|
ОглавлениеЛекция 1. Культура и образование: два ряда исторической преемственности Лекция 2. Культура — основное понятие культурологии. Определения культуры Лекция 3. Предмет культурологии. Основные культурологические концепции Лекция 4. Проблема культурной целостности. Культурная картина мира Лекция 5. Типология культур: вопросы теории Лекция 6. Культурно-исторические типы Лекция 7. Русская культура и ее типологическая характеристика Лекция 10. Проблема смысла жизни, идеала и счастья Лекция 11. Культура деловых отношений. Теория М. Вебера о культурных основах рынка Лекция 12. Культура и контркультура Лекция 13. Культурология будущего: прогнозы и перспективы Приложение 1. Терминологический словарь Приложение 2. Символы и знаки культуры Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуЛекция 3. ПРЕДМЕТ КУЛЬТУРОЛОГИИ. ОСНОВНЫЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ3.1. Предмет культурологии. Место культурологии в системе знаний. Современные научные представления о культурологии 3.2. Основные культурологические концепции. Теория культуры И. Г. Гердера. Игровая концепция культуры Й. Хейзинги 3.3. Проблема приоритетов в культуре и ее отражение в литературе и искусстве Контрольные вопросы и задания Основные термины Литература 3.1. Предмет культурологии. Место культурологии в системе знаний. Современные научные представления о культурологииКультурология — система научных (исторических, философских, антропологических) знаний и представлений о культуре. Предметом культурологии является изучение культуры и культур, цивилизации и цивилизаций с точки зрения их аксиологической значимости. Теория (от греч. theoria — «рассмотрение, исследование») есть комплекс взглядов и идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления. Теория — это форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях той или иной области действительности. Теория культуры, культурология — это наука, основанная на совокупном социальном и гуманитарном знании о культуре. Ее предметом является изучение культуры как целостности. Очевидно, что культура не всегда существовала в обществе и не в каждом обществе существует культура. Культура свойственна не каждому человеку, а значит, и не каждому обществу. Понятие культуры впервые употребили древние греки в качестве антипода варварству. Греки времен Античности называли себя эллинами, людьми эллинской культуры, вкладывая в это особый смысл: уровень знания, определенные традиции во всем (в том числе и в быту), способ жизни. Варвары же, по их представлению, это люди, не обладающие известными навыками в хозяйственно-экономической жизни, невежественные люди, не умеющие себя держать в обществе, и т. п. Как свидетельствует культурология, культура не универсальна, она не была свойственна примитивному обществу и появилась впервые на той стадии развития, когда сообщества научились вступать друг с другом в сложные отношения, отличные от состояния войны. Несомненно, есть целый ряд явлений, стоящих за пределами культуры, — их можно отнести к антиподам культуры. К антиподам культуры относится прежде всего война. Война — наиболее примитивное состояние человеческого общения. Культура, мир — это созидание. Любой мир требует многих усилий, целенаправленной деятельности (политической, дипломатической, нравственно-религиозной), одним словом — культуры. Война, насилие, преступное действие — все это несет разрушение. Созидание и разрушение — противоположные сферы человеческой деятельности. Созидание и есть культура. Разрушение — антикультура. Антикультура сводит на нет все усилия культуры. Иногда она может принимать массовые формы и осуществляться от имени государства, правящей партии («культурная революция» в Китае, фашизм в Германии, движение «красных кхмеров» в Кампучии, «пролетарская культура» в СССР). Русский философ С. Франк писал о пролетарской революции 1917 г., что пришел «внутренний варвар» (возможно, сопоставляя с нашествием варварства на эллинов во времена древнегреческой цивилизации). Антикультура — явление не просто противоположное культуре, но губительное для нее. Она способна привести к необратимым последствиям, в результате которых культура может погибнуть там, где она существовала в расцвете. Культурология изучает также составные элементы культуры, культурные формы. К ним относятся нравственная культура и нравственный выбор, нравственные приоритеты и идеалы культуры, а также: эстетическая культура и эстетические ценности культуры; политическая и правовая культура, цели и средства в истории культуры; национальная, религиозная, социально-классовая культура и ее ценности; культура общения и этикет; культура философская, мировоззренческая. Все эти культурные компоненты, формы являются предметом изучения морфологии культуры. Культурология занимается также научным прогнозированием, в ее учениях содержатся ценные суждения о будущем интеллектуальной культуры, о перспективах человеческой цивилизации. Первые размышления о культуре мы встречаем в трудах греческих и римских историков, ораторов, ученых (VI в. до н. э. — II в. н. э.) — Гесиода, Протагора, Демокрита, Аристотеля, Цицерона, Плутарха, Страбона, Лукреция Кара. Предметом самостоятельного изучения культура становится во второй половине XVIII в. — XIX в. В период Возрождения культура включала требование соответствия гуманистическому идеалу человека, в эпоху Просвещения — идеалу Просвещения. Немецкие и французские просветители Вико, Гердер, Вольтер, Руссо, Кондорсе исследовали проблемы сущности культуры. Они изучали ее общечеловеческий характер, причины и время возникновения. Культурность и цивилизованность противопоставлялись дикости и варварству нецивилизованных народов (не знающих образования, просвещения). Культура, по мнению просветителей, заключена, прежде всего, в разумности общественного устройства (основанного на гражданском праве), цивилизованных отношениях между гражданами, развитии наук и искусств. Культура — все, что согласуется с разумом, а следовательно, то, что делает людей счастливыми. Это представление о культуре просветителей XVIII в. было эвдемоническим. Позднее о культуре писали классики мировой философии и культуры — Кант, Гегель, Шиллер, Фихте, а затем историки и культурологи — Морган, Шпенглер, Тойнби. Однако происхождение термина «культурология» принято связывать с именами двух известных американских антропологов и культурологов Л. А. Уайтом (1900—1975) и Дж. Фейблманом (1904—1998). Л. Уайт в своих трудах «Понятие культуры» и «Наука о культуре» определял культуру как «символат», а науку о культуре, культурологию — как «науку о символатах» (см. лекцию 2, разд. 2, данной работы). Таким образом, Уайт создал новую концепцию культуры — символическую — и обосновал науку о культуре — культурологию. Определение Уайта связано с признанием особой способности человека придавать символическое значение и предметам окружающего мира, и своим действиям, и мыслям. Значение слова «культурология» Уайт определил как «творческое». Он писал: «Оно выявляет связь между человеческим организмом, с одной стороны, и экстрасоматической традицией, какой является культура, — с другой. Оно носит творческий характер; оно утверждает и определяет новую науку». Дж. Фейблман — философ теории и истории культуры, профессор США — в своей основной работе «Теория человеческой культуры» (1946; 1968) рассматривал культуру как определенную систему ценностей и как прикладную онтологию. Фейблман предложил свою концепцию науки о культуре, сопоставив с ней иные науки. По Фейблману, все науки соответствуют разным уровням человеческого бытия. Например, физика, химия, биология и психология отражают разные уровни жизни и бытия людей. В этом смысле культура есть эмпирический уровень бытия, и он изучается специфической наукой о культуре, т. е. культурологией. Представления о культуре складывались исторически. Вико, Шпенглер, Тойнби занимались поисками модели развития событий в истории человечества. Они стремились унифицировать историю, найти общую форму ее развития. Гоббс, Спенсер, Гегель строили концепции органического целого в истории культуры человечества. Фейблман представлял культурологию — науку о культуре — как синтез научных знаний. Он считал, что наука о культуре включает в себя и антропологию, и этнологию, и социологию, и социальную психологию. Поскольку культура состоит из различных уровней, наука о культуре есть изучение этих уровней. Например, этнология (как одна из культурологических дисциплин) изучает эволюцию рас. Вместе с тем культура обладает целостностью, и культурология является целостным научным представлением о культуре как способе бытия человека. Целостность человеческого бытия основана на доминирующей онтологии, т. е. на идее абсолютной ценности бытия. Фейблман полагал, что принцип доминирующей онтологии дополняется моралью и внешней ценностью бытия. Совокупность этих трех компонентов: доминирующая онтология, мораль и внешняя ценность бытия — обеспечивает целостность человеческой жизни. Фейблман специально останавливается далее на очень важном с точки зрения методологии вопросе: является ли культурология наукой? Отвечая положительно на этот вопрос, Фейблман объясняет это так. Все явления, существующие в мире, могут быть подвергнуты измерению, могут стать объектом научного изучения. Однако есть некая (технократическая) версия о том, что социальные исследования (культурология в частности) не относятся к категории науки. Внимание! Авторские права на книгу "Культурология. Курс лекций" (Немировская Л.З.) охраняются законодательством! |