Философия Отв. ред. Чумаков А.Н. Философия в профессиональной деятельности. Учебное пособие

Философия в профессиональной деятельности. Учебное пособие

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 19.03.2014
ISBN: 9785392146369
Язык:
Объем текста: 591 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Философия и профессиональная деятельность (предисловие)

Раздел 1. Основы систематической философии. Тема 1. Предмет и специфика философского знания

Тема 2. Метафизика и диалектика

Тема 3. Философия природы

Тема 4. Философские проблемы человека

Тема 5. Этика

Тема 6. Эстетика

Тема 7. Философия культуры

Тема 8. Философия творчества

Тема 9. Философия науки

Тема 10. Философия искусственного интеллекта

Тема 11. Философские проблемы естествознания

Тема 12. Философские концепции научно-технического прогресса

Раздел 2. Философские проблемы профессиональной деятельности. Тема 1. Философия экономики

Тема 2. Философские основания экономической науки

Тема 3. Философия политики

Тема 4. Философия права

Тема 5. Философия религии

Тема 6. Философия истории

Тема 7. Философия управления

Тема 8. Философия налогов

Тема 9. Философские проблемы математики

Тема 10. Социальные проблемы информационных технологий

Тема 11. Этика бизнеса и деловых отношений

Тема 12. Профессиональная этика и деловой этикет

Словарь основных понятий



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Тема 6.
ЭСТЕТИКА


I. Эстетика в контексте других подходов


Эстетика (от греч. aistheticos — чувство) является философской дисциплиной и наукой об искусстве и прекрасном. Она возникла в середине XVIII в. Ее основателем стал немецкий философ А. Баумгартен (1714—1762), который сначала ввел термин «эстетика» (1735), а затем создал двухтомный труд «Эстетика» (1750—1758), в котором второй том остался незавершенным. В своих исследованиях он опирался на своего учителя Г. В. Лейбница и X. Вольфа, которые проводили различие между чувственным (темным и смутным) и рациональным (ясным и отчетливым) познанием. Баумгартен определил эстетическое знание как опосредующее, которое не является ни чисто рациональным, ни чисто чувственным, которое содержит одновременно рациональное и чувственное знание, хотя приоритет остается за чувственным знанием. Он связал эстетическое чувство с наслаждением, которое доставляет созерцание прекрасного. Поскольку высшей формой прекрасного является искусство, Баумгартен определил эстетику как науку об искусстве и теорию прекрасного.


Следует отметить, что в определенном смысле эстетика существовала и до Баумгартена, начиная с античности. Однако она была имманентной, т. е. неявной, скрытой, ибо находилась внутри философии и выступала в качестве философии искусства. Благодаря Баумгартену эстетика стала эксплицитной, т. е. явной, вполне определенной. Теперь она является относительно самостоятельной философской дисциплиной и существует наряду с другими философскими дисциплинами — логикой и этикой. Логика изучает отношение между истинным и ложным, этика — отношение между добром и злом, эстетика — отношение между прекрасным и безобразным.


В дальнейшем судьба эстетики становилась все более сложной. Она не смогла прибрести монополию на изучение искусства, поскольку у нее все больше росло число конкурентов. Прежде всего продолжала существовать философия искусства, из которой эстетика вышла и к которой добавлялись все новые дисциплины. Почти одновременно с эстетикой складывается еще одна новая самостоятельная дисциплина — критика искусства, инициатором которой признается Д. Дидро, который с 1759 г. публикует так называемые «Салоны», представляющие собой критические обзоры художественных выставок в Лувре. Примерно в то же время появляется еще одна область мысли об искусстве — история искусства, отцом которой считается И. И. Винкельман, издавший в 1764 г. «Историю искусства древности».


К уже затронутым выше дисциплинам, изучающим искусство, в середине XIX в. добавляется искусствознание (искусствоведение), или теория искусства, основателем которой считается Я. Буркхардт, а главной фигурой Г. Вельфлин. Эта дисциплина выделилась из истории искусства, сохраняя с ней тесные связи, как и с другими концепциями искусства. Однако в истории искусства ее интересуют не имена, а формы и способы видения: она пишет историю искусства без имен.


Во второй половине XIX в. возникает социология искусства, создателями которой являются И. Тэн, Ж. М. Гюйо и др. В конце XIX — начале XX в. складывается психология искусства, широко использующая экспериментальные методы, основателями которой стали Г. Лотце, Г. Фехнер, Т. Липпс. В XX в. возникает множество эстетических концепций, опирающихся на самые различные философские системы. Наконец, совсем недавно, в конце XX в., к ним добавилась культурология.


Философия искусства, эстетика и все другие науки и дисциплины, имеющие отношение к искусству, тесно связаны между собой, взаимно пересекаются и дополняют друг друга. Вместе с тем между ними существует определенное разделение труда. Даже одни и те же проблемы они рассматривают под разными углами зрения. Философия искусства представляет собой общую теорию искусства и является самой абстрактной. Она предлагает наиболее широкие и глубокие обобщения. Философия искусства берет на себя самые общие проблемы, чаще всего имеет дело с искусством в целом, хотя полностью обойтись без конкретных художественных произведений или конкретных художников не может.


Эстетика ближе всего находится к философии искусства, и некоторые авторы их отождествляют. С момента выделения эстетики между ней и философией искусства наблюдается некое соперничество, борьба за превосходство. Сам А. Баумгартен, основатель эстетики, использовал этот термин и для обозначения философии художественного творчества. Шеллинг назвал свой труд, посвященный вопросам искусства, «Философия искусства». Гегель изложил свои взгляды в «Лекциях по эстетике», но выражал сомнения в адекватности термина «эстетика», считая, что более подходящим была бы «философия искусства» или, точнее, «философия изящного искусства».


Тем не менее между эстетикой и философией искусства имеются различия. Можно сказать, что по отношению к эстетике философия искусства выступает как метаэстетика. Эстетика гораздо легче вступает в отношения с конкретным опытом и другими науками, в результате чего появляется экспериментальная, техническая, информационная, семиотическая, алгоритмическая, математическая и даже виртуальная эстетика.


История искусства, по определению, исповедует исторический подход. В ней также есть философия искусства и эстетика, но главное — эволюция, эпохи, изменения, конкретные достижения. У искусствознания также имеется своя компетенция. По сравнению с эстетикой и философией искусства оно в гораздо большей степени связано с эмпирическим уровнем знания, больше опирается на художественный опыт.


Художественная критика имеет дело с анализом и оценкой конкретных произведений искусства. Уже Баумгартен называл критику частью эстетики. Однако она имеет субъективный характер, тогда как эстетика и искусствознание претендуют на объективность. Критика выступает посредником между искусством и публикой, поддерживает и развивает ее вкус, помогает ей легче и увереннее ориентироваться в художественном процессе, происходящих изменениях и новых явлениях. Она выступает своеобразным приглашением зрителя к знакомству с искусством. Современная критика все больше приближается к искусству, а не к философии или эстетике. Происходит стирание границы между художником и критиком.


Социология искусства изучает отношения между искусством и обществом, различные формы социальной обусловленности искусства. Она исследует механизм функционирования и потребления искусства, следит за изменениями во вкусах и предпочтениях публики, за статистикой, рейтингами. Психология искусства во многом является продолжением социологии. Основное внимание она уделяет психологии творчества и зрительского восприятия, часто опирается на экспериментальные методы. В связи с этим традиционную эстетику иногда называют эстетикой сверху, а экспериментальную психологию искусства эстетикой снизу. Культурология изучает искусство через призму и в сопряжении со всей культурой, уделяя ему большое внимание и одно из центральных мест, рассматривая искусство в качестве ядра и высшей формы культуры.


В целом в той или иной мере эстетика фактически исследует почти все заслуживающие внимания темы и проблемы искусства, основными среди которых выступают следующие: происхождение искусства; понятие и определение искусства; искусство и культура; искусство, общество и человек: назначение, цели, смысл, функции и роль искусства; искусство и другие формы общественного сознания (религия, мораль, философия, наука); эстетические категории (прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое, безобразное, вкус, стиль, гармония и др.).


II. Эволюция эстетической мысли


1. Античная философия искусства


Античная философия в полной мере поставила практически все основные проблемы искусства. Своего наивысшего уровня она достигает в трудах Платона и Аристотеля. Вопросы искусства Платон рассматривает через призму своей теории идей, согласно которой только идеи обладают действительным бытием и истиной. Окружающий нас мир чувственных вещей является лишь слабым подобием, тенью истинного мира идей. Произведения искусства еще дальше отстоят от царства идей, поскольку они оказываются лишь копиями с копий, тенями теней. Поскольку искусство опирается на принцип подражания (мимесис), оно, по Платону, далеко отстоит от истины и не только лишено познавательной ценности, но часто оказывается лживым и обманчивым, препятствуя тем самым истинному познанию мира. Искусство представляет собой лишь имитацию истины, добра и красоты.


Не менее критически Платон оценивает общественную роль искусства. Он указывает на то, что художник нередко рисует безобразные лица и предметы, актер показывает пьяных и преступных людей, поэт с симпатией описывает дурные поступки и порочные страсти, музыкант сочиняет изнеживающие мелодии, пробуждающие у слушателей низменные чувства. Такому искусству, полагает Платон, нет места в идеальном обществе, поскольку оно наносит ущерб идее прекрасного. Вместе с тем он вполне положительно оценивает то искусство, которое являет собой прекрасное, несет в себе добродетель, воспитывает мудрого и мужественного гражданина.


Итогом развития античной философии искусства стала концепция Аристотеля. Как и Платон, Аристотель рассматривает искусство через призму мимесиса. Вместе с тем он выступает с критикой Платона и по многим существенным моментам расходится с ним. Прежде всего он отказывается от платоновского царства идей как источника прекрасного и искусства в целом. Основу искусства, считает Аристотель, составляет не сверхчувственный мир идей, но реальный мир. Прекрасное находится в самих вещах, в их свойствах и отношениях. Главными чертами красоты являются порядок (построение), соразмерность и определенность, а также обозримость и единство в многообразии. Говоря о подражании, Аристотель объясняет его совершенно естественным образом: «подражание присуще людям с детства», и этим они отличаются от других животных; «продукты подражания всем доставляют удовольствие», которое покоится на радости узнавания.




Философия в профессиональной деятельности. Учебное пособие

Учебное пособие подготовлено опытными преподавателями кафедры «Философия» Финансового университета при Правительстве РФ и призвано способствовать лучшему усвоению студентами и аспирантами различных форм и направлений обучения философских проблем в области их профессиональной деятельности.<br /> Пособие написано в качестве дополнительного материала к изучению основного курса «Философия» и рекомендуется бакалаврам, магистрам, аспирантам, преподавателям, а также всем, кто интересуется проблемами философии в тех сферах профессиональной деятельности, которые представлены в Финансовом университете при Правительстве РФ и аналогичных высших учебных заведениях.

209
Философия Отв. ред. Чумаков А.Н. Философия в профессиональной деятельности. Учебное пособие

Философия Отв. ред. Чумаков А.Н. Философия в профессиональной деятельности. Учебное пособие

Философия Отв. ред. Чумаков А.Н. Философия в профессиональной деятельности. Учебное пособие

Учебное пособие подготовлено опытными преподавателями кафедры «Философия» Финансового университета при Правительстве РФ и призвано способствовать лучшему усвоению студентами и аспирантами различных форм и направлений обучения философских проблем в области их профессиональной деятельности.<br /> Пособие написано в качестве дополнительного материала к изучению основного курса «Философия» и рекомендуется бакалаврам, магистрам, аспирантам, преподавателям, а также всем, кто интересуется проблемами философии в тех сферах профессиональной деятельности, которые представлены в Финансовом университете при Правительстве РФ и аналогичных высших учебных заведениях.

Внимание! Авторские права на книгу "Философия в профессиональной деятельности. Учебное пособие" (Отв. ред. Чумаков А.Н.) охраняются законодательством!