Философия Гиренок Ф.И. Аутография языка и сознания

Аутография языка и сознания

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 10.03.2017
ISBN: 9785392243402
Язык:
Объем текста: 251 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Введение

Глава 1. Аутография абсурда

Глава 2. Новый натурализм в антропологии

Глава 3. Почему человек ускользает от наблюдения?

Глава 4. Аутография палеолитического искусства

Глава 5. Аутизм как модель понимания человека

Глава 6. Четыре уровня падения сознания в «Магическое»

Глава 7. Галлюцинации как самораскрывающаяся сущность человека

Глава 8. Самость без «Я»

Глава 9. Эмоция как сознание, которое не знает, что оно сознание

Глава 10. Сознание

Глава 11. Язык

Глава 12. Речь

Глава 13. Слова

Глава 14. Язык и социум

Заключение



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу




Глава 3.
Почему человек ускользает от наблюдения?


С чего следует начинать разговор о человеке? На мой взгляд, с первичной самопрезентации, с того момента, в котором человек сам представляет себя. С чего обычно начинают вести речь, говоря о человеке? С того, что первым попадется под руку: с понятия труда и сознания, языка и поведения. Под руку попадается, как правило, то, что ближе лежит. К чему это ведет? К тому, что человек ускользает от наблюдения. Чтобы он не ускользнул, нужно суметь отказаться от самого близкого и понятного. Разговор о человеке следует начинать с первичной самопрезентации, с того момента, в котором человек сам представляет себя.


1. От чего нам нужно отказаться?


Прежде всего, нужно отказаться от того, что позволяет нам судить по внешнему о внутреннем, минуя самовысказывание этого внутреннего. Одной из иллюзий рационалистического мышления является понятие труда.


1.1 Труд


Рационализация создает бесконечный тупик, по которому пошли ученые, спотыкаясь о так называемые нерационализируемые остатки. На этом пути Фурье придумал идею о социальной сущности человека, а Сен-Симон — идею трудового общества. «Труд» — довольно зыбкое понятие. В современном обществе труд обозначает работу, выражая понятие о производительной деятельности человека. Но Абаев, проследив историю этого слова, сделал вывод о том, «что когда-то оно значило также «болезнь», «страдание»». В слове «труд» есть не только предметное значение, но в нем выражена и точка зрения на этот предмет как на болезнь, на страдание.


Труд — это не труд, если у него нет цели. Если же есть цель, то должна быть и греза, которую сохраняют во времени. Греза, как и сновидение, текуча и неустойчива. Чтобы стать целью, она должна стать манией, одержимостью, которая расширяет пространство естественного существования человека. Но за это расширение нужно платить тем, что человек становится «психопатом», что он выходит из-под контроля среды и к этому «выходу» приспосабливается биология человека.


Благодаря чему расширяется естественное пространство? Платон говорит, что оно расширяется в танце, в хоре и в песне. Танец, расширяя естественные формы жизни, создает пространство, в котором человек не зависит от своей природы. Но он в нем не зависит также и от социума, получая невиданную свободу, приобретая абсолютную спонтанность. Организму человека ничего не остается, как приспосабливаться к этой свободе. На пути этого приспособления возникает труд как страдание.


Конечно, нельзя трудиться без орудий труда. Орудия труда нужно изготовить. Следовательно, должен быть и производственный опыт.


Но опыт — это не опыт, если он не передается из поколения в поколение. А если он передается, то тогда нужно признать, что была, видимо, и членораздельная речь. А если была речь, то наверняка было и сознание.


Проблема состоит в том, что логичность этих рассуждений обессмысливает фактическое наличие орудий труда у обезьян. Как же нам узнать, имеем ли мы дело в отщепе с орудием животного или с орудием человека? Для того чтобы обойти эту проблему, изобрели понятие «коллективного производительного потребления». Его придумал Н. В. Клягин.


Да, у животных есть орудия, но они, говорит Клягин, используются в индивидуальном производительном потреблении, а у человека — в коллективном. Если же животные действуют коллективно, то это действие непроизводительного потребления, как, например, создание плотины бобрами. Коллективное действие характерно и для шимпанзе. Но их действия являются безорудийными. Что используется для коллективного производства? Да, все те же оббитые камни, отщепы и кремниевые пластины. Чтобы их получить, нужно несколько раз ударить по камню. Чтобы получить отщепы, нужно было нанести три удара. Чтобы получить ручное рубило, нужно было нанести 10 ударов, чтобы получить мустьерский нож, нужно было ударить 110 раз. В верхнем палеолите изготовление орудия требовало уже 251 удара. «Таким образом, — пишет Н. В. Клягин, — рост степени сложности технологии от типичного олдовая до ориньяка вполне очевиден». От олдовая до ориньяка — 1,5–2 миллиона лет. А это значит, что если смена одного поколения другим происходит за тридцать лет, то от олдовая до ориньяка прошло 60–70 тысяч поколений. Напомню, что вся история человечества укладывается в 400 поколений. От Аристотеля нас отделяет всего 80 поколений. Иными словами, весь прогресс в изготовлении орудий сводится к тому, что прибавление одного удара приходится на 300 поколений. А это, как заметил еще Поршнев, явление этологии, а не истории человека, оно нуждается не в сознании, а в интеллекте обезьяны.



Аутография языка и сознания

Книга посвящена философским проблемам сознания. Автор возражает против биологизации философского дискурса о человеке и задается вопросом: что является определяющим для сознания — приспособление к миру или самоограничение человека? Функция отражения или функция воображения? Нуждается ли сознание в языке или язык — это явный враг сознания? В поисках ответа Федор Гиренок обращается к анализу наскальной живописи — впечатляющему результату существования человека воображающего.<br /> Автор — сторонник аутографического исследования феномена человека; суть его — в рассмотрении аутизма как фундаментальной антропологической характеристики.<br /> Отсюда неизбежен вывод об асоциальной природе человека.<br /> Книга предназначена всем, кто интересуется современной философией.

209
Философия Гиренок Ф.И. Аутография языка и сознания

Философия Гиренок Ф.И. Аутография языка и сознания

Философия Гиренок Ф.И. Аутография языка и сознания

Книга посвящена философским проблемам сознания. Автор возражает против биологизации философского дискурса о человеке и задается вопросом: что является определяющим для сознания — приспособление к миру или самоограничение человека? Функция отражения или функция воображения? Нуждается ли сознание в языке или язык — это явный враг сознания? В поисках ответа Федор Гиренок обращается к анализу наскальной живописи — впечатляющему результату существования человека воображающего.<br /> Автор — сторонник аутографического исследования феномена человека; суть его — в рассмотрении аутизма как фундаментальной антропологической характеристики.<br /> Отсюда неизбежен вывод об асоциальной природе человека.<br /> Книга предназначена всем, кто интересуется современной философией.