|
ОглавлениеЛекция 1. Культура и образование: два ряда исторической преемственности Лекция 2. Культура — основное понятие культурологии. Определения культуры Лекция 3. Предмет культурологии. Основные культурологические концепции Лекция 4. Проблема культурной целостности. Культурная картина мира Лекция 5. Типология культур: вопросы теории Лекция 6. Культурно-исторические типы Лекция 7. Русская культура и ее типологическая характеристика Лекция 10. Проблема смысла жизни, идеала и счастья Лекция 11. Культура деловых отношений. Теория М. Вебера о культурных основах рынка Лекция 12. Культура и контркультура Лекция 13. Культурология будущего: прогнозы и перспективы Приложение 1. Терминологический словарь Приложение 2. Символы и знаки культуры Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуЛекция 11. КУЛЬТУРА ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ. ТЕОРИЯ М. ВЕБЕРА О КУЛЬТУРНЫХ ОСНОВАХ РЫНКА11.1. Культура и рынок. Теория М. Вебера о культурных основах рынка 11.2. Деловая этика и рекомендации Д. Карнеги 11.3. Профессиональная этика и культура. Основные заповеди делового этикета Контрольные вопросы и задания Основные термины Литература 11.1. Культура и рынок. Теория М. Вебера о культурных основах рынкаРыночные отношения не могут строиться вне культуры. Недооценка культурного фактора приводит к плачевным результатам в развитии рыночной экономики. Рынок эффективно работает только при культурной и социально-психологической готовности к ответственному и честному рыночному предпринимательству, наличию или возникновению в культуре аналогов веберовского «бескорыстного» капитализма. Без наличия этих культурных основ рынок может стать источником не обогащения народа, а его нищеты и обогащения преступных структур. М. Вебер (1864—1920) — немецкий социолог и культуролог — разработал методологию анализа социально-экономических, рыночных отношений западноевропейского капитализма. Его теория рыночных отношений и культурных основ рынка стала классической, и мы сегодня также обращаемся к ней и наследуем ее уроки. Исследование культуры немецкого мыслителя М. Вебера интересно тем, что оно устанавливает связь протестантских культурных традиций и так называемых идей бескорыстного капитализма. Методологическим основанием веберовского «бескорыстного капитализма» был, как известно, протестантизм, протестантская этика. Основной труд, в котором этот тезис обосновывался, — «Протестантская этика и дух капитализма» (1905). Та же мысль выражена и в других произведениях М. Вебера: «Хозяйственная этика мировых религий», «Хозяйство и общество», «О некоторых категориях понимающей социологии» и др. В исторической типологии культур М. Вебер отводил особое место культуре протестантизма. По Веберу, главная ее заслуга заключается в рационализации мышления вообще и хозяйственного мышления — в частности. Эта точка зрения мыслителя выражена в нескольких основных тезисах. По логике Вебера, основным стимулом и критерием экономического развития является этос, т. е. нравственный характер народа, его нравственная культура и ценности, в том числе и религиозные. Без учета этого обстоятельства невозможна, полагал мыслитель, более или менее разумная организация хозяйствования. Для обоснования этого тезиса Вебер использовал основные универсалии: «хозяйственная этика», «прагматическая этика», «благодать собственника», «греховность неимущего», «аскеза профессионального труда», «единый космос современного хозяйственного устройства», «понимающая социология». Согласно «понимающей социологии» Вебера, есть «правильные» и «неправильные» культуры. Критерием такой дифференциации было их отношение к прогрессу. «Правильные» — такие, для которых стремление к прогрессу определяет выбор и лидера, и формы власти, а «неправильные» — живущие по привычке, сложившиеся исторически. «Правильные» культуры — основанные на рационализме, заинтересованные в прогрессе. «Неправильные» культуры — основанные на традиции, на привычке, для которых прогресс, свобода предпринимательства — «чужие» ценности. Культурологическая концепция М. Вебера основана на трех принципах. Первый принцип: наука о культуре (т. е. культурология) точно так же, как и естественнонаучное знание, отражает объективную реальность. Наука о культуре — объективна, и она должна быть свободной от субъективно-оценочных суждений, индивидуальных вкусов и предпочтений ученого (религиозных или национальных). Второй принцип: развитие культуры последних 300—400 лет в Европе предопределило рационализм как основной метод и мышления, и экономики, и политики. Третий принцип: рационализация (капитализация) как способ хозяйствования основана на особой методологии, а именно — на культуре протестантизма. Культура протестантизма предпочтительна, так как она вполне согласуется с теорией «понимающей социологии» М. Вебера. В этой методологии Вебер выделил три основных раздела: первый раздел — социология действия, второй раздел — социология власти, третий раздел — социология религии. Опираясь на рационализм как основной метод анализа, Вебер определил четыре типа социального действия в системе общественноэкономических и политических отношений. Первый тип — целерациональное действие (рациональная ориентация на достижение собственных целей, интересующих данное сообщество). Второй тип — ценностно-рациональное действие (основанное на вере в ценность самого действия независимо от результата, от успеха или неуспеха). Третий тип — аффективное действие (определяемое эмоциями). Четвертый тип — традиционное действие (совершаемое по привычке, обусловленное традицией). Из четырех названных типов социального действия для Вебера самым значимым было ценностно-рациональное. Именно оно, по мысли Вебера, преобладало и преобладает в экономике и культуре. Такой аксиологический подход обусловлен, как считал автор концепции, самим духом времени и духом культуры. Смена ценностных ориентаций определяет характер социального действия. Второй раздел теории Вебера — социология власти — устанавливает зависимость организации хозяйственной жизни от типологии легитимного господства, легитимной власти. Вебер выделил три типа легитимной власти. Первый тип власти — рациональный, основанный на вере в законность существующего порядка и законное право власти. Этот тип власти — «легальный». При нем страны не подчиняются авторитарной личности, а живут согласно принятым в них законам. Их рационализм и действия «невзирая на лица» определены законом. Таковы европейские страны. Второй тип власти — традиционный. Он основан и на законе, и на авторитарной власти, а главным образом — на вере в святость традиций. Такой тип власти свойствен патриархальным обществам. В них установлена иерархия отношений, привилегии и система личной преданности. Этот тип власти свойствен преимущественно восточным странам. Третий тип власти — харизматический. Здесь все подчинено лидеру, которому приписываются экстраординарные способности, его авторитарной власти подчинено все. Этот тип основан на вере в сверхъестественную святость правителя и свойствен тоталитарным диктаторским режимам, в том числе фашизму, сталинизму и др. Таковы три типа легитимной власти: легальный, традиционный и харизматический. В зависимости от типа господства Вебером строилась и вся система бюрократии (веберовская теория бюрократии). Социология религии — третий раздел культурной методологии Вебера — есть социология протестантизма. Основные компоненты этого раздела выражены в следующих тезисах. Во-первых, именно этический кодекс протестантизма предопределил развитие капиталистической системы хозяйствования и рыночные отношения, т. е. сформировал собственно дух капитализма. Во-вторых, главный мотив этики протестантизма — рационализм мышления. В-третьих, формой выражения этики рационализма стала профессиональная деятельность. Вебер отмечал тот факт, что особенностью протестантских конфессий (в отличие от католических) является то, что в их идеологии упор делается на моральную практику, а не на догматику. Эта моральная практика основана на тезисе о необходимости для человека неуклонного следования своему Божественному предначертанию, реализующемуся в мирском служении, исполнении мирского долга. «Мирской аскетизм» отражает, по Веберу, дух капитализма. А протестантизм, и прежде всего его этика, является стимулом и для поведения в быту, и для хозяйственной жизни капитализма. Протестантская этика становится, таким образом, условием рациональной жизни. По Веберу, капитализм — особый тип культуры, в котором реализовалась попытка человечества совершить рациональную регламентацию иррациональной тяги человека к наживе, сделать культурным обмен и мирным — потребление. Естественно, что такой процесс не может не соответствовать тому или иному типу культуры. Хозяйственная этика не может рассматриваться вне культурной традиции. Основные этико-деловые принципы протестантизма, ставшие заповедями капитализма, известны. Главные из них: «время — деньги»; «леность — выброшенные деньги»; «лень греховна»; «кредит — деньги, умело пользуйся кредитом»; «честность полезна». В них более всего нашел выражение так называемый образ американской культуры, американского этоса. Вместе с тем Вебер полагал, что «дух капитализма» свойствен далеко не только американскому этосу. Он зарождался в деловой и профессиональной этике Китая, Индии, Вавилонии в древности и Средние века. Однако, полагал Вебер, тем условиям недоставало именно американского этоса, духа свободы от традиций, рационализма. Произведение М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма» (1905), по существу, направлено против марксистской системы экономического материализма. М. Вебер полагал, что основным стимулом экономики являются этос, нравственный характер народа, его обычаи и образ жизни. Этос безусловно включает и религию. По Веберу, религия является важнейшей основой хозяйствования народа. «Честность полезна» — это заповедь известного американского просветителя XVIII в. Б. Франклина, одного из авторов Конституции США 1787 г. (действующей, кстати, с некоторыми поправками и поныне). Б. Франклин вкладывал в эту заповедь нравственно-рационалистический смысл, отразивший ценности протестантизма и нового способа производства. М. Вебер комментировал это так. Заповедь Франклина «честность полезна» справедлива, в том числе честный человек в экономическом отношении оказывается в более выгодном положении, чем бесчестный. Честный всегда получит кредит. Точно так же пунктуальность, прилежание, умеренность непременно приводят к успеху, именно потому они и являются добродетелями с точки зрения и религии, и экономики. Внимание! Авторские права на книгу "Культурология. Курс лекций" (Немировская Л.З.) охраняются законодательством! |