|
ОглавлениеРаздел 1. Общие основы педагогики. Глава 1. Предметно-проблемное поле современной педагогики Глава 2. Личность как объект и субъект воспитания Глава 3. Образование как общественное явление и педагогический процесс Глава 4. Методология педагогики и методы педагогических исследований Раздел 2. История образования и педагогической мысли. Глава 5. Зарождение образования Глава 6. Европейская педагогическая наука и образовательная практика Глава 7. Становление и развитие педагогики в России Раздел 3. Теория обучения (дидактика). Глава 8. Сущность процесса обучения Глава 9. Законы, закономерности и принципы обучения Глава 10. Содержание образования Глава 11. Методы и средства обучения Глава 12. Формы организации учебного процесса Глава 13. Диагностика и контроль в обучении Глава 14. Современные технологии обучения Глава 16. Воспитание в рамках государственного образовательного стандарта Глава 17. Воспитательная система образовательного учреждения Глава 18. Организационнометодические основы воспитания Глава 19. Педагогика социальной среды Глава 21. Основы специальной педагогики Глава 23. Стратегия дальнейшего развития российского образования Глава 24. Правовое положение основных участников образовательного процесса Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуРАЗДЕЛ 2. ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИГЛАВА 5. ЗАРОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯИстория — сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего. С. М. Сервантес 1. Педагогические идеи в древнейших государствах. 2. Образование в эпоху античности. Базовые понятия: история обучения, история воспитания, эфебия, семь свободных искусств, тривиум и квадривиум. 1. Педагогические идеи в древнейших государствахВозникновение любой науки диктуется определенными общественными потребностями. Можно сказать, что обучение и воспитание родились вместе с человеческим обществом и практически на всем пути развития социума были одной из ведущих его функций. Подчеркивает социальную значимость педагогики и то, что люди на достаточно ранней стадии развития общества осознали необходимость определенного общественного воспитания, хотя в ходе развития цивилизации оно претерпевало различные и не всегда позитивные изменения. Историю воспитания связывают с зарождением семьи — 5 тыс. лет до н. э., а историю образования со становлением школ — как общественных институтов — 3 тыс. лет до н. э. Первые школы возникли в период древнейших государств. Школьное дело появилось в государствах Междуречья и приобрело профессиональный оттенок. Обучение во всех древнейших государствах, за исключением Израильско-Иудейского царства, было платным и касалось только мальчиков. Учиться начинали с 5—7 лет, и продолжалось обучение примерно 5—8 лет. Невозможно выделить более точные временные рубежи начала и окончания обучения, так как не существовало столь привычной для нас классно-урочной системы, объединявшей детей примерно одинакового возраста и начальных знаний в едином продвижении по образовательному пространству. Ученики осваивали письмо, чтение, счет, учились распознавать болезни, работать с материалами, делить землю, составлять различные договоры. Школа ориентировалась на потребности будущей профессии, и по окончании курса обучения можно было стать жрецом (проводником религиозных воззрений), писцом (грамотным человеком, помогающим в решении различных социальных проблем) и воином (защитником государства). Обучение было тяжелым трудом — телесные наказания считались необходимой его составляющей, признанным методом передачи знаний. Начинались уроки с восходом солнца и заканчивались с закатом. Однако, несмотря на все сложности, учащиеся знали, что обучение — это социальная привилегия и фактически пропуск в более достойную жизнь. Системы обучения в государствах Междуречья, Древнем Египте, Древнем Иране и Древней Индии имели много общего. Обучение в Древнем Китае имело более формализованный характер — там появились первые экзамены — процедуры контроля знаний, причем экзамен становился естественной частью жизни ребенка, он сопровождал его в течение всего периода обучения, а затем переходил во взрослую жизнь, сопровождая движение по карьерной лестнице. Традиционной формой экзамена было сочинение на заданную тему, при этом оговаривалось количество его смысловых частей и даже количество иероглифов, что позволяло сочинению красиво выглядеть. В Израильско-Иудейском царстве, имевшем сложную религиозную основу жизни, начальное обучение охватывало и девочек, что было необходимо для чтения ими религиозной литературы и соблюдения обрядов. Обучение там было бесплатным, так как считалось, что слово божие дано человеку бесплатно и передаваться оно должно тоже бесплатно. Важно отметить, что Израильско-Иудейское царство — одно из первых государств, принявших единобожие, и именно эта идея позволила установить бесплатное образование и включить в его сферу девочек. Учителя в Израильско-Иудейском царстве за свой труд не получали денег, но считались самыми уважаемыми людьми, родители приносили им подарки, а детям вменялось в обязанность после уроков помогать учителю по хозяйству. Внимание! Авторские права на книгу "Педагогика. 2-е издание. Учебник для бакалавров" ( Крившенко Л.П. ) охраняются законодательством! |