Философия Отв. ред. Чумаков А.Н. Философия в профессиональной деятельности. Учебное пособие

Философия в профессиональной деятельности. Учебное пособие

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 19.03.2014
ISBN: 9785392146369
Язык:
Объем текста: 591 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Философия и профессиональная деятельность (предисловие)

Раздел 1. Основы систематической философии. Тема 1. Предмет и специфика философского знания

Тема 2. Метафизика и диалектика

Тема 3. Философия природы

Тема 4. Философские проблемы человека

Тема 5. Этика

Тема 6. Эстетика

Тема 7. Философия культуры

Тема 8. Философия творчества

Тема 9. Философия науки

Тема 10. Философия искусственного интеллекта

Тема 11. Философские проблемы естествознания

Тема 12. Философские концепции научно-технического прогресса

Раздел 2. Философские проблемы профессиональной деятельности. Тема 1. Философия экономики

Тема 2. Философские основания экономической науки

Тема 3. Философия политики

Тема 4. Философия права

Тема 5. Философия религии

Тема 6. Философия истории

Тема 7. Философия управления

Тема 8. Философия налогов

Тема 9. Философские проблемы математики

Тема 10. Социальные проблемы информационных технологий

Тема 11. Этика бизнеса и деловых отношений

Тема 12. Профессиональная этика и деловой этикет

Словарь основных понятий



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Тема 7.
ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ


В мировой философии исторически сравнительно поздно выделяется новая область — философия культуры. Как позднее в XIX в. в культурологии, предметом философии культуры становится изучение глубинных основ и закономерностей развития культуры как конкретно-исторической системы создания, сохранения, рспределения, обмена и потребления материальных и духовных ценностей.


Термин «культура» (от лат. cultura — обрабатывающий, возделывающий) был введен в научный обиход древнеримским философом, оратором и политическим деятелем Марком Туллием Цицероном (106—43 г. до н. э.) в 45 г. до н. э. в труде «Тускуланские беседы». В нем Цицерон говорит о культуре как о «культуре ума и сердца» в смысле «возделывания ума», обработки духовных способностей человека.


В настоящее время существует более 300 разнообразных подходов и определений культуры. Каждое из этих определений становится эпистемологическим ядром, центром, вокруг которого выстраивается часто философская система взглядов того или иного мыслителя. Так, крупнейший философ и мифолог Д. Фрезер в своей книге «Золотая ветвь» предлагает понимать культуру как природу человека. Это понимание становится исходным методологическим принципом его философско-мифологической концепции мира. В отличие от Д. Фрезера З. Фрейд дает психоаналитическое понимание культуры как выражение бессознательного через «Оно», а создатели структурализма в философии К. Леви-Стросс и М. Фуко понимают культуру как внутреннюю структуру всего человеческого, превращая ее в основу своей социальной философии. Аналогичные примеры мы находим в формировании социальной философии Ж.-П. Сартра, где экзистенциалистская концепция культуры становится выражением экзистенции человеческого бытия. В философских системах ноосферы В. И. Вернадского этим ядром становится гуманистическое определение культуры будущего. В философских системах С. Лема и Э. Маркаряна понимание культуры деятельности как универсальной технологии по созданию стандартов, норм, традиций и творчески продуктивного начала, понятия порождает деятельностный подход в социальной философии.


Различные эпистемологические определения культуры становятся не только смыслообразующим началом иногда целостной философской системы, но и стимулируют разработку различных методологических подходов для изучения общества и культуры. Следуя этой логике развития философии культуры и не имея возможности опираться на все существующие сегодня философские определения культуры, мы остановимся на аксиологически деятельностном понимании культуры, которое позволяет более глубоко выявить глубинные проблемы, непосредственно связанные с профессиональной деятельностью наших читателей.


Наиболее распространенным и философски обоснованным, с нашей точки зрения, является понимание культуры как творчески созидательной деятельности по преобразованию природы и общества, результатами которой является постоянное созидание, пополнение и распределение материальных и духовных ценностей, совершенствование всех сущностных человеческих сил. Это понимание культуры как объекта философского дискурса дополняет первое культурологическое определение культуры как предмета самостоятельной науки — культурологии.


Одно из первых культурологических определений этого общественного явления было предложено английским исследователем Э. Б. Тайлор в книге «Первобытная культура» во второй половине XIX в. Тайлор представляет культуру как «собирательное» понятие, которое «слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества». В этом определении фактически перечисляются и обобщаются все ценности духовной жизни человеческого общества, что далее позволяет соединить все накопленное знание в области философии культуры в единое целое.


В ХХ в. в круг интересов как философии культуры, так и науки о культуре (культурологии) входят все новые и новые сферы человеческой деятельности. Наиболее тесно культурология взаимодействует с философией, в недрах которой она возникла и развивалась на протяжении многих веков. В то же время она тесно связана с эстетикой, искусствознанием, являясь соединительным звеном между философией и искусствоведческими дисциплинами, включая многие проблемы эстетики. Она выявляет и собирает то общее, что объединяет все области художественного творчества.


Анализ философских проблем духовной культуры невозможен без обращения, например, к физиологии и психологии, которые исследуют механизмы человеческого восприятия. В решении этих проблем большую роль играют данные социологии, семиотики, теории информации. Взаимодействие культурологии и педагогики содействует формированию человека нашего времени, помогая воспитательному процессу. Весьма актуальным становится взаимодействие культурологии и экологии, при котором проблемы сохранения окружающей среды рассматриваются в соответствии с пониманием гуманистического начала в современном мире. Особую роль в этом взаимодействии играет этика как наука об истинности человеческих отношений. Взаимодействие философии культуры и культурологии со смежными науками, сочетание традиционных и новых методов исследования дают возможность по-новому подходить к проблемам человеческой деятельности в культуре и их плодотворному решению.


В античной философии понимание культуры отождествлялось с духовностью человека, ярко выраженной в художественном творчестве. Критерии художественности произведений культуры, принципы, на которых должен строиться их анализ, были выдвинуты Аристотелем в «Поэтике». Этот труд, дошедший до нас, к сожалению, в неполном виде, не только обобщал опыт художественной практики античной Греции, но и носил культурно-нормативный характер. Аристотель учил, что произведение культуры может быть осуждено, если его содержание непонятно, противоречит логике, вредно для нравственности и идет вразрез с правилами искусства творчества.


Важную роль в культурном наследии древнегреческого философа играет его учение о мимесисе, т. е. подражании. Демокрит и Аристотель рассматривали искусство в культуре как подражание объективной действительности, подчеркивая земной, а не мистический характер художественного творчества. В то же время, с точки зрения античных мыслителей, мимесис — это не просто копирование. Так, Аристотель подчеркивал свободу выбора художника как объекта, так и средств изображения, особо выделяя роль обобщения в искусстве, «философичность» культуры.


В античной философии особенно со времен мыслителей Древнего Рима философия включала почти все научные проблемы, которые описывались часто словом «культура». Такое положение дел, как утверждает в своих трудах профессор А. Н. Чумаков, сохранялось на протяжении столетий. Этим объясняется, в частности, тот факт, что в «средневековых трактатах слово «культура» практически не встречается. Это объясняется в первую очередь теологически ориентированным сознанием средневекового человека, воспринимающего весь мир как творение Бога».


Эпоха Возрождения принципиально меняет отношение к культуре. Художественная практика и философские суждения мыслителей эпохи Возрождения Леонардо да Винчи и Альбрехта Дюрера наиболее полно воплощают в себе характерные черты культуры Ренессанса. Их философские взгляды на культуру в обобщенном для всей эпохи виде выражают гуманистическую по своей сути ориентацию в вопросе об источнике красоты в искусстве. В своих трудах они утверждают родственность науки и искусства в культуре как форм, в которых человек может познать природу и самого себя; мысли о том, что отражение красоты природы художником не есть копирование. Прекрасное в искусстве и культуре воспринимается всей философией эпохи Возрождения как особый результат культурного отбора, выявления общего, наиболее совершенного в окружающем человека мире, его «второй природе».


Однако на философском уровне сущность культуры начинает осмысляться только в XVII—XVIII вв. в учениях С. Пуфендорфа, Дж. Вико, К. Гельвеция, Б. Франклина, И. Гердера.


Особое место занимает учение о культуре, аккумулированное во многом в эстетике и этике в системах классической немецкой философии, особенно у Канта и Гегеля. Оно как бы завершает их системы, решая важнейшие проблемы духовной культуры человечества, и в первую очередь вопрос об эстетическом вкусе как основе культурной духовной деятельности, положившей начало новому видению мира в творчестве XIX—XX вв. В книге «Критика способности суждения» (раздел «Аналитика прекрасного») И. Кант пишет: «Чтобы определить, прекрасно ли нечто или нет, мы соотносим представление не с объектом посредством рассудка ради познания, а с субъектом и его чувством удовольствия или неудовольствия посредством воображения (быть может, в связи с рассудком). Суждение вкуса поэтому не есть познавательное суждение; стало быть, оно не логическое, а эстетическое суждение, под которым подразумевается то суждение, определяющее основание которого может быть только субъективным». Анализируя далее культурную способность эстетического суждения, Кант свел ее к бескорыстному любованию формой предмета, умалив значение содержания. Выявление Кантом специфики эстетического суждения, весьма важное для научного и культурологического познания, обеднено тем, что философ отрывает, изолирует эстетическую сферу от всех других видов культурного познания и деятельности людей. Эти положения кантовского учения о природе прекрасного были позднее взяты на вооружение теоретиками культуры модернизма и постмодернизма.




Философия в профессиональной деятельности. Учебное пособие

Учебное пособие подготовлено опытными преподавателями кафедры «Философия» Финансового университета при Правительстве РФ и призвано способствовать лучшему усвоению студентами и аспирантами различных форм и направлений обучения философских проблем в области их профессиональной деятельности.<br /> Пособие написано в качестве дополнительного материала к изучению основного курса «Философия» и рекомендуется бакалаврам, магистрам, аспирантам, преподавателям, а также всем, кто интересуется проблемами философии в тех сферах профессиональной деятельности, которые представлены в Финансовом университете при Правительстве РФ и аналогичных высших учебных заведениях.

209
Философия Отв. ред. Чумаков А.Н. Философия в профессиональной деятельности. Учебное пособие

Философия Отв. ред. Чумаков А.Н. Философия в профессиональной деятельности. Учебное пособие

Философия Отв. ред. Чумаков А.Н. Философия в профессиональной деятельности. Учебное пособие

Учебное пособие подготовлено опытными преподавателями кафедры «Философия» Финансового университета при Правительстве РФ и призвано способствовать лучшему усвоению студентами и аспирантами различных форм и направлений обучения философских проблем в области их профессиональной деятельности.<br /> Пособие написано в качестве дополнительного материала к изучению основного курса «Философия» и рекомендуется бакалаврам, магистрам, аспирантам, преподавателям, а также всем, кто интересуется проблемами философии в тех сферах профессиональной деятельности, которые представлены в Финансовом университете при Правительстве РФ и аналогичных высших учебных заведениях.

Внимание! Авторские права на книгу "Философия в профессиональной деятельности. Учебное пособие" (Отв. ред. Чумаков А.Н.) охраняются законодательством!