|
ОглавлениеЛекция 1. Культура и образование: два ряда исторической преемственности Лекция 2. Культура — основное понятие культурологии. Определения культуры Лекция 3. Предмет культурологии. Основные культурологические концепции Лекция 4. Проблема культурной целостности. Культурная картина мира Лекция 5. Типология культур: вопросы теории Лекция 6. Культурно-исторические типы Лекция 7. Русская культура и ее типологическая характеристика Лекция 10. Проблема смысла жизни, идеала и счастья Лекция 11. Культура деловых отношений. Теория М. Вебера о культурных основах рынка Лекция 12. Культура и контркультура Лекция 13. Культурология будущего: прогнозы и перспективы Приложение 1. Терминологический словарь Приложение 2. Символы и знаки культуры Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуЛекция 9. МОРАЛЬНЫЙ ВЫБОР9.1. Ситуация морального выбора 9.2. Нравственный конфликт. Мера ответственности 9.3. Соотношение нравственной цели и средств Контрольные вопросы и задания Основные термины Литература 9.1. Ситуация морального выбораВажнейшей проблемой теории и истории культуры во все времена была проблема морального выбора. Гамлетовский вопрос: «Быть или не быть?» — отражает эту проблему. «Быть или не быть — вот в чем вопрос». Вопрос не в том, жить или не жить, а — как жить? Как быть именно в данной ситуации? Причем когда есть выбор ситуации. В случае с Гамлетом тоже было несколько вариантов: жить, как бы не замечая предательства; осознав его, смириться со случившимся; использовать ситуацию с выгодой для себя; уйти из жизни, выразив таким образом свой протест. Перед нами своеобразная модель морального выбора. Каждый знает, что подобная или похожая ситуация нередко бывает и в нашей жизни. Не только, разумеется, У. Шекспир, но и многие писатели и ученые размышляли об этом. Философ, музыкант и медик А. Швейцер написал произведения, в которых центральной стала проблема морального выбора. А. Швейцер (1875—1965) — немецко-французский ученый-этик. Задавшись вопросом, можно ли этику сделать практикой жизни, А. Швейцер совершил собственный моральный выбор и круто изменил свою жизнь. Мы говорили уже о том, что с античных времен существовала идея практической этики. В связи с этим мы вели речь об этике Сократа и Канта. Многим знакомы и труды Н. Рериха о «живой этике». Идея Рериха состоит в утверждении, что жизнь каждого изначально наполнена смыслом, и в отпущенное человеку время он должен стать лучше, совершеннее, изменить себя, подняться на более высокую ступень развития. Для этого нужно открыть в себе то, что предназначено, и — стать самим собой. Именно таким поиском была наполнена и жизнь А. Швейцера. Его выбор был определен уже в детстве и юности, хотя поначалу и неосознанно. Одно из глубоких впечатлений детства — образ страдающего африканца в скульптуре Бартольди. «И в позе, и в чертах лица этого геркулеса я прочел грусть, которая возбудила во мне сочувствие и заставила задуматься над участью чернокожих», — писал он впоследствии. Образ страдающего негра стал для него наваждением. Между тем А. Швейцер получил философское и музыкальное образование, стал профессором философии. И уже в 30 лет, будучи вполне сложившимся человеком, он полностью изменил свою жизнь. Швейцер поступил на медицинский факультет Страсбургского университета, несмотря на все трудности с получением диплома (как профессору философии ему долго отказывались выдать диплом), получил его в 1913 г. и выехал в Тропическую Африку с одной целью — действовать, а не только говорить о помощи страждущим. В 1913 г. он основал больницу в Ламбарене (Габон, Экваториальная Африка), где до самой смерти (умер он в 90 лет) работал в качестве практикующего врача. В настоящее время имя А. Швейцера, «доктора из Ламбарене», лауреата Нобелевской премии, известно всему миру. Швейцер был последователен и настойчив в исполнении своего жизненного замысла, слово его никогда не расходилось с делом. Больница в Ламбарене, которую он строил и расширял все эти годы, не гнушаясь никакой физической работы, больница, прославившаяся на весь мир, существует и по сей день и носит имя Швейцера. Записки А. Швейцера о его жизни и работе в Африке — это интереснейшее, увлекательнейшее чтение и прекрасный материал для размышления на тему о моральном выборе. Зададимся вопросом: что обусловило моральный выбор А. Швейцера? Действительно ли это было случайное сильное впечатление от скульптуры страдающего негра? Но подобное впечатление могли получить многие люди, однако их поступки не были адекватными действиям Швейцера. Очевидно, дело не только в таком случайном факте, но прежде всего во внутренней готовности человека к моральному выбору. У Швейцера такая готовность была обусловлена мировоззренческой ориентацией. В основе практической этики (как мировоззрения) Швейцера лежал принцип «благоговения перед жизнью» (так он его называл). Что это за принцип? Добро есть все, что способствует жизни, ее развитию и сохранению. Зло — это все, что причиняет вред жизни. Человек, именно так относящийся к жизни и практически претворяющий в действительность этот принцип, служит обновлению человечества. На этом принципе, по мысли Швейцера, должна быть основана и индивидуальная этика, и этика космическая. Если люди этого не понимают, не строят свою жизнь сообразно этому принципу, то общество в конце концов деградирует, идет к упадку, оно уподобляется (как писал Швейцер) слепой лошади, которая плетется не зная, куда. И горе кучеру, если он заснет. Этика должна быть индивидуальной, чтобы служить всеобщему прогрессу. Путь к возрождению культуры Швейцер видел в нравственном поступке индивида. Именно с таким пониманием и был связан его личный моральный выбор. Каждый человек в своей жизни неоднократно стоит перед выбором. Необходимость выбора — это свойство нравственной деятельности. Выбором пронизаны все наши поступки. Очевидно, что гамлетовский вопрос: быть или не быть? — мы не раз задаем себе, например когда выбираем профессию, политическую ориентацию, спутника жизни. В выборе проявляется активность человека. Наблюдая несправедливость, один промолчит, другой выскажет свое мнение, скажем, выступит с резкой критикой. Третий мучается: поддержать эту критику или промолчать вместе со всеми, особенно если от этого зависит продвижение по службе. Внимание! Авторские права на книгу "Культурология. Курс лекций" (Немировская Л.З.) охраняются законодательством! |