Философия Отв. ред. Чумаков А.Н. Философия в профессиональной деятельности. Учебное пособие

Философия в профессиональной деятельности. Учебное пособие

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 19.03.2014
ISBN: 9785392146369
Язык:
Объем текста: 591 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Философия и профессиональная деятельность (предисловие)

Раздел 1. Основы систематической философии. Тема 1. Предмет и специфика философского знания

Тема 2. Метафизика и диалектика

Тема 3. Философия природы

Тема 4. Философские проблемы человека

Тема 5. Этика

Тема 6. Эстетика

Тема 7. Философия культуры

Тема 8. Философия творчества

Тема 9. Философия науки

Тема 10. Философия искусственного интеллекта

Тема 11. Философские проблемы естествознания

Тема 12. Философские концепции научно-технического прогресса

Раздел 2. Философские проблемы профессиональной деятельности. Тема 1. Философия экономики

Тема 2. Философские основания экономической науки

Тема 3. Философия политики

Тема 4. Философия права

Тема 5. Философия религии

Тема 6. Философия истории

Тема 7. Философия управления

Тема 8. Философия налогов

Тема 9. Философские проблемы математики

Тема 10. Социальные проблемы информационных технологий

Тема 11. Этика бизнеса и деловых отношений

Тема 12. Профессиональная этика и деловой этикет

Словарь основных понятий



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Тема 8.
ФИЛОСОФИЯ ТВОРЧЕСТВА


1. Проблемы понимания творчества


Творчество в самом общем смысле — это создание принципиально нового в самых различных областях культуры, открытие новой реальности. Можно ли ясно, просто и наглядно оценить ту новизну, которую рождает творчество, есть ли у него критерии, кого можно назвать человеком творческим, выступает ли творчество всеобщим свойством человеческой природы или оно доступно только «необычным» людям, является ли творчество человеческой деятельностью или «даром свыше»? Однозначных ответов на все перечисленные вопросы, скорее всего, просто не существует, настолько многогранно, неуловимо и многолико творчество.


Трудности понимания видны и в том простом факте, что существует целый ансамбль понятий, обращающий нас к творчеству: «творческий процесс» и «творческий результат», «творческий человек», «творческая деятельность», «творческий потенциал», «коллективное творчество», «креативность», творчество научное, художественное, техническое и т. п. Все понятия ориентированы на доминанту творчества, и в каждом случае они несут в себе нюансы смысла.


Загадки и смыслы творчества обусловлены тем, что творческий процесс, в котором чрезвычайно силен интуитивный компонент, «сопротивляется» логическому, системному анализу. Н. А. Бердяев в VI главе работы «Смысл творчества. Опыт оправдания человека» писал, что «творчество необъяснимо. Творчество — тайна. Тайна творчества есть тайна свободы», и таким образом, творческая деятельность есть деятельность свободная. Иными словами, причинно-следственные зависимости (условия) и природная одаренность могут присутствовать, а творчества нет — результата нет. Может сложиться ситуация: научное открытие, техническое изобретение, картину создает личность, которая вообще не демонстрировала до того никаких творческих способностей. Откуда взялись творческие задатки? Другой пример: признание знаменитых людей в том, что их открытия (стихи, изобретения, музыкальные темы, сюжеты картин) пришли в ним в виде сновидений. Так, может быть, больше спать? Советуют для активизации творческого процесса выходить за пределы решаемых творческих задач — больше читать художественную литературу, ходить на концерты. Можно все это проделать, но так и не стать творческим человеком.


Парадоксы творчества видны и в том, что те, кто много знает о творчестве (методологи и философы творчества), сами чаще всего не творят, а те, кто выдает творческий результат, не знает, как это получается. Получается, что каким-то необъяснимым образом творец «знает» новый результат, устремляясь к нему. Не существует рецепта интеллектуального усилия для того, чтобы возник творческий продукт. Если бы можно было бы заставить всех мыслить креативно (выработать универсальную технологию), на Земле жили бы одни гении.


Всякое ли творчество — это созидание нового, и всякое ли новое есть творческий продукт? Для того чтобы в этом разобраться, следует посмотреть на особенности проблематики творчества в таких областях, как, например, искусство и наука.


Искусство дает неповторимые образцы: художник, поэт, скульптор, музыкант стремятся создать такую форму, которую природа не создает. Но в каком бы виде или жанре искусства человек ни выступал творцом, он всегда опирается на свою интуицию и мастерство с тем, чтобы создать образы, эмоционально волнующие, полные экспрессии, чувства. Там же, где в искусстве обнаруживается только техника, о новизне говорить не приходится.


Художественная новизна проявляется в двух измерениях: в процессе создания образа и в самом произведении искусства. Художественная деятельность требует от своего субъекта выражения красоты, передачи чувства, воплощения идеи в соразмерности и ритмичности. В такой деятельности нераздельно слиты и природный талант, и интуиция, и жизненный опыт творца. Именно по причине нераздельности структурных составляющих художественной деятельности трудно, а чаще всего и невозможно разработать формальные критерии создания нового. Эстетический образ часто живет по своим собственным внутренним законам, но его ценность и новизна всегда выражаются в неповторимом сочетании метафор, эмоциональной насыщенности, нетривиальных сравнениях. Можно привести бесконечное множество примеров большого искусства, свидетельствующих об этом. «Горы спят, вдыхая облака, выдыхая снежные лавины» (В. Высоцкий). «Медведица, вы для какой забавы в ребеночке влюбленными зубами выщелкивали Бога, словно блох» (Б. Ахмадулина). «Велик был год и страшен по Рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй. Был он обилен летом солнцем, а зимою снегом, и особенно высоко в небе стояли две звезды: звезда пастушеская — вечерняя Венера и красный дрожащий Марс» (М. А. Булгаков «Белая гвардия»). Мадонны Рафаэля и да Винчи, Пятая симфония глухого Бетховена, музыка Моцарта, храм Василия Блаженного, поэзия Пушкина и Лермонтова... Бесконечен ряд великих творческих образов, создающих духовную летопись культуры.


В то же время эстетический опыт в искусстве принадлежит не только художнику (музыканту, поэту), но и зрителю (читателю). Важно, чтобы зритель ощутил таинственный зов искусства, был подготовлен к такому восприятию, готов к переживанию новой реальности, которая превышает природную интенсивность заложенных в нее творцом чувств.


Опыт научного творчества имеет свои особенности; в первую очередь он в гораздо большей степени обусловлен личным интеллектуальным потенциалом и способностью к нетривиальному видению научных проблем в рамках рационального мышления и рациональной интуиции. Действительно, научное или техническое открытие не имеет такой эмоциональной насыщенности и чувственной достоверности (в научной теории), как художественный образ. Да и оценить красоту научной теории, «перевернувшей» привычную картину мира, в отличие от картины, способны прежде всего сами ученые.


Так что же есть творчество: принципиальная новизна, в которой ярко проявляется духовный облик творца — художника, поэта, философа, ученого, инженера? Для ответа на этот вопрос надо четко представлять себе критерии новизны и эпигонства, хотя и в последнем случае, как и при компиляции содержания научных статей для написания диссертации, возможно рождение нового. Если судить не по результату, а по данным природой и развившимся способностям одаренного индивида, то вопросов возникает еще больше: как сравнивать способности, как соотносятся способности с наследственностью, чем отличается талант от гения и т. д. Ответ заключается в том, что творчество много больше, чем первое и второе. Но помимо того, что оно и процесс, и результат, и способности, оно еще и акт культуры, связанный с социальными условиями жизни человека. Собрать воедино «кирпичики» оценочных суждений помогает философия, потому что она видит то всеобщее, что объединяет многообразные проблемы творчества. Философия отвечает на вопрос, как возможно творчество.




Философия в профессиональной деятельности. Учебное пособие

Учебное пособие подготовлено опытными преподавателями кафедры «Философия» Финансового университета при Правительстве РФ и призвано способствовать лучшему усвоению студентами и аспирантами различных форм и направлений обучения философских проблем в области их профессиональной деятельности.<br /> Пособие написано в качестве дополнительного материала к изучению основного курса «Философия» и рекомендуется бакалаврам, магистрам, аспирантам, преподавателям, а также всем, кто интересуется проблемами философии в тех сферах профессиональной деятельности, которые представлены в Финансовом университете при Правительстве РФ и аналогичных высших учебных заведениях.

209
Философия Отв. ред. Чумаков А.Н. Философия в профессиональной деятельности. Учебное пособие

Философия Отв. ред. Чумаков А.Н. Философия в профессиональной деятельности. Учебное пособие

Философия Отв. ред. Чумаков А.Н. Философия в профессиональной деятельности. Учебное пособие

Учебное пособие подготовлено опытными преподавателями кафедры «Философия» Финансового университета при Правительстве РФ и призвано способствовать лучшему усвоению студентами и аспирантами различных форм и направлений обучения философских проблем в области их профессиональной деятельности.<br /> Пособие написано в качестве дополнительного материала к изучению основного курса «Философия» и рекомендуется бакалаврам, магистрам, аспирантам, преподавателям, а также всем, кто интересуется проблемами философии в тех сферах профессиональной деятельности, которые представлены в Финансовом университете при Правительстве РФ и аналогичных высших учебных заведениях.

Внимание! Авторские права на книгу "Философия в профессиональной деятельности. Учебное пособие" (Отв. ред. Чумаков А.Н.) охраняются законодательством!