Философия Гиренок Ф.И. Аутография языка и сознания

Аутография языка и сознания

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 10.03.2017
ISBN: 9785392243402
Язык:
Объем текста: 251 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Введение

Глава 1. Аутография абсурда

Глава 2. Новый натурализм в антропологии

Глава 3. Почему человек ускользает от наблюдения?

Глава 4. Аутография палеолитического искусства

Глава 5. Аутизм как модель понимания человека

Глава 6. Четыре уровня падения сознания в «Магическое»

Глава 7. Галлюцинации как самораскрывающаяся сущность человека

Глава 8. Самость без «Я»

Глава 9. Эмоция как сознание, которое не знает, что оно сознание

Глава 10. Сознание

Глава 11. Язык

Глава 12. Речь

Глава 13. Слова

Глава 14. Язык и социум

Заключение



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу




Глава 13.
Слова


С. Булгаков писал: «Слово исходит из тьмы молчания». А это значит, что оно возникает раньше, чем его употребление. Слово может пониматься как знак и может пониматься как символ. О важности различия между говорящим и слушающим, а также между мифом и логосом, свидетельствует драма Софокла «Филоктет».


На острове Лемнос жил Филоктет, герой войны, друг Геракла. Жил он один, и не было у него ничего, кроме лука и стрел, подаренных ему Гераклом. Когда-то был Филоктет знаменит и уважаем греками. Но однажды ему не повезло. Его укусила в ногу змея. На месте укуса образовалась зловонная незаживающая рана. Рядом с Филоктетом невозможно было находиться, и греки решили избавиться от него. Одиссей высадил Филоктета на безлюдном острове и, оставив его умирать, уплыл.


Шло время. Война с Троей затягивалась, и боги сказали грекам, что они могут победить Трою, если у них появится оружие Геракла. И вот тогда-то греки вспомнили о Филоктете и стали делать все, чтобы забрать у него оружие Геракла. Они привезли ему подарки, вспомнили о его былых заслугах. Но что бы греки ни говорили, он не верил их словам и не понимал их проблем, ибо они обращались к нему на языке логоса. Их слова были знаками. И только в момент, когда Филоктету из мира мертвых явился сам Геракл со словом-мифом и напомнил ему о дружбе, о том, что боги хотят помочь грекам, а он, Филоктет, последовав воле богов, получит исцеление, он прислушался к его словам и отдал грекам лук и стрелы.


Итак, у греков есть два типа слов: слово-логос и слово-миф, или слово-знак и слово-символ. Как миф слово никогда не обманывает, оно всегда истинно и доносится до нас как бы из потустороннего мира. Как логос слово приходит из этого мира. Оно земное, посюстороннее. Оно может обманывать и вводить в заблуждение. Двум типам слова соответствуют два типа слушания. Слушать мифы — это значит внимать, принимать в себя, всем существом слушать. Слушать логос — это значит слушать ухом, слышать простые человеческие слова. Логос слышат. Мифу внимают.


1. Идея двух языков


Язык — это всегда два языка: язык внешний и внутренний, божественный и человеческий, ритуала и игры, жреца и воина. Есть имена, которые дал бог, и есть имена, которые дал человек. Бог назвал свет днем и тьму — ночью, твердь — небом и сушу — землей. Адам дал имена животным.


В каждом языке существуют два языка: один — священный, другой — повседневный. Один для себя, внутренний, другой для другого — внешний. На внутреннем языке говорит с человеком бог, на внешнем — обращаются к другому. На нем защищают внутренний язык от суггестии другого. В каждом слове есть два слова: внешнее и внутреннее.


2. Первое слово


Первое слово — это эмоциональная картина, в которой все повествование помещается в одном слове, и это слово — антислово. Марр его называл «мы — они», «это — то». Первое слово может обозначать что угодно. Например, весло могло обозначать действие (вести куда-нибудь) и предмет (лодку, лошадь, повозку).


Ребенок рождается как солипсист. Ему достаточно одного слова, чтобы выразить свое отношение к миру, чтобы изолировать себя от мира. Ребенок смотрит, чтобы смотреть, и хватает, чтобы хватать. И одно действие не связано с другим действием. Его тело рассыпано как бы на отдельные фрагменты, и он не узнает в них свое тело. Русские люди любили пеленать детей, чтобы они движениями своих рук и ног не могли себя напугать. Только на стадии зеркала ребенок собирает свое тело в одно целое и уже хватает, чтобы смотреть, и смотрит, чтобы схватить, то есть связывает одно действие с другим.


Первое слово бессмысленно. Если ребенок говорит «мама», то это не значит, что он имеет в виду маму. Первое слово — это слово без языка. В нем актуализируется прескрипция, повелительный зов, который может быть проинтерпретирован как «иди сюда», «дай», «помоги мне». В этой интонационной суггестии Выготский видел явную принадлежность ребенка к социуму. Это давало ему основание говорить о присутствии социального в первые же минуты жизни ребенка. Проблема состоит в том, что первое слово бессмысленно. Сначала ребенок бессмысленно кричит, затем бессмысленно гукает, в полгода ребенок бессмысленно лепечет. Лепет — это речевой хаос аутиста, в котором нет места другому. Другой существует в сознании исследователя, в данном случае — в сознании Выготского, а не в сознании ребенка.


Согласно Выготскому, ребенок нуждается во взрослом, в другом с самого момента его рождения. Он его ищет, ждет, высматривает. Но ребенку никто не нужен, он занимается только собой. Об этом говорит следующий факт: ребенок никого не слушает, он, как аутист, когда-то впервые себя услышит, и ему понравится то, что он услышит. Он будет слушать только себя. Ребенок станет удваивать звуки, повторяя их. В итоге появятся эхолалии, удвоенные слоги, например «ма-ма», «па-па». Но слова на этой стадии пусты. В них взрослые вкладывают смысл, как в пустую банку. Но этот смысл принадлежит взрослым, а не ребенку.



Аутография языка и сознания

Книга посвящена философским проблемам сознания. Автор возражает против биологизации философского дискурса о человеке и задается вопросом: что является определяющим для сознания — приспособление к миру или самоограничение человека? Функция отражения или функция воображения? Нуждается ли сознание в языке или язык — это явный враг сознания? В поисках ответа Федор Гиренок обращается к анализу наскальной живописи — впечатляющему результату существования человека воображающего.<br /> Автор — сторонник аутографического исследования феномена человека; суть его — в рассмотрении аутизма как фундаментальной антропологической характеристики.<br /> Отсюда неизбежен вывод об асоциальной природе человека.<br /> Книга предназначена всем, кто интересуется современной философией.

209
Философия Гиренок Ф.И. Аутография языка и сознания

Философия Гиренок Ф.И. Аутография языка и сознания

Философия Гиренок Ф.И. Аутография языка и сознания

Книга посвящена философским проблемам сознания. Автор возражает против биологизации философского дискурса о человеке и задается вопросом: что является определяющим для сознания — приспособление к миру или самоограничение человека? Функция отражения или функция воображения? Нуждается ли сознание в языке или язык — это явный враг сознания? В поисках ответа Федор Гиренок обращается к анализу наскальной живописи — впечатляющему результату существования человека воображающего.<br /> Автор — сторонник аутографического исследования феномена человека; суть его — в рассмотрении аутизма как фундаментальной антропологической характеристики.<br /> Отсюда неизбежен вывод об асоциальной природе человека.<br /> Книга предназначена всем, кто интересуется современной философией.