Философия Гиренок Ф.И. Аутография языка и сознания

Аутография языка и сознания

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 10.03.2017
ISBN: 9785392243402
Язык:
Объем текста: 251 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Введение

Глава 1. Аутография абсурда

Глава 2. Новый натурализм в антропологии

Глава 3. Почему человек ускользает от наблюдения?

Глава 4. Аутография палеолитического искусства

Глава 5. Аутизм как модель понимания человека

Глава 6. Четыре уровня падения сознания в «Магическое»

Глава 7. Галлюцинации как самораскрывающаяся сущность человека

Глава 8. Самость без «Я»

Глава 9. Эмоция как сознание, которое не знает, что оно сознание

Глава 10. Сознание

Глава 11. Язык

Глава 12. Речь

Глава 13. Слова

Глава 14. Язык и социум

Заключение



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу




Глава 12.
Речь


Речь — это непрерывно возобновляемая попытка человека придать смысл бессмысленному. Если бы смыслы предшествовали бессмыслице, то тогда речь была бы невозможна, ибо было бы невозможно соединение языка и воображаемого.


Всякая речь состоит из двух частей: из говорения и слушания. Говорение задается звуками, слушание — молчанием тишины. Речь — это звуки, которые приняты тишиной молчащего. Жест изначально соперничал со звуками, стараясь овладеть молчанием. В итоге он овладел не молчанием, а звуком. Речь без молчания слушающего — это гул. Молчание человека без вслушивания в говорящего является глухотой. Поэтому всякая речь пульсирует между гулом и глухотой. Вот эта пульсация заставляет заново поставить вопрос о границе речи и слова, чтобы дать возможность проявиться воображению в пластике тела и в рисунке.


Не в звуковой речи, а в молчании лежат корни слова. В речи освобождаются силы воображаемого и создается пространство для символического действия.


1. Прагматика речи


Тот, кто говорит, нуждается в игре, ибо речь — это игра, в которой нет правил подбора слов, нет логики следования одного предложения за другим. Тот, кто слушает, нуждается в ритуале, в правилах, без которых невозможно понять говорящего человека. Ч. Моррис выделил три аспекта знаков человеческой речи: семантику, синтаксис и прагматику. Следуя за Поршневым, я полагаю, что важнейшим среди этих аспектов следует считать прагматику.


По Моррису, существует четыре типа знаков: знаки-десигнаторы, аппрайзеры, прескрипторы, форматоры. Десигнаторы информируют, называя или описывая. Аппрайзеры оценивают. Прескрипторы предписывают. Форматоры помогают разъяснять. Согласно Поршневу, все эти знаки можно свести к одному — прескриптору, предписанию, ибо, с антропологической точки зрения, первичным речевым актом является акт суггестии. Но первичная суггестия направлена человеком на самого себя, а не на другого, как считает Поршнев. Сначала человек клянется, а потом уже он проклинает.


В последнем случае речь-предписание связывает воедино все эти разные речи: речь-оценку, речь-информацию и речь-разъяснение. Речь внушает, а потом уже информирует. Поэтому речь стоит изучать со слов-предписаний. Среди слов-предписаний, на мой взгляд, нужно начинать с обращений к себе, к самости. В таких аутистических словах, как «клянусь», «обещаю», действие неотделимо от сообщений о действии. А в таких словах, как «стыд», мы имеем уже чистое действие, обращенное к себе. В этом действии упаковано предписание самости, ее самоограничение.


На суггестивное действие речи обратили внимание психологи. Так, Лурия в «Лекциях по общей психологии» говорил о том, что ему с животными работать тяжело. Чтобы выработать условный рефлекс у животного, его нужно было многократно повторять, все время подкрепляя. А вот с человеком работать легко. Ему достаточно было дать речевую инструкцию, и человек начинал сам себя программировать. И исследователю не нужно было ничего подкреплять и повторять. Лурия пишет: «Все это говорит об огромной пластичности и управляемости процессов сознательной деятельности человека, резко отличающей его поведение от поведения животных».


Когда человек управляем? Когда у него сознание пересекается с языком и возникает речевое мышление. Сознание требует напряжения мысли. Язык заменяет это напряжение готовыми смыслами и значениями. Труднее всего управлять сознанием человека тогда, когда он отказывается от языка, когда его внутренняя речь переполнена уже-смыслами и реализует внутреннее движение его самости. Аутистически настроенный человек не вступает в диалог, в обмен контекстами, ибо его внетелесный опыт обессмысливает опыт тела, который является вербальным опытом. Он не может быть поименованным другим, потому что он ускользает от другого, реализуя имманентную логику своих видений даже ценой нанесения себе вреда. Если внешнее предписание встречает сопротивление сознания, если на речь отвечают молчанием, то это значит, что ей противостоит уже не то же самое. Речь встречается не с речью, а с опытом первичного самовоздействия. Например, она может наткнуться на пассивные синтезы синестезии, на что-то дословное, на внетелесный опыт мистериального порядка.



Аутография языка и сознания

Книга посвящена философским проблемам сознания. Автор возражает против биологизации философского дискурса о человеке и задается вопросом: что является определяющим для сознания — приспособление к миру или самоограничение человека? Функция отражения или функция воображения? Нуждается ли сознание в языке или язык — это явный враг сознания? В поисках ответа Федор Гиренок обращается к анализу наскальной живописи — впечатляющему результату существования человека воображающего.<br /> Автор — сторонник аутографического исследования феномена человека; суть его — в рассмотрении аутизма как фундаментальной антропологической характеристики.<br /> Отсюда неизбежен вывод об асоциальной природе человека.<br /> Книга предназначена всем, кто интересуется современной философией.

209
Философия Гиренок Ф.И. Аутография языка и сознания

Философия Гиренок Ф.И. Аутография языка и сознания

Философия Гиренок Ф.И. Аутография языка и сознания

Книга посвящена философским проблемам сознания. Автор возражает против биологизации философского дискурса о человеке и задается вопросом: что является определяющим для сознания — приспособление к миру или самоограничение человека? Функция отражения или функция воображения? Нуждается ли сознание в языке или язык — это явный враг сознания? В поисках ответа Федор Гиренок обращается к анализу наскальной живописи — впечатляющему результату существования человека воображающего.<br /> Автор — сторонник аутографического исследования феномена человека; суть его — в рассмотрении аутизма как фундаментальной антропологической характеристики.<br /> Отсюда неизбежен вывод об асоциальной природе человека.<br /> Книга предназначена всем, кто интересуется современной философией.