Наука Немировская Л.З. Культурология. Курс лекций

Культурология. Курс лекций

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Наука
Издательство: Проспект
Дата размещения: 05.06.2013
ISBN: 9785392111251
Язык:
Объем текста: 426 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Лекция 1. Культура и образование: два ряда исторической преемственности

Лекция 2. Культура — основное понятие культурологии. Определения культуры

Лекция 3. Предмет культурологии. Основные культурологические концепции

Лекция 4. Проблема культурной целостности. Культурная картина мира

Лекция 5. Типология культур: вопросы теории

Лекция 6. Культурно-исторические типы

Лекция 7. Русская культура и ее типологическая характеристика

Лекция 8. Культура и мораль

Лекция 9. Моральный выбор

Лекция 10. Проблема смысла жизни, идеала и счастья

Лекция 11. Культура деловых отношений. Теория М. Вебера о культурных основах рынка

Лекция 12. Культура и контркультура

Лекция 13. Культурология будущего: прогнозы и перспективы

Заключение

Приложение 1. Терминологический словарь

Приложение 2. Символы и знаки культуры

Приложение 3. Методические рекомендации к изучению культурно-исторических типов по материалам посещения государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Лекция 4. ПРОБЛЕМА КУЛЬТУРНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ. КУЛЬТУРНАЯ КАРТИНА МИРА


4.1. Единство и многообразие культур. И. Гердер и К. Ясперс о генезисе культур


4.2. Культура и история. Понятие культурной традиции. П. Милюков о «культурной истории» человечества


4.3. Культурная куртина мира. К. Ясперс «Истоки истории и ее цель»


Контрольные вопросы и задания


Основные термины


Литература


4.1. Единство и многообразие культур. И. Гердер и К. Ясперс о генезисе культур


Культура во все времена была своеобразной опредмеченной свободой, человеческим творчеством. Государственные идеи, политические трактаты, законы, научные труды, искусство, экономические достижения — все это разные проявления культуры и могут считаться таковыми в той степени, в какой они способствуют свободе человека, взаимно ограничивая свою власть над ним. Культура объединяла разные сферы сознания людей. При этом она освобождала человека от диктата каждой из них. Человек не может быть только «политическим» человеком, или только «техническим», или только «моральным», или только «религиозным» (православным, например). Это означает, что человек не может быть жертвой диктата какой-либо из областей культуры: политики, науки или техники, морали или религии.


Культурный человек, как правило, неординарен. Носителем культуры может стать личность, наделенная индивидуальностью. Хотя есть понятие массовой культуры («масскульт»). Массовая культура ориентирована на средние эстетические вкусы, на большинство, которое не предъявляет высоких требований к произведению искусства (сюда относятся многие кинобоевики, эротические шоу, телесериалы и т. п.). Но о массовой культуре всегда говорили с долей иронии. Подлинная культура — не массовое явление, а нечто отдельное, непохожее на что-либо, ставшее привычным, однообразное и традиционное. В то же время массовой является и культура народа, нации или страны. В этом случае она имеет иной смысл, нежели «масскульт». Она тоже индивидуальна, передает своеобразие нации, народа, его науки и религии, искусства и философии, ремесел и языка.


Культура возникла в тот исторический период, когда человек стал отделять себя от природы и первобытной общности. На ранних ступенях исторического развития человек преимущественно был слит с той общностью (родом, общиной), частичкой которого он являлся. Сознание первобытного человека оказывалось как бы вплетенным в общинную структуру. Исследователи первобытной культуры: Э. Тайлор в книге «Первобытная культура», З. Фрейд в работе «Тотем и табу» — отмечали, что первобытный человек был естественным человеком. На низших ступенях своего развития человек, хотя и жил общинами — ордами, все же был естественным существом в сравнительно большей степени, чем общественным существом. Первоначально человек чувствовал свою зависимость от природы несравненно сильнее, чем зависимость от жизненных отношений своей общины. Вместе с тем и главная тайна жизни — рождение и смерть — пробуждала чувство страха и зависимости, выдвигала загадки перед примитивным мышлением.


Культура возникала там, где рождались индивидуальная мысль, знание. Почему? Потому что именно они являются мощными стимулами прогресса, совершенствования человека и мира. А это цель культуры.


Культурогенез — важнейшая проблема культурологии. Приведем два наиболее характерных для культурологической науки взгляда на проблему культурогенеза. Одна концепция — немецкого просветителя И. Гердера, другая — современного немецкого мыслителя К. Ясперса.


Основатель культурологического знания И. Гердер связывал процесс зарождения культуры с общим эволюционным процессом космогенеза и антропогенеза. Основой развития культуры стал гуманизм, человечность. Духовное гуманистическое развитие было основано на развитии письменной культуры. При этом, по мнению Гердера, буквенное письмо принципиально отличается от других видов письменности и ее влияния на культуру. Буквенное письмо (семитское, ведическое) породило книжную культуру, которая, в свою очередь, стала основой культурной духовности. Гердер отличал буквенное письмо от иероглифической письменности. Иероглифическое письмо (египетское, например, или китайское) развивалось в противовес буквенному письму. По Гердеру, оно способствовало «отроческой» культуре и не породило высокой духовности.


Культура появилась там, где сформировалась письменность. Без письменности нет культуры. Первая письменная культура возникла в Азии. А Африка и Европа — это «дети, прильнувшие к матери своей — Азии» (как писал Гердер). Первая культурная нация Европы — греки, которые приняли алфавит «из рук восточного человека». Древняя египетская письменность, обнаруженная археологами на мумиях, финикийского происхождения.


И негры, и американцы не поднялись над уровнем простых иероглифов (Мексика) или веревочного письма (Перу). В Азии же бенгальский язык (Индия) издревле имел 56 согласных букв и 12 гласных; китайский язык — 112 гласных и 36 согласных. Аналогичное количество письменных знаков было известно в Тибете. Вместе с письменностью в Азии развивались одомашнивание животных, культивирование растений, науки и искусства.


Древняя письменность поначалу имела символический смысл. Так, древнееврейские библейские имена Адам и Ева означали соответственно «сделанный из земли» и «живая». Имя Сим (имя племен ранней семитской культуры) символизировало Азию. А имя Хам («жар», народ, живущий в жарких странах) — Африку.


Культура развивалась в зависимости от духовной развитости. Так, китайцы значительно раньше европейцев узнали фарфор, шелк, порох, свинец, компас, книгопечатание, строительство мостов. Однако все эти знания не имели духовного характера, были чужды духовности. И даже мораль, которая всегда была присуща китайской культуре, оставалась в «отроческом возрасте». По мнению Гердера, «механизм морали» затормозил свободное развитие духа. По всей вероятности, Гердер имел в виду нетворческий характер китайской морали.




Культурология. Курс лекций

Курс лекций «Культурология» посвящен одной из основных дисциплин из цикла общепрофессиональных. Рассматриваются проблемы культурологической науки, предмет и методы теории культуры, категории и универсалии, формы и типы культуры. Выделены проблемы, имеющие первостепенное значение: культура и образование; культура и история; культура и контркультура; культурная типология; культурологические направления и школы. Данный курс, составленный из 13 лекций, соответствует требованиям к уровню подготовки бакалавра и дипломированного специалиста по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Работа прошла апробацию в российских вузах в течение более чем 20 лет. Для студентов и аспирантов, преподавателей вузов и колледжей, а также для всех интересующихся проблемами теории культуры, культурологической науки. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/kulturologiya_kurs_lektsiy/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

209
Наука Немировская Л.З. Культурология. Курс лекций

Наука Немировская Л.З. Культурология. Курс лекций

Наука Немировская Л.З. Культурология. Курс лекций

Курс лекций «Культурология» посвящен одной из основных дисциплин из цикла общепрофессиональных. Рассматриваются проблемы культурологической науки, предмет и методы теории культуры, категории и универсалии, формы и типы культуры. Выделены проблемы, имеющие первостепенное значение: культура и образование; культура и история; культура и контркультура; культурная типология; культурологические направления и школы. Данный курс, составленный из 13 лекций, соответствует требованиям к уровню подготовки бакалавра и дипломированного специалиста по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Работа прошла апробацию в российских вузах в течение более чем 20 лет. Для студентов и аспирантов, преподавателей вузов и колледжей, а также для всех интересующихся проблемами теории культуры, культурологической науки. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/kulturologiya_kurs_lektsiy/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

Внимание! Авторские права на книгу "Культурология. Курс лекций" (Немировская Л.З.) охраняются законодательством!