|
Оглавление§ 2. Концептуальная сущность консерватизма и либерализма § 3. Эволюция консервативных и либеральных воззрений в России § 2. Теория правового государства § 3. Идея этатизма и ее теоретическое обоснование § 4. Функции и границы государственной власти § 2. Идеи естественного права и социологическая школа § 3. Юридический позитивизм и нормативная теория § 4. Учения о правах личности и роль государства и права в их обеспечении Глава IV. Полиция в России в свете консервативной и либеральной теории государства и права § 1. Развитие теоретических представлений § 2. Полицейское государство: теория и практика § 3. Эволюция, правовые основы и функции полиции Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу§ 3. Юридический позитивизм и нормативная теорияЭмпиризм, основанный на наблюдении как средстве познания законов науки, был тесно связан с выдающимися достижениями и оказывал сильное влияние на все сферы человеческой деятельности. В Англии возникло мощное движение, не потерявшее своего значения и в наши дни, сторонники которого стремились обосновывать философские умозаключения солидными опытными данными. При этом они руководствовались тем же методом, который столь успешно применялся в области чистой науки. Вдохновленное скептицизмом Рене Декарта, используемым французским философом в качестве приема для нахождения достоверного начала знания, это движение получило мощную поддержку в лице Джона Локка и его последователей, самым знаменитым среди которых был Дэвид Юм, подчеркивавший, что существуют две области человеческого познания. Одна — в сфере фактов. Она связана с установлением реального положения вещей. И любые предположения в этой области могут приниматься как истинные или отвергаться как ложные. Другая — в сфере «должного», где устанавливается, каковым надлежит быть порядку вещей. Эволюция позитивизма от Юма перешла к утилитаристам (И. Бентам), учение которых обеспечивало не столько необходимые логические обоснования, сколько создало благоприятные условия для перехода к юридическому позитивизму. Стремление позитивистов провозгласить автономию права и рассматривать его в качестве науки имело важные последствия для будущего теории права, которая, в свою очередь, как это часто бывает в подобных случаях, сама стала катализатором собственного развития. В XIX в. наука обрела весьма престижный статус, который она заслужила благодаря своим замечательным достижениям как в области теоретических знаний, так и в сфере развития технологий. Люди пришли к пониманию того, что каждая отрасль знания должна иметь научную основу, если только цель знаний — внести вклад во всеобщий прогресс, путь к которому и указывают научные методы. Теория эволюции Дарвина объясняет и современное состояние животного мира, и собственное развитие человека. Подчеркивая непрерывный и постепенный характер развития человечества со стадии животного состояния, она не только поставила под серьезное сомнение уникальное положение человека во вселенной, но также указала метод исследования человеческой деятельности в свете научного анализа, подобного анализу других физических явлений. Термин «позитивизм» был впервые введен в научный оборот французским философом Огюстом Контом в первой половине XIX в. для обозначения своей собственной философской системы. Становление юридического позитивизма в России происходит с конца 60-х гг. XIX столетия. В 1868 г. появляются две работы: «Теория права (юридическая догматика)» М. Н. Капустина и «Очерки юридической энциклопедии» Н. К. Ренненкампфа. Вперемежку с некоторыми идеями исторической школы права М. Н. Капустин в духе формально-догматической юриспруденции и юридического позитивизма стремился построить общие учения «о праве» как «юридическую догматику», «догму права», преимущественно на основе догмы гражданского права. Это были первые попытки в России выработать формально-догматическую теорию права с использованием, хотя и не вполне последовательно, методологических принципов позитивизма. В 1882 г. выходит программная работа, своего рода манифест юридического позитивизма в России, «О современном движении в науке права». Автором ее был Семен Викентьевич Пахман, заслуженный профессор Санкт-Петербургского, Казанского, Харьковского университетов. В основу произведения легла речь, произнесенная в годовом собрании юридического общества при Санкт-Петербургском университете 14 февраля 1882 г. Названная работа имела важное значение в становлении юридического позитивизма в России. С начала 80-х годов и до конца столетия усилиями Г. Ф. Шершеневича, С. В. Пахмана, Е. В. Васьковского, Д. Д. Гримма, Н. И. Палиенко, А. Рождественского юридический позитивизм в России был господствующим направлением в общей теории права и в отраслевых юридических дисциплинах, особенно и в первую очередь в цивилистике. В отечественной юридической науке позитивистская теория права в России наиболее хорошо изучена В. Д. Зорькиным, который посвятил этой проблеме специальную работу. В целом, если рассматривать позитивизм как направление в теории познания, он отрицает теоретическую спекуляцию, умозрение как средство получения знаний; единственным источником знаний он объявляет конкретные (эмпирические) науки и полагает, что в философии нет самостоятельного, отдельного от конкретных наук предмета исследования. Задачу научного исследования позитивизм видит в описании явлений, а не в их объяснении. Наука, с точки зрения позитивистов, отвечает на вопрос «как?», а не на вопрос «почему?» На основе философии позитивизма, в рамках позитивистской теории права второй половины XIX — начала XX в. сложились два направления: первое — юридический позитивизм, или аналитическая юриспруденция как один из теоретических способов обоснования формально-догматического метода, одна из разновидностей формально-догматической теории права; второе — социологический позитивизм — непосредственный предшественник буржуазной социологии права XX в. Юридический позитивизм явился одним из теоретических выражений формально-догматической юриспруденции, формально-догматического метода. Применяя философию позитивизма, юридический позитивизм свел наблюдаемые явления к текстам источников права, преимущественно закона, и ограничил юридическую науку догмой права, а именно описанием, обобщением, систематизацией и классификацией нормативных предписаний законодателя и выработкой на основе этого соответствующих юридических понятий и конструкций. Из проблематики юридической науки как таковой были исключены не только сущностные и аксиологические аспекты права (общая черта всей позитивистской юриспруденции), но и социальная обусловленность права, его возникновение, структура и функционирование в общем потоке социальных взаимосвязей и отношений. Социологический позитивизм не ограничивался догмой права, но в отличие от юридического позитивизма считал ее вспомогательной, чисто технической частью теории права, стремился понять право в связи с его содержанием, т. е. прежде всего выработать социологическое понятие права, а также поставить и решить проблему возникновения и функционирования права («динамика» права) во взаимосвязи с другими многообразными фактами, отношениями и т. п. Здесь была применена та же позитивистская методология и теория познания. Однако право было истолковано уже не формально-догматически, как абстрактная система нормативных предписаний суверенной власти государства, а как один из взаимосвязанных социальных фактов, как широкая социальная структура, социальный порядок в контексте других фактов-явлений. Юридический позитивизм не следует отождествлять со всей позитивистской теорией права, или позитивизмом в праве второй половины XIX в., представляющим собой лишь один из ее вариантов или тенденций, а именно один из способов теоретического обоснования формально-догматического подхода к праву, формально-догматической теории права с помощью философии позитивизма. Юридический позитивизм не сводится к формально-догматическому методу, к формально-догматическим приемам обработки права, он выливается в определенную теорию права, в которой важнейшие правовые понятия обоснованы с позиций философии позитивизма в преломлении через формально-догматическое мышление и юридическое мировоззрение. Внимание! Авторские права на книгу "Государство и право в контексте консервативной и либеральной идеологии: опыт ретроспективного анализа" (Корнев Аркадий Владимирович) охраняются законодательством! |