Наука Немировская Л.З. Культурология. Курс лекций

Культурология. Курс лекций

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Наука
Издательство: Проспект
Дата размещения: 05.06.2013
ISBN: 9785392111251
Язык:
Объем текста: 426 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Лекция 1. Культура и образование: два ряда исторической преемственности

Лекция 2. Культура — основное понятие культурологии. Определения культуры

Лекция 3. Предмет культурологии. Основные культурологические концепции

Лекция 4. Проблема культурной целостности. Культурная картина мира

Лекция 5. Типология культур: вопросы теории

Лекция 6. Культурно-исторические типы

Лекция 7. Русская культура и ее типологическая характеристика

Лекция 8. Культура и мораль

Лекция 9. Моральный выбор

Лекция 10. Проблема смысла жизни, идеала и счастья

Лекция 11. Культура деловых отношений. Теория М. Вебера о культурных основах рынка

Лекция 12. Культура и контркультура

Лекция 13. Культурология будущего: прогнозы и перспективы

Заключение

Приложение 1. Терминологический словарь

Приложение 2. Символы и знаки культуры

Приложение 3. Методические рекомендации к изучению культурно-исторических типов по материалам посещения государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Лекция 10. ПРОБЛЕМА СМЫСЛА ЖИЗНИ, ИДЕАЛА И СЧАСТЬЯ


10.1. Проблема сущности человека и его идеала


10.2. Смысл жизни


10.3. Счастье и несчастье: нравственный аспект


Контрольные вопросы и задания


Основные термины


Литература


10.1. Проблема сущности человека и его идеала


Крупнейший философ-моралист И. Кант особое место отводил нравственной культуре человека. Вместе с тем он подчеркивал, что вопросы нравственности представляют наибольшую трудность для человека. «На долю человеческого разума в одном из видов его познания выпала странная судьба: его осаждают вопросами, от которых он не может уклониться, так как они навязаны ему его собственной природой; но в то же время он не может ответить на них, так как они превосходят возможности человеческого разума», — писал он.


Вопрос о сущности человека мудрецы всех времен считали самым сложным из всех вопросов. В то же время его нельзя избежать, он притягивал и притягивает мыслителей. Древний философ Фалес призывал: «Познай себя!» — понимая, что человек наиболее сложный, но и самый интересный объект познания.


Проблема самопознания вечна, как вечен мир. Чего ждет человек от науки? Люди во все времена размышляли над проблемами смысла жизни и ее ценностей, гармонии человеческих отношений. Они шли за советом к учителю или пророку. Человеку всегда нужны были знания в области нравственных отношений, которые побуждали бы его к действию, творчеству во имя высоких идеалов.


Одним из первых мудрецов, сделавших нравственность объектом своих размышлений, был древнегреческий мыслитель Сократ. Задачей ученого он считал нравственную жизнь и обучение нравственности, добру, справедливости, поскольку только нравственная жизнь, по его убеждению, способна обеспечить человеку здоровый образ жизни. Как мы уже говорили выше, нравственное учение Сократа, твердость духа и убеждений, демократизм, независимость мысли, вся его жизнь и даже смерть явились примером удивительного совпадения взглядов и поведения (столь редких в нашей жизни и в истории человечества).


Зададимся вопросом: что такое человек? Кант полагал этот вопрос главным вопросом и истории культуры, и истории философии.


Люди, скорее всего, по-разному ответят на подобный вопрос. Один скажет: это разумное существо. Другой скажет: это частица живого мира. Третий: это гражданин. И все будут правы.


Все эти мнения отражают различные аспекты сущности человека. Можно привести по этому поводу одну историю книги древнего историка философии Диогена Лаэртского.


Платон в своей философской школе (Академии Платона) дал такое определение человека: «Человек — это животное о двух ногах, лишенное перьев». Один из его учеников, известный скептик и циник Диоген, иронически усмехнулся, ощипал петуха и принес его в школу, где шел спор. «Вот, — сказал он, — человек». Тогда Платон подумал и решил, что действительно его определение неточно. И он решил добавить к определению человека: «... и с широкими ногтями».


Забавный вышел спор. Но спор этот показал, что прибавление или убавление признаков для характеристики предмета дела не меняет, а может придать лишь какие-то новые эмоциональные элементы, порой в ущерб истине.


Ответ на вопрос, что такое человек, скорее всего, лежит в области нравственного идеала. Сущность человека проявляется в его нравственных ориентирах. В зависимости от этого и можно судить о типах людей.


К сожалению, чаще встречаются люди, живущие, как говорил Толстой, «без руля», т. е. без четких нравственных ориентиров, со слабым уровнем самосознания и самооценки, понимания смысла и ценности жизни. Возможно, им не повезло, и рядом в нужную минуту не оказалось учителя, просто разумного человека, необходимой книги. Возможно, этот человек и не нуждался во всем этом, довольствовался простыми радостями жизни, ел, спал, работал по мере сил — вот и все. Очевидно вместе с тем, что слишком мала для человека столь ограниченная «растительная» жизнь (выражение Л. Толстого).




Культурология. Курс лекций

Курс лекций «Культурология» посвящен одной из основных дисциплин из цикла общепрофессиональных. Рассматриваются проблемы культурологической науки, предмет и методы теории культуры, категории и универсалии, формы и типы культуры. Выделены проблемы, имеющие первостепенное значение: культура и образование; культура и история; культура и контркультура; культурная типология; культурологические направления и школы. Данный курс, составленный из 13 лекций, соответствует требованиям к уровню подготовки бакалавра и дипломированного специалиста по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Работа прошла апробацию в российских вузах в течение более чем 20 лет. Для студентов и аспирантов, преподавателей вузов и колледжей, а также для всех интересующихся проблемами теории культуры, культурологической науки. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/kulturologiya_kurs_lektsiy/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

209
Наука Немировская Л.З. Культурология. Курс лекций

Наука Немировская Л.З. Культурология. Курс лекций

Наука Немировская Л.З. Культурология. Курс лекций

Курс лекций «Культурология» посвящен одной из основных дисциплин из цикла общепрофессиональных. Рассматриваются проблемы культурологической науки, предмет и методы теории культуры, категории и универсалии, формы и типы культуры. Выделены проблемы, имеющие первостепенное значение: культура и образование; культура и история; культура и контркультура; культурная типология; культурологические направления и школы. Данный курс, составленный из 13 лекций, соответствует требованиям к уровню подготовки бакалавра и дипломированного специалиста по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Работа прошла апробацию в российских вузах в течение более чем 20 лет. Для студентов и аспирантов, преподавателей вузов и колледжей, а также для всех интересующихся проблемами теории культуры, культурологической науки. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/kulturologiya_kurs_lektsiy/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

Внимание! Авторские права на книгу "Культурология. Курс лекций" (Немировская Л.З.) охраняются законодательством!