морали в самом примитивном ее понимании не способствовало становлению светской культуры. Многие культурологи справедливо считают, что отношение к женщине является мерилом цивилизованности общества.


В 1615 г. в Киеве Петр Могила основал Киево-могилянский Коллегиум — первое высшее учебное заведение на Руси, рассчитанное на 1200 человек.


В 1687 г. в Москве была открыта Славяно-греко-латинская академия. Здесь преподавались богословие и светские науки. Академию окончили Л. Ф. Магницкий и М. В. Ломоносов. Ее основателем являлся С. Полоцкий. Симеон Полоцкий (1629—1680), выходец из Белоруссии, обучал царских детей Алексея, Федора и царевну Софью. Под его наблюдением воспитывался и Петр I. Полоцкий считал главными факторами в воспитании пример родителей и учителей, а также окружающую среду. Выступал против популярной в то время теории «врожденных идей». Является автором нескольких произведений «Псалтырь рифмованная», «Ветроград многоцветный», «Обед душевный» и более 200 проповедей и поучений.


В начале XVII в. Епифаний Славинецкий (?-1675) перевел на русский язык книгу Эразма Роттердамского «Гражданство обычаев детских». Эта книга стала первым источником представлений о светском воспитании и этикете на Руси. Появление ее во многом опровергает теорию о том, что светская культура была искусственно привита на российскую почву Петром I. Рассматривая по основным датам историю российской педагогической мысли, можно увидеть, что интерес к светской культуре — объективная тенденция, существовавшая в России. Однако основные образовательных реформы, роль которых невозможно переоценить, были проведены Петром I.


2. Образовательные реформы в России XVIII в.


Центральной фигурой этого периода является Петр I (1672—1725), переломивший уклад российской жизни и создавший светскую культуру в европейском понимании. В культурно-образовательной политике Петра I можно выделить несколько целей: изменение замкнутого образа жизни российского боярства; изменение отношения к женщине и к красоте; слияние различных классов, в том числе ассимиляция с иностранцами, которые должны были привнести в жизнь России нормы обхождения, принятые в Европе.


Нормы светского этикета этой поры получили отражение в книге «Юности честное зерцало, или показания к житейскому обхождению», изданной 4 февраля 1717 г.


Были открыты профессиональные учебные заведения: 1707 г. — хирургическая школа в Москве, 1707 г. — Навигацкая школа в Москве, 1716 г. — Горнозаводская школа в Карелии и затем инженерные училища по всей России. Дети дворян получили возможность учиться за рубежом.


В образовании Петром I активно продвигалась идея внесословности, в создававшиеся учебные заведения принимались представители всех классов, исключая крестьян. Все школы создавались по личным указам Петра и даже при его личном контроле, так как именно в образовании он видел продвижение России. Пресловутое «окно в Европу» ставило сходные цели, внедрить в русскую культуру достижения более цивилизованного Запада. Подписанный незадолго до смерти Петром I регламент Академии наук в немалой степени способствовал проникновению в Россию достижений европейской науки и культуры.


В дело образования большой вклад внесла Московская навигацкая школа. Из нее выходили разносторонне образованные молодые люди, которые были востребованы не только во флоте, но и на государственной службе, а также в качестве учителей и архитекторов. Руководил школой известный российский математик, автор перового учебника арифметики на русском языке Леонтий Филиппович Магницкий. Ученики Навигацкой школы находились на полном государственном обеспечении, начиная от форменной одежды и заканчивая канцелярскими принадлежностями. Здесь же была учреждена первая в России стипендия — «кормовые деньги». Забота о процветании родины была самой главной доминантой первого российского императора, даже деньги, отводимые казной на содержание двора, он отдавал на нужды государства, и в первую очередь образования.


Огромное значение для истории образования играло учреждение Петром I цифирных школ (1714 г.), которые должны были объединить детей дворян, разночинцев и купцов. И хотя дворяне, а затем и купцы получили разрешение на домашнее обучение, именно этот проект дал возможность получения образования многим известным людям. Сказавшись разночинцем, поступил в Славяно-греко-латинскую академию М. В. Ломоносов. Он всегда подчеркивал, что возможность обучаться он получил благодаря Петру I. Одна из его статей так и называется — «Слово похвальное блаженной памяти императору Петру Великому».


Михаил Васильевич Ломоносов (1711—1765) создал ряд учебных книг: «Риторику» (1748), «Российскую грамматику» (1755) и др. М. В. Ломоносов был очень разносторонним человеком, но одним из основных направлений его деятельности можно считать просветительство. М. В. Ломоносов, осознавая, что Петербургская Академия наук не выполняет всех задач, поставленных перед ней Петром I , принимается за создание Московского университета, вникая в мельчайшие подробности его устройства. Затем Михаил Васильевич разрабатывает проект Петербургского университета. Прежде всего М. В. Ломоносов — ученый, охвативший сферой своих научных интересов практически все известные его времени области знания. Но Ломоносов никогда не любил наук ради них самих. Самым важным он считал не сами победы человеческого разума, а возможность поставить их на службу родине, направить усилия ученых на выполнение государственных задач и просвещение русского народа. Со дня его вступления в Академию наук до самой смерти Ломоносов неустанно боролся за национальные основы и традиции русской науки, за то, чтобы создать и обеспечить возможность успешного роста и развития русских ученых. Немаловажным явилось и желание М. В. Ломоносова обучать самые широкие слои русских людей. Университет, по задумке М. В. Ломоносова основанный в Москве, находился в традиционном центре русской жизни и в то же время вдали от порабощенной иностранцами Петербургской Академии. В Москве первый русский университет развился и окреп на самобытной русской основе и привлек к себе более широкие демократические массы населения, нежели это могло бы быть в Петербурге. М. В. Ломоносов досконально продумал устройство университета — три факультета: юридический, медицинский, он же факультет естествознания, и философский, объединявший философию, физику, ораторию, поэзию, и историю. Задумывался М. В. Ломоносов и о других ступенях образования — он категорически настаивал, что при университете должна быть гимназия, без которой он — «как пашня без семян». Университет стремился привлечь к науке как можно более широкие слои русского общества. Университетские профессора читали публичные лекции на общедоступные темы, в отчетах о лекциях с гордостью отмечалось, что на них присутствовали и женщины. Стремление М. В. Ломоносова привлечь к науке как можно больше людей «всякого звания» заставляло его заниматься самыми различными вопросами: это и система льгот для профессоров, и регламент для обучаемых, и многие другие вопросы, затрагивающие различные области жизни. А. С. Пушкин, со свойственной ему проницательностью, подметил разносторонность М. В. Ломоносова: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силой понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей. Историк, Ритор, Механик, Химик, Минеролог, Художник и Стихотворец — он все испытал и все проник». По словам А. И. Герцена, М. В. Ломоносов был первым русским ученым, который сумел с достоинством «бросить нашу северную гривну в хранилищницу человеческого разумения».


М. В. Ломоносов считал своим нравственным долгом помогать каждому русскому человеку, стремящемуся к науке. В течение всей своей жизни он выдвигал, растил и защищал русских ученых, стремился обеспечить им возможность развить свои дарования и создать им благоприятные условия для работы. К сожалению, современники недостаточно ценили Ломоносова, он даже не был приглашен на открытие университета, но ему важнее всего было дело процветания русской науки, для него Михаил Васильевич готов был поступиться своей славой. Он доказал это всей своей жизнью, в частности тем, что после открытия Московского университета он приступил к разработке проекта Санкт-Петербургского университета, будучи уверенным, что «может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать».


Годы правления Екатерины II (1762—1796) не без основания называют веком просвещения. Императрица была всерьез озабочена судьбой России и в своих преобразованиях ведущую роль отводила образованию. Под влиянием общения с европейскими просветителями она разработала стратегию создания «новой породы людей». Существовавшие общественные устои не нравились Екатерине II. Она пришла к выводу, что нового человека нужно формировать новыми методами и начиная с детства. Поскольку родителей уже не переделать, то детей, по мнению императрицы, нужно от них изолировать — так возникла идея закрытых учебных заведений, откуда ребенка невозможно было забрать до окончания обучения.


Проводником образовательной политики Екатерины II стал Иван Иванович Бецкой (1704—1795). И. И. Бецкой был профессиональным педагогом, получившим образование за границей, что легко объясняет то, как легко он попал по влияние новой образовательной политики, созвучной идеям европейского просвещения. Его основные педагогические произведения: «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества», «Краткое наставление, выбранное из лучших авторов, с некоторыми физическими примечаниями о воспитании детей от рождения до юношества». Именно воспитание он считал путем формирования «идеального дворянина», считая, что воспитание — «Корень и добру, и злу».


Реализацией этих идей стало создание в Москве и Петербурге нескольких воспитательных учреждений, изолированных от воздействия среды и объединивших детей от 6 до 20 лет. Так были созданы сиротские дома в обеих столицах, которые в основном должны были воспитывать незаконнорожденных дворянских детей, а также училище при Академии художеств, коммерческое училище и Воспитательное общество благородных девиц в Петербурге (Смольный институт). Для каждого учебного заведения был разработан устав, в котором оговаривалось, что нельзя бить и наказывать детей, педагоги должны были реализовывать индивидуальный подход в оценке способностей, чтобы воспитать неповторимую личность. Однако, когда Бецкой через год провел инспекторскую проверку учебных заведений, он вынужден был констатировать, что хозяйство их разворовано, а учителя не выполняют возложенные на них задачи. Из всех проектов суждено реализоваться было только Смольному институту, он вошел в историю мировой педагогики как образчик женского и педагогического образования. Смольный институт по замыслу основателя был разделен на две половины: Николаевскую и Александровскую. На Николаевской половине обучались дочери богатых дворян и высших офицеров, а на Александровской учились дети обедневших дворян, младших офицеров и священнослужителей. При Смольном институте было создано мещанское отделение, которое ставило целью дать девушкам профессию учительницы или воспитательницы. Таким образом, выпускницы Смольного распространяли просветительские идеи в массы. Именно благодаря Смольному в нашем сознании учительница ассоциируется с женщиной. Педагогическая профессия в России стала одной из первых доступных дамам.




Педагогика. 2-е издание. Учебник для бакалавров

Данный учебник представляет собой второе, дополненное и переработанное издание. В учебнике раскрыты проблемы дидактики, рассмотрены проблемы общей педагогики и управления педагогическими системами, социальной и коррекционной педагогики, теория воспитания с учетом достижений современной науки и педагогического опыта. Учебник написан в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования Российской Федерации. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/pedagogika_uchebnik_2_e_izdanie/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

279
 Крившенко Л.П. Педагогика. 2-е издание. Учебник для бакалавров

Крившенко Л.П. Педагогика. 2-е издание. Учебник для бакалавров

Крившенко Л.П. Педагогика. 2-е издание. Учебник для бакалавров

Данный учебник представляет собой второе, дополненное и переработанное издание. В учебнике раскрыты проблемы дидактики, рассмотрены проблемы общей педагогики и управления педагогическими системами, социальной и коррекционной педагогики, теория воспитания с учетом достижений современной науки и педагогического опыта. Учебник написан в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования Российской Федерации. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/pedagogika_uchebnik_2_e_izdanie/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

Внимание! Авторские права на книгу "Педагогика. 2-е издание. Учебник для бакалавров" ( Крившенко Л.П. ) охраняются законодательством!