Юридическая Корнев Аркадий Владимирович Государство и право в контексте консервативной и либеральной идеологии: опыт ретроспективного анализа

Государство и право в контексте консервативной и либеральной идеологии: опыт ретроспективного анализа

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 30.10.2012
ISBN: 9785392090310
Язык:
Объем текста: 405 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Глава I. История и теория консерватизма и либерализма. § 1. Возникновение и развитие консервативных и либеральных идей

§ 2. Концептуальная сущность консерватизма и либерализма

§ 3. Эволюция консервативных и либеральных воззрений в России

Глава II. Консервативная и либеральная теории государства. § 1. Понятие, сущность и признаки государства

§ 2. Теория правового государства

§ 3. Идея этатизма и ее теоретическое обоснование

§ 4. Функции и границы государственной власти

Глава III. Консервативная и либеральная теории права. § 1. Общая характеристика правопонимания в дореволюционной России

§ 2. Идеи естественного права и социологическая школа

§ 3. Юридический позитивизм и нормативная теория

§ 4. Учения о правах личности и роль государства и права в их обеспечении

Глава IV. Полиция в России в свете консервативной и либеральной теории государства и права

§ 1. Развитие теоретических представлений

§ 2. Полицейское государство: теория и практика

§ 3. Эволюция, правовые основы и функции полиции

Заключение



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



§ 2. Идеи естественного права и социологическая школа


Идеи естественного права получали свое распространение в России из книг зарубежных авторов, которые становились предметом тщательного научного анализа. Глубокой проработке подвергались вопросы истории естественного права, его сущности, взаимоотношений с позитивным правом. Кажущаяся простота естественно-правовой концепции в действительности очень обманчива. Казалось бы, легче простого назвать то или иное право «естественным», но объяснить, почему оно таковым считается, значительно сложней. История естественно-правовой доктрины уходит в глубь веков, к тому времени, когда люди воспринимали окружающую их действительность еще на уровне мифов. Государство, право находились в младенческом возрасте, но люди с самого начала их появления пытались понять сущность этих категорий.


Древние египтяне полагали, что правду, справедливость олицетворяет богиня Маат (Ма-ат). Правила поведения, судебные решения, божественный характер земной власти по своему смыслу должны были соответствовать Маат, т. е. естественно-божественному порядку справедливости. Практически у всех древних народов: Рта (Рита) у индоариев; Дао у китайцев; Дике у греков — обозначали правду-справедливость, от которой берет свое начало естественное (естественно-божественное) право. Попытки рационализировать естественное право предпринимали древние греки, а затем и римляне, тем более что их культура с самого начала была политической. Пожалуй, впервые термин «естественное право» ввел в оборот древнегреческий поэт Гесиод (VII в. до н. э.), который наряду с человеческим правом признавал право по природе — фесеи (от греч. фюсис — природа). Школа софистов, платных учителей мудрости, внесла значительный вклад в развитие теории естественного права. До софистов «неписаный», «естественный закон» отождествлялся с законами, установленными волей богов, с «божественным правом». Софисты секуляризовали это понятие, лишили его религиозного смысла и в новом светском истолковании запустили в широкий оборот. Первоначально оно утвердилось в греческой юриспруденции, а затем в римской. Софистическое понятие естественного права было революционным, светским. В истории политической и правовой мысли это случилось еще раз в XVII–XVIII вв., когда в Европе началась эпоха буржуазных революций. Естественное право у софистов выполняло роль тарана, с помощью которого они разбивали авторитет действующего права, в какой бы форме оно ни существовало — «воля богов», «заветы отцов», положительные законы государства. Естественно то, утверждали софисты, что установлено самой природой, что свойственно человеку. Так появилась идея прирожденных прав личности.


Софист Гиппий утверждал, что закон — тиран людей, а по «своей природе они равны». Ученик Горгия Алкидам говорил: «Бог сотворил всех людей свободными, и природа никого не сделала рабом». Однако наиболее резкая критика положительного права, т. е. установленного или санкционированного государством, содержится у софиста Антифона, который вывел целую теорию, противопоставляющую положительное право естественному. «Мы, — говорил Антифон, — уважаем тех, кто происходит от знатных предков, но мы не уважаем и не почитаем людей низкого происхождения. Таким образом, мы относимся друг к другу как варвары. Почему считается справедливым, если люди соблюдают государственные законы, но ведь государственные законы произвольны, даже тогда, когда они основаны на соглашении. Но существуют и другие, непризнанные законы — законы природы, которые необходимы и всеобщи. Тот, кто преступает государственные законы, не несет никакого наказания, если это нарушение не стало известным. Другое дело, когда нарушаются естественные законы. Голос совести, не зависящий от реакции на совершение правонарушения, является более серьезной санкцией, поскольку она основывается на присущей самому естественному закону истинности». Большинство установленных законов он считал враждебными человеческой природе, ибо они нарушают естественную свободу людей, препятствуют свободному осуществлению их деятельности.


Естественно-правовая доктрина начинает приобретать популярность параллельно с идеей равенства, которая стала распространяться в греческом рабовладельческом мире. Из произведений Эврипида она попадает на театральную арену, но далее этого не идет. Никаких изменений в хозяйственной жизни и законодательстве греческих государств не происходит. Не меняет положения и учение самого известного и авторитетного из софистов Протагора (485–411 гг. до н. э.), автора знаменитой формулы «Человек есть мера всех вещей, существующих, поскольку они существуют, и не существующих, поскольку они не существуют». И тем не менее заслуга софистов состоит в том, что они пытались «очеловечить» государственно-правовую действительность в том числе. Иными словами, была предпринята попытка поставить человека в центр всех проблем. Установление человеческого начала мерилом всего и вся было подлинной революцией. Во всяком случае так принято считать.


Существенный вклад в развитие естественно-правовых взглядов внесли древнегреческие стоики. Философию стоиков можно в полном смысле слова назвать эллинистической, поскольку она преодолела узкогреческие рамки и оказала существенное влияние на жизнь других народов.


Стоики уже не испытывали священного трепета перед государством, не поклонялись ему, как это было принято в античном мире. Однако они не были и анархистами. Когда Антисфена спросили, как нужно относиться к государству, он ответил: «Как к огню. Не следует подходить к нему близко, чтобы не обжечься, и не следует слишком удаляться от него, чтобы не замерзнуть». С самого начала естественно-правовая доктрина критически относилась к государству или уж во всяком случае не делала из него культа. Оно было орудием борьбы с властью.


Основатель стоицизма Зенон исходил из понятия «естественного закона», который он не отличал от божественного. Этот закон предписывал то, что справедливо, и запрещал противное. С течением времени стоики несколько поменяли свою позицию. Они «перенесли» божественный закон с небес и вложили его в природу человека, сделав его элементом внутреннего человеческого сознания. Таким образом, человек получил возможность самостоятельно определять то, что ему позволено делать и что запрещено. Нравственность становится делом внутреннего самосознания. Божественный закон оказался растворенным в мире, и каждое существо получило возможность решать вопрос, что соответствует его природе, а что противоречит. Жить «по природе» означало следовать не только неким общим принципам «закона», но и тому, как этот закон отражен в индивидуальной воле человека. Объективно стоики пришли к понятию «нравственно должного». Эти идеи получили свое отражение в трактате Зенона «О человеческой природе».


Идеи стоицизма получили распространение в Риме. Римляне — отважные воины, государственники, завоеватели были прирожденными стоиками. В силу этого стоицизм органично вписался в духовную традицию Рима. Римский стоицизм представлен именами Сенеки, Марка Аврелия Антонина и Эпиктета.


Сенека — «миллионер с больной совестью», полагал, что вселенная — это естественное государство со своим естественным правом. Как и греческие стоики, Сенека считал естественное право одновременно и законом мироздания, и императивом равенства. Стоики мечтали о справедливом государстве, в котором будут жить равные друг другу люди, руководствуясь законом, отвечающим их природе. Творчество Сенеки очень сильно повлияло на формирование христианства с его апелляцией к естественному праву. Отдельные цитаты Нового Завета почти дословно совпадают с цитатами некоторых работ Сенеки. Существует легенда, согласно которой Сенеку обратил в христианство апостол Павел.




Государство и право в контексте консервативной и либеральной идеологии: опыт ретроспективного анализа

В монографии рассматриваются проблемы становления и развития консервативной и либеральной политико-правовых идеологий в России, их концептуальной сущности, содержания и форм выражения. Имеет место сравнительно-правовой анализ политической и юридической составляющей этих ведущих доктрин второй половины XIX — начала ХХ в. Кроме того, предпринята попытка объяснения закономерного исторического фиаско этих двух политических партий, считавшихся демиургами политического процесса дореволюционной России. По вполне очевидным причинам дискуссии между консерваторами и либералами сфокусированы на институте государства, ибо любая политическая борьба имеет одну цель — завоевать государство и посредством законов навязывать свою политическую волю. Современная Россия находится в состоянии политической, а если смотреть шире — исторической неопределенности. Взаимное отчуждение общества и государства достигло опасных пределов. Представляется, что уверенности, а вместе с ней относительной социальной гармонии в обществе наша страна достигнет лишь в том случае, если будет найдена отвечающая исключительно нашим российским реалиям пропорция консервативных, либеральных и социалистических начал, как, собственно, это имеет место в других странах. В силу этого обстоятельства автор по тексту нередко обращается к современности. Книга окажется полезной тем, кто интересуется проблемами истории и теории государства и права, политической теории, истории политических и правовых учений, философии права.

249
 Корнев Аркадий Владимирович Государство и право в контексте консервативной и либеральной идеологии: опыт ретроспективного анализа

Корнев Аркадий Владимирович Государство и право в контексте консервативной и либеральной идеологии: опыт ретроспективного анализа

Корнев Аркадий Владимирович Государство и право в контексте консервативной и либеральной идеологии: опыт ретроспективного анализа

В монографии рассматриваются проблемы становления и развития консервативной и либеральной политико-правовых идеологий в России, их концептуальной сущности, содержания и форм выражения. Имеет место сравнительно-правовой анализ политической и юридической составляющей этих ведущих доктрин второй половины XIX — начала ХХ в. Кроме того, предпринята попытка объяснения закономерного исторического фиаско этих двух политических партий, считавшихся демиургами политического процесса дореволюционной России. По вполне очевидным причинам дискуссии между консерваторами и либералами сфокусированы на институте государства, ибо любая политическая борьба имеет одну цель — завоевать государство и посредством законов навязывать свою политическую волю. Современная Россия находится в состоянии политической, а если смотреть шире — исторической неопределенности. Взаимное отчуждение общества и государства достигло опасных пределов. Представляется, что уверенности, а вместе с ней относительной социальной гармонии в обществе наша страна достигнет лишь в том случае, если будет найдена отвечающая исключительно нашим российским реалиям пропорция консервативных, либеральных и социалистических начал, как, собственно, это имеет место в других странах. В силу этого обстоятельства автор по тексту нередко обращается к современности. Книга окажется полезной тем, кто интересуется проблемами истории и теории государства и права, политической теории, истории политических и правовых учений, философии права.

Внимание! Авторские права на книгу "Государство и право в контексте консервативной и либеральной идеологии: опыт ретроспективного анализа" (Корнев Аркадий Владимирович) охраняются законодательством!