|
ОглавлениеЛюдмила Евгеньевна Лаптева. Право на жилище: исторический опыт и новые смыслы Игорь Федорович Мачин. Принцип разделения властей и права человека: открытый проект Владислав Валерьевич Денисенко. Концепция прав человека и их основания Юлия Владимировна Сорокина. Консерватизм и права человека в Республике Корея Дина Викторовна Алонцева. Роль Римской католической церкви в формировании института прав человека Николай Юрьевич Андреев. Средневековое городское налоговое право Юрий Юрьевич Ветютнев. Аксиологическое значение правовой определенности Роман Робертович Палеха. Защита прав человека: международные и внутригосударственные аспекты Анатолий Викторович Сумин. Древнерусский поруб как общерусское место изоляции от общества Ярослав Игоревич Севрюков. Идеи конвергенции социально-государственных систем Питирима Сорокина Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуПринцип разделения властей и права человека: открытый проектИгорь Федорович Мачин Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова Аннотация. В данной статье идет речь о принципе разделения властей и правах человека. Анализируются история вопроса и современные теории. Рассматривается проблема баланса властей в государстве для реализации фундаментальных прав человека. Ключевые слова: принцип разделения властей; баланс властей в государстве; этика государственной службы. История вопроса. Считается, что проблема прав человека, как ее понимают современные мыслители, связана с теорией разделения властей Дж. Локка. Представляется, что это не совсем так. Оперируя гипотезой естественного состояния индивидов, Локк исходил из предположения, что в этом состоянии каждый из индивидов обладает тремя правами, от которых никто, ни при каких обстоятельствах, не стал бы отказываться. Напомню, речь шла о правах: • на жизнь, • на свободу, • на собственность. Но именно в естественном состоянии индивиды и столкнулись с тремя недостатками этого состояния, которые делали весьма проблематичным сохранение названных прав: • не было законодательной власти. Прежде всего, отсутствовал известный, определенный, установленный для всех закон, который должен был выступать критерием справедливости или несправедливости поступков индивидов. • отсутствовала судебная власть. Не было судьи, который бы разрешал споры между индивидами. • в естественном состоянии часто не достает силы для исполнения решения, принятого судьей, т. е. нет исполнительной власти. Казалось бы, такого рода рассуждения должны были привести Локка к признанию безусловной значимости трех, ставших в настоящее время классичесскими, видов власти: • законодательной, • судебной, • исполнительной. Однако Локк неожиданно «забывает» о судебной власти, и указывает только на власть законодательную и на власть исполнительную (внутреннюю и внешнюю). Кроме того, согласно Локку, именно законодательная власть, созданная индивидами в обществе, позволяет обеспечить защиту индивидов от произвола какого-либо лица, делая их зависимыми только от закона, который обязателен для всех. Доказательством структурной связи между законодательной властью и триадой прав индивида у Локка служит его известная фраза: «сообщество постоянно сохраняет верховную власть для спасения себя от покушений и замыслов кого угодно, даже своих своих законодателей, в тех случаях, когда они окажутся настолько глупыми или настолько злонамеренными, чтобы создавать и осуществлять заговоры против свободы и собственности подданного». Ш.-Л. Монтескье, с именем которого связана классическая теория разделения властей, полностью изменяет логику рассуждений, отталкиваясь уже не от неотчужаемых прав человека, а от самой государственной власти. Он мыслит, таким образом, как политический социолог, заявляя, что любая власть стремится к злоупотреблению. Деспотию же он рассматривает только как крайний случай этого явления. Однако злоупотребление властью у Монтескье происходит, как мы понимаем, исключительно в отношении индивидов. Исключив злоупотребления власти, мы, по мнению Монтескье, решаем проблему обеспечения фундаментальных прав человека. В отличие от Локка, Монтескье ничего не говорит о триаде прав человека или о каком-либо каталоге этих прав. Монтескье интересует геометрия власти. Достаточно вспомнить следующие рассуждения Монтескье: «Чтобы не было возможным злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга». Для него было важно обосновать умеренную форму правления, при которой можно было бы комбинировать власти, регулировать и приводить их в действие, добавляя «балласту одной, чтобы она могла уравновешивать другую». Таким образом, можно сделать вывод: у Локка есть четкий перечень прав человека и — подчеркивается исключительность одной власти как гарантии этих прав — законодательной; у Монтескье есть теория разделения властей, но нет четко сформулированного каталога прав человека. И, наконец, БенжаменКонстан смог соединить воедино ценности британского конституционализма (признание фундаментальных прав на жизнь, свободу, собственность и отсутствие произвола; признание муниципальной автономии и др.) с французской теорией разделения властей на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Именно у Констана мы находим хорошо разработанную теорию личных и политических прав индивида, — теорию, которая включает в себя подробный каталог, прежде всего, личных прав индивида. Этот каталог состоит из следующих прав: • «право каждого подчиняться одним только законам, не быть подвергнутым ни дурному обращению, ни аресту, ни заключению, ни смертной казни вследствие произвола одного или нескольких индивидов; • это право каждого высказывать свое мнение, выбирать себе дело и заниматься им; • распоряжаться своей собственностью, даже злоупотребляя ею; • не испрашивать разрешения для своих передвижений и не отчитываться ни перед кем в мотивах своих поступков; • это право каждого объединяться с другими индивидами либо для обсуждения своих интересов, либо для отправления культа, избранного им и его единомышленниками, либо просто для того, чтобы заполнить свои дни и часы соответственно своим наклонностям и фантазиям; • наконец, это право каждого влиять на осуществление правления либо путем назначения всех или некоторых чиновников, либо посредством представительства, петиций, запросов, которые власть в той или иной мере принуждена учитывать». Обеспечению этого расширенного каталога прав человека должно было служить разделение властей на шесть ветвей, — Констан предложил теорию разделения властей, обосновав особую роль власти королевской (нейтральной). Стоит отметить, что Констан разрабатывал свою теорию разделения властей в начале XIX в., когда теория естественных прав человека и теория разделения властей, предложенные Локком и Монтескье, уже получили непосредственное отображение в законадельных актах, принятых в ходе американской и французской революций. Речь идет о таких актах, как: • Декларация независимости США (1776); • Декларация прав человека и гражданина (1789); • Американский Билль о правах (1791), Конституция США (1787). С тех самых пор в различных странах теория естественных прав человека и теория разделения властей станут определять законодательное творчество во многих странах. И законодательство (прежде всего, конституционное) станет развиваться целерациональным образом. С высоты дня сегодняшнего, можно признать, что теория естественных прав человека и теория разделения властей — это безусловное достижение западной правовой культуры, и, одновременно, колоссальный вклад в мировую правовую культуру. Теория вопроса. С конца XVIII в. теория естественных прав человека и теория разделения властей становятся интеллектуальными ориентирами для законодателей. И в настоящее время они продолжают быть столпами правового государства. Тем не менее, названные теории остаются, как было заявлено в названии статьи, открытыми, т. е. незавершенными мыслительными проектами. Обратимся к некоторым скрытым проблемам, связанным с реализацией этих теорий на практике, и, прежде всего, к теории разделения властей в государстве. А. Проблема нарушения баланса властей в пользу исполнительной ветви власти Серия важных замечаний была высказана Иммануилом Кантом в его работе «Метафизика нравов» (1797). В этом произведении Кант, в частности, задавался вопросом о ненасильственных, т. е. законных формах сопротивления, которые может использовать законодательная власть в отношении исполнительной власти. Внимание! Авторские права на книгу "Защита прав человека как цель и содержание правоприменительной деятельности. К 70-летию принятия Всеобщей декларации прав человека. Сборник трудов" ( Ред. колл. Денисенко В.В., Беляев М.А. ) охраняются законодательством! |