Юридическая Корнев Аркадий Владимирович Государство и право в контексте консервативной и либеральной идеологии: опыт ретроспективного анализа

Государство и право в контексте консервативной и либеральной идеологии: опыт ретроспективного анализа

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 30.10.2012
ISBN: 9785392090310
Язык:
Объем текста: 405 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Глава I. История и теория консерватизма и либерализма. § 1. Возникновение и развитие консервативных и либеральных идей

§ 2. Концептуальная сущность консерватизма и либерализма

§ 3. Эволюция консервативных и либеральных воззрений в России

Глава II. Консервативная и либеральная теории государства. § 1. Понятие, сущность и признаки государства

§ 2. Теория правового государства

§ 3. Идея этатизма и ее теоретическое обоснование

§ 4. Функции и границы государственной власти

Глава III. Консервативная и либеральная теории права. § 1. Общая характеристика правопонимания в дореволюционной России

§ 2. Идеи естественного права и социологическая школа

§ 3. Юридический позитивизм и нормативная теория

§ 4. Учения о правах личности и роль государства и права в их обеспечении

Глава IV. Полиция в России в свете консервативной и либеральной теории государства и права

§ 1. Развитие теоретических представлений

§ 2. Полицейское государство: теория и практика

§ 3. Эволюция, правовые основы и функции полиции

Заключение



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава III.
Консервативная и либеральная теории права


§ 1. Общая характеристика правопонимания в дореволюционной России


Интерпретация права и закона в трудах выдающихся русских юристов конца XIX — начала XX в. представляет собой богатую гамму различных точек зрения на эти социальные феномены. Сущность права, его генезис, социальная ценность и его всемирное предназначение — разработка этих и других вопросов общей теории права входит в копилку мировой юриспруденции.


Право, констатировал проф. Н. И. Палиенко, относится к наиболее сложным явлениям социального мира, поэтому «общие законы общественной жизни действуют и в области права. Право, следовательно, не может быть понято вне связи с фактами и условиями действительной жизни». Но при этом право не следует отождествлять ни с фактическими отношениями, ни с законами в научном смысле этого слова. Право является правилами, нормами, выражающими идею о должном порядке общественных связей. Однако не следует забывать, что действительная жизнь, фактические отношения во всем их разнообразии, являются необходимыми предпосылками этих норм, почвой, на которой право развивается, черпает свое содержание и к которой оно применяется. Учитывая это, Н. И. Палиенко говорит, что право не выходит из закономерностей общественных явлений. В этом смысле он соглашается с Г. Еллинеком, что право как бы ведет двойную жизнь: оно являет собой сочетание сущего и должного.


Право — не отвлеченная идея, но реальная общественная сила, проявления которой люди чувствуют и видят в процессе общения. Эти обстоятельства позволили Б. Н. Чичерину утверждать, что «как факт право есть явление общественной жизни». Отстаивая самостоятельное значение права среди других социальных норм, он полагал, что ошибка Л. Н. Толстого состояла в том, что он ничего не признавал, кроме нравственности, а В. С. Соловьев заблуждался относительно подчиненного положения права перед ней. Б. А. Кистяковский в этой связи утверждал, что «изучение права как социального явления нужно не только для осуществления теоретической цели — достичь наиболее полного знания права. Оно является насущной потребностью для того, чтобы право не расходилось со справедливостью и чтобы само право было справедливым». С точки зрения П. И. Новгородцева, силы, движущие право, скрываются внутри, действуют медленно и нигде не выступают так явственно, но при этом он подчеркивает, что «право образуется если и закономерно, то через людей и при посредстве их воли».


Изучение права и всего того, что с ним связано, дает совокупность различных сведений. Эти сведения, писал Б. А. Кистяковский, мы можем согласно правилам формальной логики сводить в определения, т. е. образовывать из них понятия. Последние «выражают в концентрированном виде то, что мы знаем о предмете. Другой функции оно не имеет... Поэтому научно правомерно не одно, а несколько понятий права». Сам Кистяковский, причисляя себя к неокантиантскому направлению в философии, считал, что поиски устойчивого представления о праве могут увенчаться успехом, если обратиться к философии.


С точки зрения Н. И. Палиенко, право можно определить как совокупность своеобразных, положительных и объективных норм или правил должного, выработавшихся в общественном союзе и имеющих характер властных внешних приказов, направленных на регулирование человеческих отношений. Он говорил, что по отношению к людям право выступает как бы в двух ипостасях: во-первых, право служит авторитетным мерилом взаимоотношений лиц, уполномочивающее и обязывающее их к известному поведению; во-вторых, для субъектов права характерно сознание его властности, внешней авторитетности и принудительности. Далее он считал, что отличительный признак права или, точнее, правовой нормы заключается в ее строгой внешней императивности. Этот внешний авторитет диктует свою волю, требует подчинения ему независимо от внешних убеждений и внутреннего авторитета совести. Помимо чисто внешнего принуждения право «воздействует и на духовную сторону людей, но уже не как приказы, не в силу сознания людьми их подчиненности другой воле, а как мысль, идея, проникшая в сознание людей и ставшая психическим фактором их жизни».


Е. Н. Трубецкой считал, что право прежде всего выражает правила поведения, поэтому он понимал его как совокупность норм, с одной стороны, предоставляющих, а с другой — ограничивающих внешнюю свободу лиц в их взаимных отношениях. Право имманентно содержит в себе два элемента: личный и общественный, следовательно, «право есть: 1) объективный порядок, регулирующий отношения людей в обществе, и 2) субъективный порядок, заключающий в себе индивидуальные права, признаваемые и предоставляемые юридическими нормами».


А. С. Ященко видел в праве совокупность действующих в обществе, психически переживаемых людьми и нашедших себе выражение в объективных социальных формах норм, которые устанавливают путем охраны или разграничения принудительное равновесие между интересами внешней свободы лица и интересами общественного блага.


Довольно часто дореволюционные теоретики выражали категорию права через категорию свободы. Ошибка Руссо, по мнению Б. Н. Чичерина, состояла в том, что он свободу гражданскую смешивал с естественной. А между тем истинная человеческая свобода не есть свобода животного, находящегося на воле, а свобода гражданская, которая подчинена общему закону. Только в силу этого она становится правом, поэтому «право есть явление свободы, а свобода в юридической области есть начало совершенно положительное. Ибо из нее вытекают и собственность, и обязательства». Причем свобода, как и право, имеет своим основанием Человека, который по природе своей, в интерпретации Б. Н. Чичерина, есть метафизическое существо, метафизические начала руководят его действиями, они входят как основной элемент во все общественные отношения. Исходя из этого он заключает, что «духовная природа личности, как мы видим, состоит в свободе; общественное начало, как ограничение свободы, выражается в законе, поэтому основной вопрос заключается в отношении закона и свободы».


Продолжая свою мысль, он говорил, что право есть идеальное требование во имя идеального принципа. Лишь в силу метафизической своей сущности человек признается свободным, только в силу своей сверхчувственной природы он имеет права и требует к себе уважения. Отсюда, кстати, подчеркивал он, и проистекает юридическое равенство людей, которые равны между собою единственно в отношении своей метафизической сущности; во всем остальном они не равны. Источник права, как и нравственности, лежит в свободе, но свобода эта имеет несколько другую сущность, это свобода внешняя, которая состоит в независимости лица от чужой воли во внешних действиях. «Отсюда, писал Чичерин, рождается потребность взаимного ограничения свободы; необходимо установление общего закона, определяющего область каждого лица. Право есть совместное существование свободы под общим законом». Свобода, подчиняющаяся закону, одна может установить прочный правопорядок. Чичерин, цитируя знаменитое изречение древнеримского юриста Ульпиана и опровергая Иеринга, говорил, что он менее, нежели чем кто-либо, склонен считать право выражением интереса. Напротив, он видит в нем осуществление вечных начал правды, «основное же начало права есть правда или справедливость, которая в приложении к общественным союзам состоит в равномерном распределении как общественных тягостей, так и выгод...»




Государство и право в контексте консервативной и либеральной идеологии: опыт ретроспективного анализа

В монографии рассматриваются проблемы становления и развития консервативной и либеральной политико-правовых идеологий в России, их концептуальной сущности, содержания и форм выражения. Имеет место сравнительно-правовой анализ политической и юридической составляющей этих ведущих доктрин второй половины XIX — начала ХХ в. Кроме того, предпринята попытка объяснения закономерного исторического фиаско этих двух политических партий, считавшихся демиургами политического процесса дореволюционной России. По вполне очевидным причинам дискуссии между консерваторами и либералами сфокусированы на институте государства, ибо любая политическая борьба имеет одну цель — завоевать государство и посредством законов навязывать свою политическую волю. Современная Россия находится в состоянии политической, а если смотреть шире — исторической неопределенности. Взаимное отчуждение общества и государства достигло опасных пределов. Представляется, что уверенности, а вместе с ней относительной социальной гармонии в обществе наша страна достигнет лишь в том случае, если будет найдена отвечающая исключительно нашим российским реалиям пропорция консервативных, либеральных и социалистических начал, как, собственно, это имеет место в других странах. В силу этого обстоятельства автор по тексту нередко обращается к современности. Книга окажется полезной тем, кто интересуется проблемами истории и теории государства и права, политической теории, истории политических и правовых учений, философии права.

249
 Корнев Аркадий Владимирович Государство и право в контексте консервативной и либеральной идеологии: опыт ретроспективного анализа

Корнев Аркадий Владимирович Государство и право в контексте консервативной и либеральной идеологии: опыт ретроспективного анализа

Корнев Аркадий Владимирович Государство и право в контексте консервативной и либеральной идеологии: опыт ретроспективного анализа

В монографии рассматриваются проблемы становления и развития консервативной и либеральной политико-правовых идеологий в России, их концептуальной сущности, содержания и форм выражения. Имеет место сравнительно-правовой анализ политической и юридической составляющей этих ведущих доктрин второй половины XIX — начала ХХ в. Кроме того, предпринята попытка объяснения закономерного исторического фиаско этих двух политических партий, считавшихся демиургами политического процесса дореволюционной России. По вполне очевидным причинам дискуссии между консерваторами и либералами сфокусированы на институте государства, ибо любая политическая борьба имеет одну цель — завоевать государство и посредством законов навязывать свою политическую волю. Современная Россия находится в состоянии политической, а если смотреть шире — исторической неопределенности. Взаимное отчуждение общества и государства достигло опасных пределов. Представляется, что уверенности, а вместе с ней относительной социальной гармонии в обществе наша страна достигнет лишь в том случае, если будет найдена отвечающая исключительно нашим российским реалиям пропорция консервативных, либеральных и социалистических начал, как, собственно, это имеет место в других странах. В силу этого обстоятельства автор по тексту нередко обращается к современности. Книга окажется полезной тем, кто интересуется проблемами истории и теории государства и права, политической теории, истории политических и правовых учений, философии права.

Внимание! Авторские права на книгу "Государство и право в контексте консервативной и либеральной идеологии: опыт ретроспективного анализа" (Корнев Аркадий Владимирович) охраняются законодательством!