Наука Крившенко Л.П. Педагогика. 2-е издание. Учебник для бакалавров

Педагогика. 2-е издание. Учебник для бакалавров

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Наука
Издательство: Проспект
Дата размещения: 09.04.2013
ISBN: 9785392107322
Язык:
Объем текста: 533 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Раздел 1. Общие основы педагогики. Глава 1. Предметно-проблемное поле современной педагогики

Глава 2. Личность как объект и субъект воспитания

Глава 3. Образование как общественное явление и педагогический процесс

Глава 4. Методология педагогики и методы педагогических исследований

Раздел 2. История образования и педагогической мысли. Глава 5. Зарождение образования

Глава 6. Европейская педагогическая наука и образовательная практика

Глава 7. Становление и развитие педагогики в России

Раздел 3. Теория обучения (дидактика). Глава 8. Сущность процесса обучения

Глава 9. Законы, закономерности и принципы обучения

Глава 10. Содержание образования

Глава 11. Методы и средства обучения

Глава 12. Формы организации учебного процесса

Глава 13. Диагностика и контроль в обучении

Глава 14. Современные технологии обучения

Раздел 4 теория и методика воспитания. Глава 15. Воспитание как предмет педагогики и педагогический процесс

Глава 16. Воспитание в рамках государственного образовательного стандарта

Глава 17. Воспитательная система образовательного учреждения

Глава 18. Организационнометодические основы воспитания

Глава 19. Педагогика социальной среды

Глава 20. Семейное воспитание

Глава 21. Основы специальной педагогики

Раздел 5 управление образовательными системами. Глава 22. Основы теории управления педагогическими системами

Глава 23. Стратегия дальнейшего развития российского образования

Глава 24. Правовое положение основных участников образовательного процесса



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



ГЛАВА 6. ЕВРОПЕЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА


История человечества превращается


в гонку между образованием и катастрофой.


Герберт Уэллс


1. Педагогическая мысль в Средние века и эпоху Возрождения.


2. Развитие образования в Новое время.


3. Педагогические идеи в ХІХ—ХХ вв.


Базовые понятия: этикет, дидактика, принципы обучения, становление научной педагогики, гуманистическая педагогика, свободное воспитание, элементарная педагогика, принципы природо- и культуросообразности, принцип самодеятельности.


1. Педагогическая мысль в Средние века и эпоху Возрождения


Педагогические работы, как и в эпоху античности, появились в рамках философии, теологии и художественной литературы. Для средневековой Европы характерна монополия христианской церкви на образование. У этого явления были как положительные, так и отрицательные стороны. Все школы этого периода делились на внешние и внутренние. И те и другие открывались при монастырях и отличались тем, куда должны были пойти воспитанники после окончания обучения — остаться в лоне церкви или применять свои знания в светской жизни. Монастыри в связи с этим стали истинными центрами культуры. Существовала даже поговорка, что монастырь без библиотеки все равно что крепость без оружия. Культурное наследие Средневековья огромно. Однако двенадцать столетий — очень большой исторический период и охарактеризовать его нельзя однозначно. В рамках Средневековья принято выделять три периода: V—Х вв. — раннее Средневековье, ХI—ХIII вв. — расцвет Средневековья, ХIV—ХVI вв. — позднее Средневековье, которое также называют эпохой Возрождения. Столь обширный исторический пласт объединил неоднородные по уровню развития образования временные отрезки.


Давление церкви в образовании привело к смене идеи о всестороннем развитии личности на главенство аскетизма и религиозной проповеди в воспитании. Религиозные догматы объявили все телесное греховным, что привело, в частности, к отмене физического воспитания. Основной книгой для обучения грамоте служила Псалтырь, что привело к неразрывной связи образования и духовной культуры. Однако обучение грамоте постепенно свелось к механическому, без понимания, заучиванию фраз на неродной и незнакомой для детей латыни, что значительно обедняло и выхолащивало содержание образования.


Достижением педагогики Средних веков можно считать становление теоретической базы образования и обучения — дидактики, которая занимается прежде всего всем, что так или иначе имеет отношение к учебному процессу: обоснование учебных планов и программ, принципы, методы, и организационные формы обучения, дидактические средства обучения. В системе обучения утвердились тривиум и квадривиум. Элементарный уровень обучения охватывал примерно пять лет. На среднем уровне осваивались дисциплины тривиума, а повышенный уровень содержал освоение углубленного тривиума и квадривиума.


Именно в эпоху Средневековья появились первые ученые — люди, полностью поглощенные познанием. С появлением схоластической философии система обучения усложнилась, выделив два этапа: через 6—8 лет можно было получить степень бакалавра богословия, а еще через 5—7 лет — магистра. Появившиеся университеты значительно расширили рамки книжной учености. Первые европейские университеты были частными и платными — их создавали увлеченные какой-либо идеей философы — в нашем понимании они больше всего напоминали научную школу. Университеты далеко не сразу стали центрами культуры и вершиной обучения в сознании современников. Многие родители считали, что путешествие — лучшее завершение образования для молодого человека.


На протяжении всей эпохи образование способствовало социальному продвижению людей даже низкого сословия.


Постепенно определенное образование стали получать и девочки. Они осваивали грамоту, религиозную культуру, музыку и рукоделье дома или при монастырях.


В эпоху Средневековья сложилась и система профессионального обучения, она не зависела от церкви и включала в себя ученичество в семье мастера, цеховые и гильдейские школы. Вершиной воспитательного искусства, давшей эстетический идеал последующим эпохам, принято считать школу рыцарства. Рыцарское сословие, ставшее четвертым (традиционные три: молящиеся, воюющие и работающие) в жесткой иерархии средневекового общества, заложило свой кодекс морали и нравов, который инициировал развитие светского воспитания и действительно красивого поведения. Создав жесткие, подобные законам правила поведения в обществе, рыцарская культура внедрила постепенно и в массовое сознание идею о том, что важно быть не только «с норову хорошим, но и с виду пригожим». Именно в эту эпоху появилось понятие «этикет», обозначавшее поначалу правила поведения при дворе монарха, а затем, постепенно, распространившееся и на другие слои общества. Само слово «этикет» возникло спонтанно от французского «этикетка», «карточка», так как Людовик ХIV написал на картонных карточках правила поведения, которыми должны были руководствоваться гости его версальских приемов. Этикет имел очень сильное воздействие на высшее общество. Нарушение норм этикета рассматривалось как преступление. Детальное следование нормам этикета делало даже королей рабами двора. Вольтер, высмеивая подобные нравы, писал: «Этикет — это разум для тех, кто его не имеет». И действительно, этикет в ту пору не отличался рациональностью и целесообразностью в контексте обстоятельств. В истории бывали случаи, когда из-за желания соблюсти этикет во что бы то ни стало приносились в жертву человеческие жизни, так, главным было сохранение чести. Этикет выступал особой знаковой системой, с помощью которой происходило обособление дворянства от более низких культур — крестьян и городского населения. Воспитание, таким образом, призвано было давать представителю дворянства сознание собственной исключительности и социального превосходства. Передаваясь на протяжении нескольких столетий от поколения к поколению, нормы этикета закрепили существовавшую сословную иерархию на уровне привычных норм поведения и сделали воспитанность со всеми ее внешними проявлениями этикеткой достойного человека. Нормы воспитания того времени представляли собой очень сложную, детализированную и разветвленную систему норм и ценностей, зачастую многозначную и запутанную, усвоить которую без специального обучения было невозможно. Усложненность и профессионализация этикета создавали необходимость в пособиях и руководствах. И такие источники не замедлили появиться. Первый известный трактат о поведении был издан еще в 1204 г. Он был написан испанским священником Педро Альфонсо и назывался «Дисциплина клерикалис». Эта книга была ориентирована на духовенство. В ней излагались правила поведения за столом, порядок ведения бесед, приема гостей и т. д. Позднее на основе этой книги стали выходить пособия по этикету в Англии, Голландии и Франции. Наибольшую известность в придворных кругах сначала Италии, а потом и всей Европы получила книга современника и друга Рафаэля — графа Бальтасаре де Кастильоне под названием «Придворный», написанная в 1517 г. Именно в этой книге наиболее полно и точно создается образец совершенного придворного. Обобщая, мы можем сказать, что эпоха Средневековья добавила к этическому, нравственному воспитательному идеалу античности блеск внешних проявлений — эстетический компонент. Становление поведенческого идеала проходило достаточно болезненно, в угоду внешней красоте часто забывали об этическом смысле этикета, в последующие эпохи был найден баланс между этическим и эстетическим наполнением воспитательного идеала.


Несмотря на активное продвижение воспитания, школьное дело к ХIII в. пришло в упадок, чему немало способствовало обучение на неродном для ребенка языке. Образование свелось к «талмудизму и начетничеству», а воспитание к заучиванию сочинений назидательного характера. В школе господствовали мрачные нравы и телесные наказания. Образование по продолжительности свелось к двум — трем годам, а по содержанию — к элементарным навыкам.


В эпоху Возрождения (ХIV—ХVI вв.) идея о всестороннем развитии личности возникла вновь, но ее связывали с соединением образования и воспитания с производительным трудом, т. е. таким, когда ребенок производит материальные ценности или хотя бы хозяйственно значимые вещи. Так ставили вопрос Томас Мор и Томазо Кампанелла;




Педагогика. 2-е издание. Учебник для бакалавров

Данный учебник представляет собой второе, дополненное и переработанное издание. В учебнике раскрыты проблемы дидактики, рассмотрены проблемы общей педагогики и управления педагогическими системами, социальной и коррекционной педагогики, теория воспитания с учетом достижений современной науки и педагогического опыта. Учебник написан в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования Российской Федерации. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/pedagogika_uchebnik_2_e_izdanie/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

279
 Крившенко Л.П. Педагогика. 2-е издание. Учебник для бакалавров

Крившенко Л.П. Педагогика. 2-е издание. Учебник для бакалавров

Крившенко Л.П. Педагогика. 2-е издание. Учебник для бакалавров

Данный учебник представляет собой второе, дополненное и переработанное издание. В учебнике раскрыты проблемы дидактики, рассмотрены проблемы общей педагогики и управления педагогическими системами, социальной и коррекционной педагогики, теория воспитания с учетом достижений современной науки и педагогического опыта. Учебник написан в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования Российской Федерации. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/pedagogika_uchebnik_2_e_izdanie/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

Внимание! Авторские права на книгу "Педагогика. 2-е издание. Учебник для бакалавров" ( Крившенко Л.П. ) охраняются законодательством!