Философия Гиренок Ф.И. Аутография языка и сознания

Аутография языка и сознания

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 10.03.2017
ISBN: 9785392243402
Язык:
Объем текста: 251 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Введение

Глава 1. Аутография абсурда

Глава 2. Новый натурализм в антропологии

Глава 3. Почему человек ускользает от наблюдения?

Глава 4. Аутография палеолитического искусства

Глава 5. Аутизм как модель понимания человека

Глава 6. Четыре уровня падения сознания в «Магическое»

Глава 7. Галлюцинации как самораскрывающаяся сущность человека

Глава 8. Самость без «Я»

Глава 9. Эмоция как сознание, которое не знает, что оно сознание

Глава 10. Сознание

Глава 11. Язык

Глава 12. Речь

Глава 13. Слова

Глава 14. Язык и социум

Заключение



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу




Глава 10.
Сознание


В момент, когда сознание перестает быть тем, что оно есть, оно открывает свою истину. Оно открыло свою истину художнику палео­лита. Ни психологи, ни лингвисты не могут говорить на языке этой истины, ибо они объективируют сознание, делая его чужим по отношению к самому себе. Сознание погибает в мире любых объективаций, прежде всего предметных и языковых. Поэтому нам нужно поймать сознание в глубине его имманенции, в момент, когда оно находится у себя дома. Нам нужно живое сознание, не отчужденное от самого себя в языке и, следовательно, в знании.


1. Смущение


Краснеть от смущения — значит находиться у себя дома, в глубине имманенции своего сознания. В смущении сознание присутствует по отношению к самому себе. И это присутствие нельзя получить никаким внешним образом. Равно как в терминах этого присутствия нельзя построить знание, приспосабливающее нас к миру. Присутствие по отношению к самому себе является первым внутренним движением свободы. У сознания нет истоков вне свободы. Поэтому сознание нельзя восстановить как факт, до которого не было сознания. Нельзя учредить сознание в мире наличного. Силы, конституирующие порядок в этом мире, находятся за пределами воображаемого. Это не те силы, которые ведут к смущению. В мире наличного возможна некая мудрость случая, посланного необходимостью. Субъективность смущающегося, бросившая вызов наличному, всегда будет находиться в опасности, ибо случай может лишить ее своей милости, и она перестанет быть. Учреждение мира в пространстве субъективности есть чудо спасения от милости случая. Это чудо ближайшим образом выглядит как самоактуализация нашего сознания в смущении. Смущаться — значит испытывать игру своих грез.


2. Сознание «о»


Обычно сознание понимается как сознание «о», как нечто такое, что направлено на предмет. Откуда же у сознания появляется это «о»? Не направляет ли оно, появившись, сознание вовне, в мир, заставляя его забывать о себе самом? Истоки сознания коренятся в эмоциональной беспризорности человека, в ее импульсах, в пассивных синтезах материи чувств, геометрических форм и переживаний. Например, в первичных восприятиях мир есть беспокойство, а вещь есть цвет. Черный цвет — это опасность, белый — это покой. Вещь при ощупывании может быть чем-то скользким, отвратительным. Мир сам по себе есть нечто изменчивое, а всякое изменение смертельно опасно, ибо может исключить условия нашего существования в мире. Все эти эмоциональные склеивания являются тем способом, которым субъективность принимает мир и одновременно сохраняет имманентный план своей самости, ее завороженный покой и коридоры ее безопасности.


Порядок идей сознания не отражает порядок вещей реального, а вещи реального — не копии идей сознания. Это «о» в сознании от языка, который по существу своему является пространственным и предметным. «О» сознания — это результат трения сознания об язык, это мозоль сознания. Для того чтобы понять сознание, нужно срезать его языковой нарост.


Сознание без «о» становится неозначенным и беспредметным, оно не управляется знаками и органами чувств, направленными вовне. Вещи перестают дергать сознание за ниточки отдельных восприятий и ощущений. В сознании больше нет знаний о предмете, ибо само оно уже не находится в познавательном отношении к миру. Тем самым выясняется, что знание в сознании не от сознания, а от языка.


Редуцируя «о», мы избавляемся от идеи о том, что сознание учреждается в пространстве встречи с предметом. Нет таких предметов, которые могли бы учредить сознание. Тем самым мы уходим от проблемы удвоения вещей, мир перестает двоиться, ни один предмет не существует сначала где-то там, в пространстве, а затем у тебя в голове, то есть в сознании. Всякий предмет существует только один раз. Например, этот стол стоит там, у окна. Знание о том, что он стоит у окна, не относится к сознанию. Но вот то, что он значит для меня, относится к сознанию. Например, стол мне напоминает о моем невыполненном обещании отвезти его в деревню. В сознании без знания остается лишь префикс «со», который, как аттрактор, притягивает, собирает и соединяет разрозненные восприятия. Язык тем самым дает нам понять, что сознания уже нет, что от него остался жалкий осколок. Но язык лукавит, он вводит нас в заблуждение, и это понял Деррида, который придумал один из способов борьбы с языком. В сознании вычеркивается знание, но сознание остается как сознание. И это будет само сознание, для которого знать совсем не значит знать, что знаешь. Я люблю сок из брусники, но я не знаю, почему я его люблю. Я пишу текст, но я не знаю себя, пишущим текст.


Сознание указывает на множество, а не на индивида, поэтому проблема сознания не решается на пути изучения устройства какого-либо тела. Сознание приурочено к множеству, а не к дискретно выделенному телу одного элемента из множества. Первичный опыт сознания — это опыт собирания раздробленного множества в одно целое, и, следовательно, это опыт наложения запрета на то, чтобы нарушалось искомое единство.


Слово «знание» искушает нас тем, что за ним как будто бы прячется предмет, к которому оно относится. «Знание предметно», — так наставляет язык перед тем, как мы заговорим. «Беспредметного знания не существует», — уверяет он нас. И мы ему верим.



Аутография языка и сознания

Книга посвящена философским проблемам сознания. Автор возражает против биологизации философского дискурса о человеке и задается вопросом: что является определяющим для сознания — приспособление к миру или самоограничение человека? Функция отражения или функция воображения? Нуждается ли сознание в языке или язык — это явный враг сознания? В поисках ответа Федор Гиренок обращается к анализу наскальной живописи — впечатляющему результату существования человека воображающего.<br /> Автор — сторонник аутографического исследования феномена человека; суть его — в рассмотрении аутизма как фундаментальной антропологической характеристики.<br /> Отсюда неизбежен вывод об асоциальной природе человека.<br /> Книга предназначена всем, кто интересуется современной философией.

209
Философия Гиренок Ф.И. Аутография языка и сознания

Философия Гиренок Ф.И. Аутография языка и сознания

Философия Гиренок Ф.И. Аутография языка и сознания

Книга посвящена философским проблемам сознания. Автор возражает против биологизации философского дискурса о человеке и задается вопросом: что является определяющим для сознания — приспособление к миру или самоограничение человека? Функция отражения или функция воображения? Нуждается ли сознание в языке или язык — это явный враг сознания? В поисках ответа Федор Гиренок обращается к анализу наскальной живописи — впечатляющему результату существования человека воображающего.<br /> Автор — сторонник аутографического исследования феномена человека; суть его — в рассмотрении аутизма как фундаментальной антропологической характеристики.<br /> Отсюда неизбежен вывод об асоциальной природе человека.<br /> Книга предназначена всем, кто интересуется современной философией.