Философия Гиренок Ф.И. Аутография языка и сознания

Аутография языка и сознания

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 10.03.2017
ISBN: 9785392243402
Язык:
Объем текста: 251 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Введение

Глава 1. Аутография абсурда

Глава 2. Новый натурализм в антропологии

Глава 3. Почему человек ускользает от наблюдения?

Глава 4. Аутография палеолитического искусства

Глава 5. Аутизм как модель понимания человека

Глава 6. Четыре уровня падения сознания в «Магическое»

Глава 7. Галлюцинации как самораскрывающаяся сущность человека

Глава 8. Самость без «Я»

Глава 9. Эмоция как сознание, которое не знает, что оно сознание

Глава 10. Сознание

Глава 11. Язык

Глава 12. Речь

Глава 13. Слова

Глава 14. Язык и социум

Заключение



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу




Глава 7.
Галлюцинации как самораскрывающаяся сущность человека


Галлюцинация — это восприятие. Поскольку всякое восприятие включает в себя воображение, постольку оно включает в себя синтез, соединение ощущений в предмет. Само соединение не может быть дано наглядно, как бы рядом с вещью. Это соединение является активным синтезом нашей субъективности. Субъективность раскрывает не суть внешней вещи, а суть человека, поэтому галлюцинацию следует понимать как самораскрывающуюся сущность человека, как доопытное созерцание единичной всеобщности.


1. Типы галлюцинаций


Галлюцинации подразделяются по органам чувств на: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные. Галлюцинации бывают истинными и ложными. Истинные — это те, которые проецируются вовне и неотличимы от реальных восприятий. Они имеют яркую окраску. Ложные — это галлюцинации, которые воспринимаются внутренним чувством и локализуются во внутреннем поле сознания. Они ощущаются как результат воздействия какой-то внешней силы. При таких галлюцинациях слышат голоса и вступают с ними в разговор.


2. О мнимом образе


Галлюцинация — это не мнимый образ какого-либо предмета. Образы, как и чувства, не бывают мнимыми или ложными. Они являются такими, какими их испытывает наша душа. Если Пет­ров-Водкин видит коней красными — значит они для него красные, и бессмысленно ему объяснять, что они на самом деле серые, потому что и серые кони — это фантом нашего коллективного воображаемого.


Если ребенку страшно спать в темной комнате, ибо ему чудится, что кто-то спрятался под кроватью, то это значит, что под кроватью кто-то есть. И бессмысленно в аналитически ясной форме объяснять, что там никого нет. Галлюцинация — это не иллюзия, не ошибка, не искажение реальности, а сама реальность, которая заставляет людей во что-то всматриваться, озираться, отмахиваться, обороняться, затыкать уши, спасаться бегством и т. д.


3. Куры и галлюцинации


Если галлюцинация — это восприятие несуществующего объекта как существующего, то галлюцинируют ли куры? Например, куры клюют зерно, которого нет. Голодные скворцы ловят несуществующих мух. И куры, и скворцы нуждаются в пище. Зерно и мухи — это значимые внешние раздражители, то, что запускает определенное поведение организма. А если раздражителей нет, но организм уже готов выдать поведенческую реакцию, удовлетворяющую голод, то реакция не может не состояться. Но эта реакция будет нервным срывом, смещением их поведения.


Куры и скворцы не могут воспринимать несуществующее как действительно существующее. Для этого нужно воображение. А инстинкт и воображение — вещи несовместимые.


Серые гуси могут купаться в пыли, хотя все их движения имеют смысл, если они купаются в воде. Их купание — это пустая реакция организма. Пустые реакции организма можно вызвать гормонами. Используя гормоны, кошку можно заставить охотиться на несуществующих мышей. Но нельзя при этом сказать, что кошка галлюцинирует.


Во всех этих случаях мы имеем дело с биологическими автоматами, которым достаточно срабатывание рефлекторного кольца. И в строгом смысле слова мы не имеем права говорить о галлюцинирующем животном, ибо в этом случае нам нужно будет признать, что курица иногда выходит за пределы природы. А она никуда не выходит, никаких побудительных сигналов среды не тормозит. Наоборот, она ведет себя глупо с биологической точки зрения, смещая свои реакции, как будто все дело состоит в клевании, а не в абсолютной значимости для нее зерна.


4. Кант и пустые желания


В «Критике способности суждения» Кант пишет: «Для антропологии представляет собой немаловажную задачу исследование того, почему природа наделила нас склонностью к такой бесплодной трате сил, как пустые желания и стремления (играющие, конечно, большую роль в человеческой жизни)». О чем идет речь? О том, что человек желает того, что совершенно невозможно. Например, он желает, чтобы случившееся не случилось. Человек напрягает силы от пустых желаний и невозможных представлений, чтобы сделать действительным их объект. По сути дела, у Канта идет речь о галлюцинациях, о пустых желаниях, которые вызывают стремление к ним. Ведь галлюцинировать — значит обладать способностью через свои представления быть причиной действительности предметов этих представлений. А быть причиной действительности предметов — значит полагать, что в мире есть вещи, которые существуют, если мы к ним относимся как к чему-то действительно существующему.


Проблемы начинаются тогда, когда галлюцинации и практически оправданные образы, обладая равной силой влияния на поведение, вступают в противоречие. В этот момент человек начинает раздваиваться, существовать в двух измерениях. Шизофреник может сидеть в кафе и пить кофе и одновременно верить, что он посланник небес, ибо он постоянно слышит голос Бога.



Аутография языка и сознания

Книга посвящена философским проблемам сознания. Автор возражает против биологизации философского дискурса о человеке и задается вопросом: что является определяющим для сознания — приспособление к миру или самоограничение человека? Функция отражения или функция воображения? Нуждается ли сознание в языке или язык — это явный враг сознания? В поисках ответа Федор Гиренок обращается к анализу наскальной живописи — впечатляющему результату существования человека воображающего.<br /> Автор — сторонник аутографического исследования феномена человека; суть его — в рассмотрении аутизма как фундаментальной антропологической характеристики.<br /> Отсюда неизбежен вывод об асоциальной природе человека.<br /> Книга предназначена всем, кто интересуется современной философией.

209
Философия Гиренок Ф.И. Аутография языка и сознания

Философия Гиренок Ф.И. Аутография языка и сознания

Философия Гиренок Ф.И. Аутография языка и сознания

Книга посвящена философским проблемам сознания. Автор возражает против биологизации философского дискурса о человеке и задается вопросом: что является определяющим для сознания — приспособление к миру или самоограничение человека? Функция отражения или функция воображения? Нуждается ли сознание в языке или язык — это явный враг сознания? В поисках ответа Федор Гиренок обращается к анализу наскальной живописи — впечатляющему результату существования человека воображающего.<br /> Автор — сторонник аутографического исследования феномена человека; суть его — в рассмотрении аутизма как фундаментальной антропологической характеристики.<br /> Отсюда неизбежен вывод об асоциальной природе человека.<br /> Книга предназначена всем, кто интересуется современной философией.