Философия Отв. ред. Чумаков А.Н. Философия в профессиональной деятельности. Учебное пособие

Философия в профессиональной деятельности. Учебное пособие

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 19.03.2014
ISBN: 9785392146369
Язык:
Объем текста: 591 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Философия и профессиональная деятельность (предисловие)

Раздел 1. Основы систематической философии. Тема 1. Предмет и специфика философского знания

Тема 2. Метафизика и диалектика

Тема 3. Философия природы

Тема 4. Философские проблемы человека

Тема 5. Этика

Тема 6. Эстетика

Тема 7. Философия культуры

Тема 8. Философия творчества

Тема 9. Философия науки

Тема 10. Философия искусственного интеллекта

Тема 11. Философские проблемы естествознания

Тема 12. Философские концепции научно-технического прогресса

Раздел 2. Философские проблемы профессиональной деятельности. Тема 1. Философия экономики

Тема 2. Философские основания экономической науки

Тема 3. Философия политики

Тема 4. Философия права

Тема 5. Философия религии

Тема 6. Философия истории

Тема 7. Философия управления

Тема 8. Философия налогов

Тема 9. Философские проблемы математики

Тема 10. Социальные проблемы информационных технологий

Тема 11. Этика бизнеса и деловых отношений

Тема 12. Профессиональная этика и деловой этикет

Словарь основных понятий



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Раздел 1.
ОСНОВЫ СИСТЕМАТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ


Тема 1.
ПРЕДМЕТ И СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ


Человек, соприкасающийся с философией и по сути философствующий, может и не задаваться вопросом, а зачем она, собственно, нужна. Но каждый хотел бы понять для себя, что он собой представляет как человек, в чем смысл его существования в этом мире и каков он, этот мир. Уже поэтому каждый человек в известном смысле философ.


Всего лишь один пример, не пример даже — художественная иллюстрация.


В центре известной трилогии американского романиста Т. Драйзера «Финансист», «Титан», «Стоик» будущий финансовый воротила Каупервуд. Но он же не родился миллиардером. В начале повествования перед нами обычный подросток, любознательный, инициативный, но таких много, и вот сцена, эпизод, по сути случайный. Внимание мальчишки привлек аквариум, выставленный в витрине рыбного магазина; в аквариуме омар и каракатица. Понятно, что каракатица — пища для омара, но она противится неизбежному. Тщетно. Каупервуд видит: сожрал омар каракатицу и делает для себя вывод: так всегда в жизни — сильный жрет слабого. Значит, нужно быть сильным, способным при необходимости уничтожать, подчинять себе других.


В это время только начинающий осознавать жизнь и ее законы подросток едва ли был знаком с философской литературой, возможно, не слышал еще имени ни одного философа, но мыслил он как философ.


Каждый человек, уже потому, что он мыслит, не может не иметь определенного представления о мире, не сформировать своего к нему отношения, не определиться в своем отношении к другим людям, в своем реальном поведении, не проявить принятие или непринятие тех или иных жизненных норм и ценностей. Другой вопрос, на каком это делается уровне, в каких формах философия, если она продукт самодеятельности, основана на той информации, которую человек получает в обычной жизни. Ограниченность и противоречивость подобной информации, сложность ее интерпретации, узкие рамки личного опыта делают самостоятельную философию ограниченной и противоречивой. Оказавшись перед необходимостью самоопределиться в этом мире, человек выбирает, как тот же Каупервуд, какой-то узкий спектр действия, понятную, но ограниченную цель — деньги и власть.


Подчас человек просто теряется в непростых ситуациях, таких как ситуация сегодняшнего дня; рухнул старый, казавшийся таким устоявшимся мир с прежней системой ориентиров и ценностей. Новый, основанный на голом чистогане и примитивном эгоизме, имеет свою философию. Но она малопривлекательна, в конечном итоге разрушительна и для человека, и для общества.


Происходит то, что можно было бы назвать перерождением и вырождением философии, налицо девальвация философского знания. Особую роль в этом играют политические и информационные технологии, связанные с вольным или невольным насаждением идеологии массового потребления как чуть ли не единственной, по меньшей мере определяющей цели общества, пропагандой упрощенного, а то и откровенно примитивного взгляда на мир и все, что в нем происходит. Активно насаждаются устойчивые стереотипы, касающиеся ответа на все вопросы, философские по сути, но это уже не философия.


Речь идет о готовых и таких удобных ответах на вопросы типа: что происходит, что следует и следует ли делать? На каждый предлагается стандартный ответ, стандартный вариант решения. Думать не надо.


Выйти из системы устойчивых стереотипов, обрести интеллектуальную независимость, внутреннюю свободу непросто, но крайне важно именно сегодня сохранить возможность критического мышления. Это необходимое качество подлинной философии, важное условие действительного понимания происходящего.


Древние греки изображали богиню Афину, покровительницу мудрости, с совой, сидящей на плече. Сова, как известно, хорошо видит в сумерках и, по поверью, тем лучше, чем сумерки гуще. Именно на переломных этапах истории философия достигает вершин постижения мира, правда, не всякая философия.


Нам нужна философия с новым мировоззрением, подлинно гуманистической системой ценностей. Первый естественный шаг на пути к этой философии — овладеть мировым наследием и тем ценным, что есть в современной философии. Но столь необходимое знание не приходит само по себе — нужна серьезная работа.


Европейская цивилизация давно уже породила культ философии. Ее изучают в любом варианте университетского образования, а начинается оно еще в школе. Очевидная цель философского образования — усилить желание интеллектуального поиска, помочь формированию системы взглядов, основ мировосприятия, придав ему некоторую законченность и наполнив общечеловеческим содержанием. Но такова в конечном итоге цель любой системы образования, если брать ее в целом.


Довольно рано, однако, образование становится профессионально ориентированным, и чем дальше, тем заметнее проявляется тревога за будущее, все настоятельнее требование (оно по-разному выражено, но суть его одна): профессиональная подготовка должна быть лишь частью важной, значимой, но частью «делания человека», формирования личности.




Философия в профессиональной деятельности. Учебное пособие

Учебное пособие подготовлено опытными преподавателями кафедры «Философия» Финансового университета при Правительстве РФ и призвано способствовать лучшему усвоению студентами и аспирантами различных форм и направлений обучения философских проблем в области их профессиональной деятельности.<br /> Пособие написано в качестве дополнительного материала к изучению основного курса «Философия» и рекомендуется бакалаврам, магистрам, аспирантам, преподавателям, а также всем, кто интересуется проблемами философии в тех сферах профессиональной деятельности, которые представлены в Финансовом университете при Правительстве РФ и аналогичных высших учебных заведениях.

209
Философия Отв. ред. Чумаков А.Н. Философия в профессиональной деятельности. Учебное пособие

Философия Отв. ред. Чумаков А.Н. Философия в профессиональной деятельности. Учебное пособие

Философия Отв. ред. Чумаков А.Н. Философия в профессиональной деятельности. Учебное пособие

Учебное пособие подготовлено опытными преподавателями кафедры «Философия» Финансового университета при Правительстве РФ и призвано способствовать лучшему усвоению студентами и аспирантами различных форм и направлений обучения философских проблем в области их профессиональной деятельности.<br /> Пособие написано в качестве дополнительного материала к изучению основного курса «Философия» и рекомендуется бакалаврам, магистрам, аспирантам, преподавателям, а также всем, кто интересуется проблемами философии в тех сферах профессиональной деятельности, которые представлены в Финансовом университете при Правительстве РФ и аналогичных высших учебных заведениях.

Внимание! Авторские права на книгу "Философия в профессиональной деятельности. Учебное пособие" (Отв. ред. Чумаков А.Н.) охраняются законодательством!