Философия Отв. ред. Чумаков А.Н. Философия в профессиональной деятельности. Учебное пособие

Философия в профессиональной деятельности. Учебное пособие

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 19.03.2014
ISBN: 9785392146369
Язык:
Объем текста: 591 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Философия и профессиональная деятельность (предисловие)

Раздел 1. Основы систематической философии. Тема 1. Предмет и специфика философского знания

Тема 2. Метафизика и диалектика

Тема 3. Философия природы

Тема 4. Философские проблемы человека

Тема 5. Этика

Тема 6. Эстетика

Тема 7. Философия культуры

Тема 8. Философия творчества

Тема 9. Философия науки

Тема 10. Философия искусственного интеллекта

Тема 11. Философские проблемы естествознания

Тема 12. Философские концепции научно-технического прогресса

Раздел 2. Философские проблемы профессиональной деятельности. Тема 1. Философия экономики

Тема 2. Философские основания экономической науки

Тема 3. Философия политики

Тема 4. Философия права

Тема 5. Философия религии

Тема 6. Философия истории

Тема 7. Философия управления

Тема 8. Философия налогов

Тема 9. Философские проблемы математики

Тема 10. Социальные проблемы информационных технологий

Тема 11. Этика бизнеса и деловых отношений

Тема 12. Профессиональная этика и деловой этикет

Словарь основных понятий



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Тема 11.
ЭТИКА БИЗНЕСА И ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ


Непосредственная связь этики с жизненной практикой хорошо прослеживается в сфере профессиональной этики, которая представляет собой систему моральных требований к профессиональной деятельности человека. Одним из видов профессиональной этики является этика бизнеса («экономическая этика», «деловая этика»).


1. Понятие и становление этики бизнеса


Этика бизнеса — это совокупность этических принципов и норм, которыми должны руководствоваться субъекты экономической деятельности (объединения, организации и их члены) в сфере управления, предпринимательства и деловых отношений. Она охватывает такие явления, как этическая оценка внутренней и внешней политики организации в целом; моральные принципы членов организации (профессиональную мораль); моральный климат в организации; образцы морального поведения и т. д.


Этика бизнеса — наука древняя. Ее начало положено Аристотелем, который уже совершенно определенно утверждает, что в основе деловых отношений лежит «потребность, которая все связывает вместе». При этом имеются в виду прежде всего экономическая потребность и экономический интерес, которые обусловливают экономический обмен между врачом, земледельцем, ремесленником, ткачом, строителем и т. д. Соответственно этому и критерий нравственности в деловых отношениях перемещается в экономическую сферу. Так, основным критерием справедливости в деловом общении, по Аристотелю, является принцип «пропорционального равенства», согласно которому «понесший большие труды получает много, а понесший малые — мало».


Этические принципы деловых отношений и бизнеса нашли дальнейшее развитие в идеях средневековых теологов. Возникновение капитализма в Европе в XVI в. было тесно связано с протестантской Реформацией. Протестантизм сделал возможным формирование этики бизнеса в результате морального освящения стремления к прибыли. Он внес много положительного в этику делового общения и достиг известных успехов в ее утверждении. С точки зрения протестантизма верующие миряне должны относиться к делу с теми же этическими нормами и энергией, как они относятся к служению Богу. Само дело, профессия рассматривается здесь как Божье призвание и святое дело. Поэтому и получение прибыли в этике протестантизма также считается богоугодным делом. Но при этом существует очень важное условие: оно должно быть полезным ближним и совершаться с соблюдением этических норм делового общения и поведения в бизнесе. Такими моральными нормами являются следующие: честность, правдивость, обязательность, трудолюбие, справедливость, соблюдение обещаний и договоров. Указанные нормы этики бизнеса стали важной составной частью экономической жизни и всей западной культуры.


Как специальная область знаний, этика бизнеса сформировалась во второй половине XX в. в США. Между научным сообществом и деловым миром постепенно возникало все большее согласие по вопросу необходимости повышения «этического сознания» профессиональных бизнесменов при проведении им деловых операций. К началу 80-х гг. прошлого века такая область знаний, как этика бизнеса, стала важнейшим предметом изучения для специалистов.


2. Основное противоречие этики бизнеса


Нормы морали получают свое идейное выражение в общих представлениях, заповедях, принципах о том, как должно себя вести.


Мораль всегда предполагает наличие определенного нравственного идеала, образца для подражания. Однако в морали должное далеко не всегда совпадает с сущим, с реально существующей нравственной реальностью, фактическими нормами поведения людей. Более того, на всем протяжении развития морального сознания внутренним стержнем и структурой его изменения является это «противоречиво-напряженное соотношение понятий сущего и должного».


В этом противоречии между должным и сущим заключена противоречивая сущность мотивации экономической деятельности и деловых отношений. С одной стороны, бизнесмен стремится вести себя ответственно, должным образом, а с другой — ему необходимо удовлетворить свои потребности, реализация которых очень часто связана с нарушением нравственных норм. Этот внутренний конфликт между возвышенным идеалом и практическим расчетом, нравственным долгом и прагматичном желанием существует всегда и во всех сферах жизни. Но особенно напряженно он проявляется в этике бизнеса и деловых отношений, потому что именно здесь основной предмет, по поводу которого они образуется, является внешним для индивидов. В условиях рыночных отношений целью бизнеса является прежде всего получение прибыли.


Это противоречие между этикой и бизнесом, должным и сущим весьма остро проявляется на самых разных уровнях: как между организацией и социальной средой, так и внутри самой организации. Между управляющими, предпринимателями и вообще деловыми людьми по отношению к указанному противоречию существуют две основные позиции.


1. Считающие себя прагматиками полагают, что в деловом общении и вообще в бизнесе этика сама по себе не нужна. Единственная обязанность управляющего корпорацией, работающего по найму у владельца бизнеса, — любыми доступными средствами максимизировать прибыль, «делать как можно больше денег», всячески приспосабливаясь к нормам общества, воплощенным в законах и этических традициях. С этой позиции, которую можно назвать «деловой макиавеллизм», этические нормы и сам язык этики рассматриваются как помеха в бизнесе и деловом общении. В нем стараются избегать разговоров о морали, этических идеалах, долге и социальных обязанностях, поскольку в результате появляются «излишние», «не относящиеся к делу» проблемы, касающиеся моральной и социальной ответственности. Эта точка зрения соответствует концепции так называемого этического релятивизма, согласно которой для каждой социальной группы или пофессии характерны свои особые этические нормы.


Примером неэтического поведения, ставшим почти классическим, являются действия фирмы «Форд Мотор», которая возражала против изъятия модели «Пинто» из производства или перепроектирования ее топливной системы с целью ликвидации возможных опасностей, связанных с бензобаком. Суть дела состояла в том, что в 1978 г. три женщины сгорели заживо, когда «Пинто», в которой они находились, получил удар сзади и бак с бензином взорвался. Между тем компании «Форд» было известно о технических недостатках бензобака и даже то, как избавиться от этого дефекта. Но, как показали расчеты, выплата компенсаций, если произойдут несчастные случаи, обойдется компании дешевле по сравнению с затратами на то, чтобы сделать надежный бензобак. И компания преступила нормы морали.


2. Вторая точка зрения на соотношение общечеловеческих этических принципов и этики бизнеса состоит в том, что этика бизнеса основана на всеобщих универсальных этических нормах (быть честным, не причинять вреда, держать слово и т. п.), которые конкретизируются с учетом специфической социальной роли бизнеса в обществе. Здесь соблюдение этических норм в бизнесе признается важным не только с точки зрения ответственности бизнесменов перед обществом и самими собой, но и необходимым для эффективности производства. В этом случае этика рассматривается не только как необходимый нравственный императив поведения, но и как средство (инструмент), помогающее увеличить рентабельность, способствующее укреплению деловых связей и улучшению делового общения. Считается, что этот подход является более цивилизованным и в конце концов более эффективным, так как предприятие — компонент общества, и утверждая этические нормы общения у себя, оно в то же самое время способствует их распространению и в социуме. А чем более благополучной становится этическая атмосфера в обществе, тем более благоприятная обстановка создается и для бизнеса.


Рассмотренные подходы на соотношение этики и бизнеса выражают крайние точки зрения. В действительности решение этого вопроса носит исторический и конкретный характер. Так, в целом восприятие обществом этики и социальной ответственности бизнеса прошло в развитых западных странах за XX столетие через три этапа.


• Управление, направленное на максимизацию доходов (до второй четверти XX в.): этичность второстепенна по отношению к прибыльности (период «дикого» капитализма).


• Попечительское управление (начиная с 1930-х гг.): организация заботится о своих сотрудниках и их семьях постольку, поскольку это в конечном итоге ведет к более высокой производительности и доходности.




Философия в профессиональной деятельности. Учебное пособие

Учебное пособие подготовлено опытными преподавателями кафедры «Философия» Финансового университета при Правительстве РФ и призвано способствовать лучшему усвоению студентами и аспирантами различных форм и направлений обучения философских проблем в области их профессиональной деятельности.<br /> Пособие написано в качестве дополнительного материала к изучению основного курса «Философия» и рекомендуется бакалаврам, магистрам, аспирантам, преподавателям, а также всем, кто интересуется проблемами философии в тех сферах профессиональной деятельности, которые представлены в Финансовом университете при Правительстве РФ и аналогичных высших учебных заведениях.

209
Философия Отв. ред. Чумаков А.Н. Философия в профессиональной деятельности. Учебное пособие

Философия Отв. ред. Чумаков А.Н. Философия в профессиональной деятельности. Учебное пособие

Философия Отв. ред. Чумаков А.Н. Философия в профессиональной деятельности. Учебное пособие

Учебное пособие подготовлено опытными преподавателями кафедры «Философия» Финансового университета при Правительстве РФ и призвано способствовать лучшему усвоению студентами и аспирантами различных форм и направлений обучения философских проблем в области их профессиональной деятельности.<br /> Пособие написано в качестве дополнительного материала к изучению основного курса «Философия» и рекомендуется бакалаврам, магистрам, аспирантам, преподавателям, а также всем, кто интересуется проблемами философии в тех сферах профессиональной деятельности, которые представлены в Финансовом университете при Правительстве РФ и аналогичных высших учебных заведениях.

Внимание! Авторские права на книгу "Философия в профессиональной деятельности. Учебное пособие" (Отв. ред. Чумаков А.Н.) охраняются законодательством!