Философия Отв. ред. Чумаков А.Н. Философия в профессиональной деятельности. Учебное пособие

Философия в профессиональной деятельности. Учебное пособие

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 19.03.2014
ISBN: 9785392146369
Язык:
Объем текста: 591 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Философия и профессиональная деятельность (предисловие)

Раздел 1. Основы систематической философии. Тема 1. Предмет и специфика философского знания

Тема 2. Метафизика и диалектика

Тема 3. Философия природы

Тема 4. Философские проблемы человека

Тема 5. Этика

Тема 6. Эстетика

Тема 7. Философия культуры

Тема 8. Философия творчества

Тема 9. Философия науки

Тема 10. Философия искусственного интеллекта

Тема 11. Философские проблемы естествознания

Тема 12. Философские концепции научно-технического прогресса

Раздел 2. Философские проблемы профессиональной деятельности. Тема 1. Философия экономики

Тема 2. Философские основания экономической науки

Тема 3. Философия политики

Тема 4. Философия права

Тема 5. Философия религии

Тема 6. Философия истории

Тема 7. Философия управления

Тема 8. Философия налогов

Тема 9. Философские проблемы математики

Тема 10. Социальные проблемы информационных технологий

Тема 11. Этика бизнеса и деловых отношений

Тема 12. Профессиональная этика и деловой этикет

Словарь основных понятий



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Тема 5.
ЭТИКА


Этика — наука о морали


Этика является важным разделом философского знания. С момента ее возникновения она не ограничивалась описанием нравов и форм поведения в обществе, но вырабатывала критерии оценки поступков, выдвигала нравственные идеалы, формулировала общие правила нравственности, соотношение сущного и должного, определение смысла жизни в тот или иной период человеческой истории.


Актуальное в наши дни требование — восстановление и активизация духовно-нравственных начал в жизни общества в целом и в жизни отдельного человека, реализуется на трех уровнях: глобальном, формационном и на уровне индивида.


На глобальном уровне — это проблема выживания и сохранения человечества в ядерный век, экологические проблемы и формирование экологического мышления, развитие науки и техники и их вторжение в различные сферы жизнедеятельности людей, использование новых технологий на благо здоровья человека, а не ему во вред, и др.


На уровне формационном — это принципы, нормы и ценности, способствующие единению личности и общества, гармонизации их интересов, ведущие к стабильности общества.


И на уровне личностном — поведение индивида в обществе, его мировоззрение, взгляды, интересы, цели, установки, от которых во многом зависит порядок в обществе и продуктивное функционирование различных социальных структур.


Термин этика был введен великим древнегреческим философом Аристотелем в IV в. до нашей эры. Древнегреческое слово ethos означает обычай, нрав, характер личности, сформированный традициями и обычаями. В своих трудах «Никомахова этика», «Эвдемова этика», «Большая этика» Аристотель размышляет о добродетелях и поступках человека, о понятии блага, о характеристиках человеческой души. Аристотель утверждал, что добродетельные поступки граждан являются условием блага государства и главной заботой науки о государстве. Термин «этика» Аристотель ввел для обозначения совокупности этических добродетелей как особой предметной области знания и для выделения самого этого знания как особой науки.


Этика — наука о морали и нравственных отношениях. Мораль — это уникальный способ духовно-практического освоения мира человеком в логико-рефлексивной и эмоциональной формах.


В этической литературе существуют две точки зрения на понимание морали и нравственности и их соотношение. Согласно первой мораль есть форма общественного сознания, отражающая через систему норм, моральных оценок, взглядов, ценностей общественное бытие и выступающая как определенное общественное отношение. Поскольку латинский термин «мораль» переводится как «нрав», «обычай», «характер», а греческий — «нравственность» отражает то же самое, то и считают, что мораль и нравственность — понятие синонимичные.


Сторонники второй точки зрения разграничивают понятие морали и нравственности. Нравственность они связывают с принципами и нормами отдельного человека, который в своем поведении соответствует общепринятым обычаям, традициям, ценностям и нормам. Нравственность предполагает, что индивид должен подчиняться традиционному образу жизни, который выступает критерием добродетели.


А мораль — это более широкое понятие, включающее нормы и ценности общества, санкции, оценки, предписания, регулирующие поведение людей в обществе. Мораль выполняет многообразные функции в обществе.


Мораль имеет отношение к сфере сознания, а нравственность — к действию.


Мораль — особый способ регуляции поведения человека в обществе при помощи принятых в нем норм. Она упорядочивает действия и поведение человека во всех сферах его жизни. Труд, политика, межличностные отношения, международные отношения, семейные отношения и прочее регулируются моральными нормами и принципами. Мораль — это надбиологическая способность человека строить свои отношения с другими людьми. Она не заложена в генах и не подвластна генетической эволюции. Мораль формируется в обществе, имеет социальную природу. Это самая первая форма регуляции взаимоотношений между людьми. Она закрепляется и передается от поколения к поколению в виде табу, запретов, принципов, традиций, обычаев, норм.


Этика как наука о морали представляет собой систему норм и принципов человеческого поведения. Этика учит морали, т. е. дает практические знания, которые побуждают человека действовать в соответствии с законами морального поведения, принятого в обществе.


Однако научить морали нельзя. Но научиться можно!


Изначально моральные взгляды — это свободно избранные идеи каждого человека. Нравственную позицию человек вырабатывает самостоятельно, знакомясь с общепринятым поведением в различных ситуациях, анализируя поступки людей, изучая позицию мудрецов в различные периоды развития общества и пр. Он избирательно формирует свою систему нравственных ценностей, которая, в свою очередь, отражает специфику социальной среды, в которой данный человек рос, формировался как личность. Мораль — это форма осознания человеком общественно необходимого типа поведения. Человек осуществляет ее в свободных действиях, опираясь на личные убеждения и общественное мнение. Мораль — это внутреннее убеждение личности.


Свойства морали


1. Мораль выглядит как правила поведения по отношению к другим людям, обществу, к самому себе. Мораль всепроникающа. Она регулирует все виды взаимоотношений между людьми.


2. Свойство морали — требовать определенного поведения, называется императивностью (от лат. imperative — повелевать). Моральные нормы формулируются в форме запрета или повелительного предписания: уступи место старшему, подними упавшего, делай добро. Но при этом моральные нормы не дают никаких конкретных рецептов! Как сделать добро и что считать добром в каждом конкретном случае, каждый решает сам.


3. Нормы морали могут противоречить друг другу в конкретной ситуации. Выбор моральной нормы поведения в каждом случае остается за конкретным человеком.


4. Заповеди морали носят обобщенный, мировоззренческий характер.


5. Специальных органов контроля за соблюдением моральных правил нет. Эту функцию выполняет общественное мнение — семья, коллеги, друзья, СМИ. Различные социальные группы предъявляют разные критерии к оценке поведения человека. Поэтому личность сама определяет, как нужно поступать в соответствии с ее системой ценностей, личными убеждениями, общепринятыми правилами поведения.


Мораль выступает как личная позиция, как нравственное отношение конкретного человека к конкретным обстоятельствам. Ведь мир сам по себе не добр и не зол. Человек сам выстраивает свои отношения с миром.


5. Требования морали обращены ко всем одинаково. Безличность нравственного закона.


6. Универсальность нравственного требования.


7. Непрагматичность нравственной цели. Моральный поступок не рассчитан на награду.


8. Свободная причинность. «Только тот, кто добр, свободен». Нет причин, толкающих человека к добру — только свобода выбора поступка.


Таким образом, мораль — система социокультурных регулятивов поведения, основанная на способности человека к свободе выбора. Она регулирует поведение человека с точки зрения противопоставления добра и зла, должного и существующего.


Структура морали включает: моральное сознание, моральную деятельность и моральные отношения, связывающие их.


1. Моральное сознание — это сложное образование, включающее ряд компонентов, определяющих его содержание.


Моральная норма — это простая форма нравственных утверждений. Например: делай так-то, не кради, уважай старших. Это требования к поведению человека, указывающие на характер его деятельности в отношении к окружающим и к самому себе, в совокупности охватывающие содержание определенного морального принципа. Это образцы общепринятого действия и мироотношения. Норма определяет поведение человека в типичных ситуациях, повторяющихся тысячелетиями. Мы о них узнаем с раннего детства и пользуемся ими в подобных ситуациях, легко, не задумываясь. Моральные нормы не нуждаются во внешнем контроле, так как, усвоив их, человек полностью эмоционально и рационально их разделяет. Если человек, например, милосерден, то он будет проявлять это качество, даже если оно влечет за собой практические неудобства. В таких ситуациях человек сам себе контролер, судья своих поступков и переживаний.




Философия в профессиональной деятельности. Учебное пособие

Учебное пособие подготовлено опытными преподавателями кафедры «Философия» Финансового университета при Правительстве РФ и призвано способствовать лучшему усвоению студентами и аспирантами различных форм и направлений обучения философских проблем в области их профессиональной деятельности.<br /> Пособие написано в качестве дополнительного материала к изучению основного курса «Философия» и рекомендуется бакалаврам, магистрам, аспирантам, преподавателям, а также всем, кто интересуется проблемами философии в тех сферах профессиональной деятельности, которые представлены в Финансовом университете при Правительстве РФ и аналогичных высших учебных заведениях.

209
Философия Отв. ред. Чумаков А.Н. Философия в профессиональной деятельности. Учебное пособие

Философия Отв. ред. Чумаков А.Н. Философия в профессиональной деятельности. Учебное пособие

Философия Отв. ред. Чумаков А.Н. Философия в профессиональной деятельности. Учебное пособие

Учебное пособие подготовлено опытными преподавателями кафедры «Философия» Финансового университета при Правительстве РФ и призвано способствовать лучшему усвоению студентами и аспирантами различных форм и направлений обучения философских проблем в области их профессиональной деятельности.<br /> Пособие написано в качестве дополнительного материала к изучению основного курса «Философия» и рекомендуется бакалаврам, магистрам, аспирантам, преподавателям, а также всем, кто интересуется проблемами философии в тех сферах профессиональной деятельности, которые представлены в Финансовом университете при Правительстве РФ и аналогичных высших учебных заведениях.

Внимание! Авторские права на книгу "Философия в профессиональной деятельности. Учебное пособие" (Отв. ред. Чумаков А.Н.) охраняются законодательством!