|
ОглавлениеЛекция 1. Культура и образование: два ряда исторической преемственности Лекция 2. Культура — основное понятие культурологии. Определения культуры Лекция 3. Предмет культурологии. Основные культурологические концепции Лекция 4. Проблема культурной целостности. Культурная картина мира Лекция 5. Типология культур: вопросы теории Лекция 6. Культурно-исторические типы Лекция 7. Русская культура и ее типологическая характеристика Лекция 10. Проблема смысла жизни, идеала и счастья Лекция 11. Культура деловых отношений. Теория М. Вебера о культурных основах рынка Лекция 12. Культура и контркультура Лекция 13. Культурология будущего: прогнозы и перспективы Приложение 1. Терминологический словарь Приложение 2. Символы и знаки культуры Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуЛекция 12. КУЛЬТУРА И КОНТРКУЛЬТУРА12.1. Культура и контркультура: соотношение понятий. Ф. Ницше как предтеча контркультуры 12.2. Теория «одномерного человека» и концепция контркультуры Г. Маркузе. 12.3. Антитоталитарная направленность контркультуры 12.4. Основные направления современных молодежных субкультур Контрольные вопросы и задания Основные термины Литература 12.1. Культура и контркультура: соотношение понятий. Ф. Ницше как предтеча контркультурыМы довольно подробно анализировали понятие культуры. Оно весьма обширно: это все, что создано человеческим обществом благодаря физическому и умственному труду людей. Это политическое, правовое, нравственное состояние общества, определяемое экономическими условиями жизни. Это нравственно-профессинальные и деловые отношения, их нормы, формируемые веками и выражаемые в производстве, быту, идеологии. Это традиции образования и воспитания, достижения науки, искусства, литературы. Важнейшей социальной проблемой культуры является соотношение культуры и контркультуры. Анализ такого соотношения невозможен без учета категории «институциональная культура». Такая культура базируется на многих социальных институтах. Институт культуры — это то или иное культурное учреждение, установление. Слово «институт» так и переводится с латинского языка. Институциональная культура — понятие, обозначающее упорядочение сообщества, организацию его социальных институтов. Институциональная культура свидетельствует о мере цивилизованности и культурности данного общественного устройства. К ней относятся устройство общественной жизни на основе «институций», система государственной власти, комплекс различных объединений граждан (семья, политические объединения, профсоюзные организации и т. п.). Государство — одна из подобных институций, а также экономическая, хозяйственная, правовая, культурная институция. В каждом из разделов нашего пособия мы обращались к творчеству того или иного ученого, творческий интерес которого лежал в аспекте данной проблемы. В настоящем разделе мы продолжим эту практику и также назовем наиболее важные для нашей проблемы имена. Проблема институциональной культуры в некотором роде интересовала философа и культуролога XIX века — немецкого мыслителя Ф. Ницше. Ф. Ницше в своей работе «Человеческое, слишком человеческое» различал макрокосм и микрокосм культуры. Он полагал, что все учреждения в данном сообществе, макрокосм его культуры, являются отражением субъективных настроений и желаний, т. е. микрокосма. (Напомним, что подобное соотношение социального и индивидуального рассматривалось и в теории «циркуляции элит» В. Парето.) Ницше применил понятие «архитектура культуры», размышляя о причинах того или иного культурного устройства. Человеку, писал он, свойственны различные увлечения, например пластическим искусством и наукой. Поскольку эти два увлечения в корне расходятся, то «ему остается создать из себя столь обширное здание культуры, что обе эти силы могут жить в нем, хотя и в разных концах здания... Между ними ...находятся примирительные силы, превосходящие их своим могуществом, чтобы в случае необходимости прекратить возникшую борьбу». Таким образом, по мысли Ницше, возникает своеобразное здание культуры внутри личности. Такое здание культуры в отдельной личности будет иметь величайшее сходство со строением культуры в целые исторические эпохи. Ибо всюду, где развивалась великая архитектура культуры, ее задачей было принудить к миру противоборствующие силы. «Принуждение к миру противоборствующих сил» — главная функция культуры, считал Ницше. Именно с этой целью возникает в истории институциональная культура. В ее основе, по Ницше, лежит микрокосм культуры. Микрокосм культуры — это культура каждой отдельной личности, «здание культуры» которой устойчиво только в том случае, если оно основано на примирительной силе по отношению к разным увлечениям и желаниям индивида. К ним относятся и столь противоположные влечения, как, скажем, танец или занятия наукой. Объективно говоря, они не могут не враждовать. Тогда человек должен неким образом согласовать свои увлечения, сблизить их, например внести в свои занятия искусством рациональный элемент либо в науку внести эстетику, красоту, пластику. То же самое необходимо и социуму, полагал Ницше, ибо макрокосм культуры (институциональная культура) есть отражение микрокосма культуры. В этом случае «высшая культура будет подобна смелому танцу; и вот почему, как сказано, для нее нужно много силы и гибкости». Ницше, как и многие мыслители во все времена (античные философы, например), призывал человека к самопознанию, если он хочет изучить культуру. «Лучшие открытия о культуре человек делает в себе самом». Человек, к примеру, увлекаясь и пластическим искусством, и музыкой, и наукой, не может преодолеть это противоречие в себе уничтожением одного из увлечений за счет другого. И тогда он выстраивает в себе такое «столь обширное здание культуры», чтобы все эти увлечения и силы могли в нем жить. В этом случае только «примирительные промежуточные силы» найдут себе в нем приют и будут силами, превосходящими своим могуществом противоборствующие силы. Здание культуры в отдельной личности аналогично со строением общей культуры в истории. К тому же индивидуальная культура служит постоянным уроком для понимания общей культуры по аналогии. Противоречия, по Ницше, объективны. И они возникают уже на уровне индивидуальной личности. Их преодоление — задача культуры. Контркультура и есть та «противоборствующая сила», которая всегда сопутствует культуре и может стать разрушительной, если в дело не вступят «примирительные промежуточные силы». От понятия культуры, которое мы рассматривали до сих пор в разных его проявлениях, обратимся к понятию контркультуры. В связи с этим обратимся снова к имени Ницше. Явление контркультуры он рассматривал как свидетельство противоборства сил внутри культуры. Он полагал, как мы видели, что это противоборство зарождается внутри личности, а потому существует и в культуре общества. Этимология понятия контркультуры подсказывает нам, что мы имеем дело с неким противопоставлением культуре. А поскольку культура — это определенная традиция, то контркультура есть противодействие культурной традиции. Контркультура — это целый комплекс социально-культурных установок, ориентаций, противопоставляемых традиционной культуре. Контркультура, конечно же, — тоже культура. Но она направлена против, так сказать, социального «болота» (выражение Ницше), того привычного и уже давно устаревшего, которое следует изменить. Контркультура во все времена направляла свои усилия против безразличия и успокоенности, лицемерия, «буржуазности» и социального конформизма (приспособленчества, единомыслия). Контркультура требовала от общества большей свободы для самореализации личности, полного высвобождения подсознательных сил и влечений из-под социального контроля, обновления всех человеческих связей и контактов и т. п. Таким образом, выражался социальный протест против заорганизованности общества. Соответствующими стали и предполагаемые средства достижения поставленных целей «освобождения» — и употребление наркотиков, и религиозный экстаз, и неформальные связи между людьми, объединенными в небольшие группы, альтернативные коммуны. Контркультура обычно бывает вызвана кризисным состоянием общества, дегуманизацией общественных отношений. Эта дегуманизация проявляется в принижении значимости отдельной личности, бюрократизации, отчуждении человека от общества (от политики, труда, культуры), кризисом и потерей авторитета системы образования и воспитания. Суммируем все сказанное. Контркультура — это используемое в современной социологии и культурологии понятие для обозначения комплекса социально-культурных установок, ориентаций и ценностей, оппозиционных традиционной культуре. Контркультура также отождествляется с молодежной субкультурой 60—70-х гг., отразившей критическое восприятие современной культуры, отрицание ею так называемой культуры отцов. Понятие контркультуры рассматривали многие мыслители. Так, К. Мангейм — немецко-английский социолог и культуролог первой половины ХХ столетия связывал термин контркультуры с ситуацией переходных исторических эпох, когда происходило своего рода наложение (констелляция) стилей, нравов, приоритетов в культуре. Мангейм называл термином контркультуры тот романтизм, который сложился в конце эпохи Просвещения в Европе. Он писал о констелляции различных социальных процессов, когда возникали новые стили в искусстве, в мышлении, строилась новая логика осознания объективных социальных явлений, создавались новые мыслительные композиции, порой совершенно неожиданные по отношению к устоявшимся принципам миропонимания. Термин же контркультуры появился значительно позже, а именно — в 60-е гг. ХХ в. Этот термин, как считается, ввел в научный оборот американский социолог Т. Роззак. Роззак с помощью этого термина дал либеральную оценку молодежных движений хиппи и битников, которые выступили с протестом против господствующей культуры. Примерное соотношение между культурой и контркультурой схематично можно изобразить следующим образом:
Внимание! Авторские права на книгу "Культурология. Курс лекций" (Немировская Л.З.) охраняются законодательством! |