|
ОглавлениеЛекция 1. Культура и образование: два ряда исторической преемственности Лекция 2. Культура — основное понятие культурологии. Определения культуры Лекция 3. Предмет культурологии. Основные культурологические концепции Лекция 4. Проблема культурной целостности. Культурная картина мира Лекция 5. Типология культур: вопросы теории Лекция 6. Культурно-исторические типы Лекция 7. Русская культура и ее типологическая характеристика Лекция 10. Проблема смысла жизни, идеала и счастья Лекция 11. Культура деловых отношений. Теория М. Вебера о культурных основах рынка Лекция 12. Культура и контркультура Лекция 13. Культурология будущего: прогнозы и перспективы Приложение 1. Терминологический словарь Приложение 2. Символы и знаки культуры Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуЛекция 8. КУЛЬТУРА И МОРАЛЬ8.1. Культура и мораль: соотношение понятий 8.2. Нравственность и революция 8.3. Проблема критерия нравственности Контрольные вопросы и задания Основные термины Литература 8.1. Культура и мораль: соотношение понятийПроблема морали относится к морфологии культуры. Одна из форм культуры — нравственная, проблема нравственных ценностей. Проблема нравственных ценностей, достойной жизни — это не только наши самые сокровенные вопросы, но и проблемы всех людей. Они беспокоили человечество во все времена, потому они называются общечеловеческими и «вечными» вопросами. Немецкий философ XIX в. И. Кант превыше всего ценил, как он выражался, звездное небо над головой и нравственный закон в нас. Казалось бы, это вещи, слишком далекие друг от друга. А между тем философский интерес профессора Кенигсбергского университета И. Канта (1724—1804) как раз связывал эти два понятия в одно целое: космос и нравственность. Кант полагал, что мораль имеет космическое происхождение, и поступки человека в идеале должны в некотором смысле совпасть с ритмом всеобщего нравственного закона. И только тогда поступок может стать законом для тебя, когда точно так же мог бы стать законом для каждого. Люди стремятся к удовольствиям. Но что действительно ценно — достоинство или удовольствие? Так ставил вопрос Кант. И отвечал, что «жизнь в удовольствии ценности не имеет. Удовольствие чаще всего оборачивается горем, несчастьем, разорением». Наиважнейшим для человека Кант считал достоинство. Сохраняя его, человек готов пожертвовать всем, даже жизнью. Человек не может жить ради удовольствия, он выше животного. Ни удовольствие, ни неудовольствие не могут быть критерием нравственности. А что же? Таким критерием, по Канту, может быть только то, что возвышает человека над самим собой, над миром чувственным, то, что делает человека человеком, т. е. существом разумным. Французский мыслитель Средневековья П. Абеляр (XII в.) в своей книге «История своих бедствий» писал о нравственности и любви. Любовь во все времена была испытанием нравственности человека. Философ полагал главным достоинством человека следование во всем не мнению людей, а доводам разума. Следуя разуму, человек обращается к нравственности. Науку о нравственности, этику, Абеляр считал целью вообще всех наук. Именно ради этики в конечном счете, как полагал Абеляр, и изучаются все науки. Многие мыслители проделали такой путь в своем творческом осмыслении мира от естественных наук к этике. Это относится и к Абеляру, и к Канту. Кант, например, большую часть своей жизни занимался разработкой космогонической теории, исследованием проблем происхождения Солнечной системы. А последние 30 лет своей жизни обратился к вопросам нравственности. В самом деле, что может быть для человека ценнее того, чтобы научиться свои собственные доводы разума использовать в своей жизни? Что может быть важнее цели научиться жить достойной нравственной жизнью? «И я уверен, что люди... начнут разрабатывать единственную истинную и нужную науку, которая теперь в загоне, — науку о том, как жить». Так писал в Дневнике 1905 г. Л. Толстой. А вот как размышлял китайский проповедник мудрости времен Средневековья Ян Ван Мин: «В древности те, кто желал завещать миру добродетель, прежде наводил порядок в своей стране. Те, кто желал навести порядок в своей стране, прежде наводил порядок в своей семье. Те, кто желал навести порядок в своей семье, прежде совершенствовал свое тело. Те, кто желал совершенствовать свое тело, прежде очищали свою душу. Те, кто желал очистить свою душу, прежде старался сделать истинными свои стремления. Те, кто желал сделать истинными свои стремления, прежде доводил до совершенства свои знания. Доведение знаний до совершенства — это проверка порядка вещей». Это рассуждение называлось «учением о середине», потому что стояло в центре нравственного конфуцианского учения и считалось наиважнейшим. Это очень мудрое суждение. Ведь и мы обращаемся к знанию, чтобы в конечном счете навести порядок в собственных мыслях, а затем — и в своей стране, и мы хотим видеть ее соответствующей здравой логике, мировому порядку вещей. Человек, изучая мировую культурную историю, ищет в ней ответы на сегодняшние вопросы. Одно из свидетельств культурной истории — конфуцианское учение о середине. Учитель нравственности Конфуций, а затем и его последователи придавали этому учению значение всеобщего закона бытия. Во-первых, говорили они, это закон бытия, потому что в нем отражена природная необходимость. Во-вторых, учение о середине отражает понимание жизни благородного человека, «середина» — правильный путь жизни. В-третьих, «середина» — это мудрость, требующая здравомыслия и неспешности действий. В-четвертых, «середина» требует человеколюбия, приводит к гармонии в отношениях с людьми и в государстве. В-пятых, «середина» требует искренности, это путь к истине. В-шестых, «середина» позволяет избежать крайностей в суждениях и поступках. Древнекитайская мудрость искала в учении о середине метод познания истины. Но не только. Она искала такой способ поведения, который приведет к миру и гармонии бытия, такое особое состояние духа человека, которое ведет его к личному благу, а общество — к социальному благополучию. Это были поиски пути нравственного совершенствования, пути единения человека с бесконечностью природы через мир и любовь. Вечные вопросы бытия: что такое справедливость и несправедливость, добродетель и долг, счастье и совесть? Следуя логике цитируемых выше китайских мыслителей, скажем, что нельзя ответить на этот вопросы, не изучая природу этих понятий. Такое знание и дает изучение культуры. Культура на определенном этапе своего развития породила специальное знание о морали — этическую науку. Этика — древнегреческое слово, которое первоначально обозначало обычай, образ мысли, характер человека. Этика понималась как наука о нравах. И в русском языке нравственность (наука о поведении людей) тоже в своей этимологии восходит к слову «нравы». Термин «этика» появился в IV в. до н. э. в сочинениях античных философов, и прежде всего Аристотеля. Впоследствии в римском ораторском искусстве (в речах Цицерона, I в. до н. э.) было применено понятие moralis (по отношению к обычаю, поведению), от него уже IV в. н. э. возник термин moralis, т. е. мораль. Очевидно, что происхождение слов «этика» и «мораль» схоже. Оба слова были образованы в языке (греческом и латинском) для обозначения знания о нравах, обычаях, привычках людей и общества. Уже Аристотелем была основана система, в которой нашли отражение «вечные» вопросы этики: о природе и источнике морали, о свободе воли и основах нравственного поступка, смысле жизни и высшем благе, о справедливости. Это и сейчас основные проблемы этики. Итак, этика — это наука о морали (нравственности). Внимание! Авторские права на книгу "Культурология. Курс лекций" (Немировская Л.З.) охраняются законодательством! |